Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы
Счет как психический процесс состоит из ряда взаимосвязанных звеньев, образующих иерархизированную систему. Психологическая сложность этого вида деятельности обусловлена в первую очередь тем, что в процессе счета человек оперирует отвлеченными понятиями, отражающими взаимоотношения вещей реальной действительности.
Современное представление и понятие числа и счетных операций прошло длительный путь развития, и основой его формирования являлась предметная деятельность человека, развитие общественных и социальных взаимоотношений, развитие от конкретного предметного содержания к абстрактной модели числа. При этом, несмотря на различие взглядов разных исследователей, на понятие числа и счета, большинство из них выделяет позиционный и кардиционный принципы взаимодействия числа, а также его пространственное восприятие.
Нейропсихология позволяет изучить внутреннюю структуру любого психического процесса и разные виды интеллектуальной деятельности, в том числе счета, счетных операций, психологического содержания понятия числа и др., благодаря чему можно найти механизмы нарушения или трудностей формирования счета а, следовательно, и разработать наиболее оптимальные методы восстановления счета или его формирования у детей.
Здесь важно понять, что психофизиологической основой любой ВПФ, в том числе и счета, является функциональная система, которая локализуется в коре головного мозга по динамическому и системному принципу, так что мозговая основа любой ВПФ- это не отдельный участок мозга, как думали раньше, а взаимодействие ряда мозговых зон, в которых та или иная ВПФ локализуется как система. Эти представления и ряд других составляют основу научного подхода к восстановлению, к его восстановительному и формирующему видам обучения счету. Они позволяют найти механизм, природу и структуру дефекта счета, и его несформированности у детей и поставить дифференцированный диагноз.
Л.С.Цветкова таким образом, определяла оптическую акалькулию: оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных отделов как левого (чаще), так и правого полушария. При поражении затылочных систем мозга нет такого грубого распада понятия числа; сохраняется осознание связей и отношений чисел; менее пострадавшими оказываются и счетные операции. При этой форме акалькулии основными являются дефекты процесса восприятия числа- оптические, а иногда и оптико-пространственные расстройства, в связи с чем учащийся испытывает конкретные трудности, связанные с дифференцированным восприятием оптической структуры числа, т.е. они не могут оценить значение и назвать близкие по своему рисунку числа (ср.:3и8, 7и1, 2и8,4и1 и т.д.). Нередки дефекты оптического распознания чисел, которые отличаются друг от друга лишь пространственным расположением отдельных элементов (ср.:6и9, 3и5, 66и96 ит.д.), и дефекты в оценке чисел, обозначенных римскими цифрами (ср.:IXиXI, IVиVIи т.д.). Эта форма акалькулии идет обычно в синдроме оптической предметной агнозии и реже – оптико-пространственной.
Л.С.Цветкова отмечала, если наряду с чисто оптическими дефектами обнаружатся, хотя и незначительные, оптико-пространственные ошибки (в оценке чисел, значения которых различаются только пространственным расположением элементов: 3и5, 6и9, XIиIX и др.; в счетных операциях - ошибки пространственного происхождения; или при задании разложить ряд цифр последовательно слева направо (1,2,3 и т.д.) и наоборот- справа налево (9,8,7 и т.д.)- ошибки или задержки при выполнения задания), то в этих случаях имеет место не чисто оптическая, вторичная акалькулия, а смешанная – оптико-пространственная.
При этой форме акалькулии отсутствуют грубые первичные дефекты понятия числа, его психологического содержания, пространственных дефектов при отсчете чисел в счислительных операциях, но, тем не менее, эти симптомы возможны, и тогда акалькулия приобретает сложную комплексную форму. В этом случае топический диагноз будет указывать не только на поражение или дисфункцию затылочных зон, но и на заинтересованность в патологии теменных отделов коры левого полушария или дисфункцию вестибулярного аппарата.
Иная картина, по словам Л.С.Цветковой, обнаруживается у детей с поражением или недоразвитием затылочных зон мозга. У этой группы детей наблюдаются грубые нарушения предметного гнозиса, дефекты действий с предметами, понимания окружающего предметного мира и нарушения речи. В этом синдроме и будут протекать вторичные нарушения счета и счетных операций, обусловленные описанными дефектами, а также нарушением интеллектуальной деятельности в звене общего поведения, несформированности личности и др.
Подводя итоги, Л.С.Цветкова отмечает следующее.
У детей наблюдаются трудности дифференцирования, оценки и называния, близких по конфигурации чисел и цифр. Иногда оптические трудности распознавания цифр и чисел осложняются дефектами пространственного восприятия чисел и их оценки.
Основной фактор нарушения счета - нарушение дифференцированного зрительного восприятия цифры. В этом случае чаще всего обнаруживаются следующие симптомы: нарушение узнавания цифры и числа; трудности дифференцирования цифр, близких по конфигурации; замена одной цифры на похожую; дефекты вычленения существенных признаков цифры; уравнивание признаков похожих цифр (пример: даются две цифры- 3и8 – и на вопрос: «Что является отличительным признаком цифры 3, а цифры 8?» умственно отсталый ребенок отвечает, что они одинаковые). Её неузнавание возникает из-за дефектов зрительного восприятия и вычленения существенных признаков. В синдром оптической акалькулии входят и нарушения называния цифры и числа(вторичное), и нарушение счислительных(счетных) операций из-за указанных дефектов.
В этом случае нарушается образ восприятия цифры, но сохраняется ее образ-представление. Отчуждение значения цифры, ошибки называния возникают из-за дефектов вычленения ее существенных признаков при сохранности глобального восприятия перцепторного образа и образа-представления цифры.
Сенсорная и акустико-мнестическая акалькулии
Если оптическая акалькулия идет в синдроме нарушения процесса оптического восприятия, то эти две формы нарушения счета идут в синдроме нарушения акустического восприятия и речи. Поэтому одну из них условно можно назвать «слуховой акалькулией», при которой нарушаются только устная форма счета и счет на слух, а другая- «амнестическая акалькулия»- связана с нарушением слухоречевой памяти и объема слухового восприятия.
Поражение (или недоразвитие у детей) верхней височной извилины, как известно, ведет к сенсорной афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха. И, тем не менее, поражение этого участка мозга также ведет к своеобразной акалькулии. Нарушение счета в этом случае идут в синдроме акустической агнозии вместе и на фоне нарушения фонематического слуха. Узнавание и называние цифры и числа становится затруднительным, а нередко и невозможным.
Нарушения фонематического слуха, устной экспрессивной и импрессивной речи ведут и к нарушению понимания слов, обозначающих цифры и числа, и их узнавания. Вместо звучащего числа «шесть» больные могут услышать слово «семь», вместо «шестнадцать» - «семнадцать», вместо «девять» - «десять» и т.д. Те же и другие трудности возникают и при назывании. И все это ведет к большим сложностям в счетных операциях, в их понимании и реализации. Эти дефекты не являются нарушением счета, они лишь затрудняют его, и преодолеть их можно, если перевести счет и счетные операции во внутренние операции – без участия речи, а еще лучше, если исключить и внутреннюю речь. Дефекты височной области и несформированность речи ведут к грубым первичным нарушениям счета, счетных операций и формирования понятия числа.
Таким образом, Л.С.Цветкова
отмечает, что сенсорная акалькулия
имеет следующие
Если при обучении таких детей создать комфортные для них условия уменьшить объем задания, снизить темп подачи материала и ответа, то большинство ошибок исчезнет.
Эти нарушения не являются сложными, восстановление счета идет параллельно с восстановлением речи. Поэтому рекомендуется использовать методы восстановления речи при сенсорной афазии, особенно те из них, которые направлены на преодоление дефектов фонематического слуха, а в другом – методы, восстанавливающие объем акустического восприятия и слухоречевую память.
Лобная акалькулия
Лобная область коры головного мозга занимает у человека более трети всей массы коры. Наряду с нижнетеменной областью лобные доли являются самым сложным и исторически самым новым образованием больших полушарий мозга. Эта область отличается от других и тем, что она имеет самое тонкое строение и самые многообразные и многочисленные системы связи с другими областями мозга. Созревают они позднее остальных отделов мозга и представляют собой особые зоны, способ работы которых и функции также весьма отличаются от всех других зон мозга.
Они принимают непосредственное участие в организации поведения человека, играют значительную роль в регуляции тонуса коры и, по словам Лурия А.Р.: «являются аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека».[26]
Основными функциями лобных долей являются программирование, регуляция и контроль протекания всех психических функций человека. Исходя из строения и функций лобных долей, их важнейшей роли в осуществлении высших психических функций. Нетрудно представить , что их поражение приведет к нарушению всех высших форм организации сознательной деятельности и прежде всего к нарушению интеллектуальной деятельности.
Поражение лобных долей мозга ведет к изменению психической деятельности человека, к нарушению поведения, которое в одних случаях проявляется в снижении активности, а в других- в тенденциях к импульсивным бесконтрольным актам. Эти нарушения сказываются и на протекании интеллектуальной деятельности.
Счет, как один из видов деятельности, нарушается при поражении лобных долей мозга. Здесь мы встречаемся со сложным «узлом» нарушения счета, протекающего как нарушение интеллектуальной деятельности.
В последние годы в отечественных исследованиях психологии мышления (А.В. Брушлинский, В.П. Зинченкр, А.М.Матюшкин и др.) был выделен в качестве функционально- генетической единицы процесса мышления продуктивный процесс, который характеризуется: «…а) по его результатам как субъективное открытие неизвестного….б) по его начальному этапу, вызываемому познавательной мотивацией, возникающей в проблемной ситуации; в) по его центральному звену, выступающему как специфическая форма поисковой познавательной активности субъекта».
Дефекты счета проявляются в одних случаях в импульсивных действиях больных, в других- в замедленности и трудностях переключения с одного вида на другой, в третьем варианте- в «полевом поведении», не имеющим ничего общего с заданием (например, задание -решить арифметический пример:9+5=; больной смотрит по сторонам и говорит: «А-а, это значит 9стульев , но ведь здесь нет девяти… раз, два, три….только три»). Дети с недостаточностью функции лобных долей также отвлекаются от задания: начинают рисовать или встают и ходят по комнате и т.д. Все поведение в ситуации выполнения задания неадекватно, к своим действиям больные относятся некритично.
Нарушения счета идут в синдроме нарушения деятельности, ее целенаправленности, регуляции, контроля, нарушения мотивов и потребностей в поведении при отсутствии организации деятельности и разрушения регулирующей роли речи.
Фактор- нарушение избирательности и целенаправленности деятельности. Симптомы:
а) отсутствие способностей к самостоятельным действиям с числами, без управления извне;
б) непонимание взаимосвязи чисел внутри состава числа;
в) сужение объема связей числа, т.е. снижение обобщения и нарушение понятия числа;
г) нарушение счетных операций;
д) выпадение промежуточных звеньев в счетных операциях;
е) всплывание побочных связей;
ж)персеверации. Сохраняются узнавание и называние цифр и несложных чисел, таблица умножения, сложение и вычитание в пределах первого десятка, автоматизированные операции.
Психологическая картина нарушения счета при поражении лобных зон мозга, по словам Л.С.Цветковой, прежде всего , характеризуется нарушением произвольного уровня протекания этого процесса. Непроизвольный уровень счета, особенно счислительных операций, нередко сохраняется, что часто приводит к ошибочному выводу о сохранении способности к счету и счетным операциям у этих больных, в то время как на самом деле, сохраняются только навыки; осознанные и осмысленные действия с числами грубо нарушаются.
Поражения лобных зон мозга ведут так же, как и поражения теменно-затылочных отделов, к нарушению счета и счислительных операций.
Теменная теменно-затылочная акалькулия
Теменная и теменно-затылочная акалькулия является специфической первичной. Это главная ее форма, при которой нарушается счет и счетные операции.
Фактором(механизмом), лежащим в основе этой формы нарушения счета, являются дефекты пространственного и оптико-пространственного гнозиса. Известно, что в современной психологии, физиологии, неврологии каждый вид рассматривается как результат работы не одной, а нескольких анализаторных систем, причем разных их уровней(П.К.Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, Г.Л. Тойбер, А.В. Запорожец, В. Маункастл, К Филлипс и др.)[5]. Эти и ряд других исследователей рассматривают восприятие как функциональную систему, и особенно это касается пространственного восприятия, в котором задействована целая система мозговых зон.