Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.doc

— 533.50 Кб (Скачать)

   

Ответы детей записываются  и анализируются по следующим показателям:

    5 баллов- все задания  выполнены самостоятельно и верно;

    4 балла -в  основном  все задания выполнены самостоятельно  и верно, ошибки исправляются  самостоятельно, либо после уточняющего  вопроса;

    3 балла – большинство  заданий выполняются с помощью  в виде уточняющих вопросов, некоторые  задания недоступны;

    2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;

    1 балл- невыполнение.

Из таблицы 2.4.6. видно, что дети называли геометрические фигуры практически без ошибок, реже смешивали с другими геометрическими фигурами, обозначали правильными названиями предметы близкие по форме.

          Исходя из полученных результатов контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития математических понятий у учащихся возрос:

Высокий уровень – 40%

Средний уровень - 30% 

Низкий уровень – 30%

            Систематическая работа по развитию речевых предпосылок обучения математике посредством учебно-дидактической игры позволила качественно повысить уровень владения математической речью детей данного класса. У детей отмечается качественный и количественный рост математического словаря, снизилось количество аграмматизмов при употреблении математических выражений, при построении связных высказываний математического содержания отсутствовали грубые нарушения высказывания, такие как логика излагаемого события, пропуски структурных компонентов задания, а как следствие, повысился уровень сформированности математических понятий.

                  Использование дидактических игр при обучении детей с нарушениями интеллекта, направленных на формирование математических понятий, является необходимым. Так как в игре знания детей усваиваются гораздо быстрее и прочнее, лучше формируются умения и навыки, в том числе навыки счета.

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Таким образом, результаты исследований показали, что для умственно отсталых детей характерны снижение интереса к занятиям, трудности в осознании предъявляемых требований, в прогнозировании характера выполнения задания, тяготение «бездумному» стилю работы, низкая самокритичность в оценке своих действий и результатов работы. Для них характерны неумение планомерно анализировать объект, планировать предстоящую работу, аккуратно и последовательно выполнять ее, регулировать речью свою деятельность. Их отличает недостаточная ориентировка в речевой действительности.

В игровой деятельности этих детей проявляется бедность запаса знаний и представлений об окружающем мире, недостаточная эмоциональная отзывчивость и без специальной работы преодолеваются с большим трудом.

Поэтому при обучении умственно отсталых детей математике требуется целенаправленная  коррекционная работа. В процессе действий детей в процессе игры , действий с предметами, расширяется их жизненный опыт как основа успешного обучения вообще и формирования математических понятий частности.

Основное содержание работы составило непосредственные наблюдения детей, упражнения в ходе дидактической игры, сопровождающиеся их словесным отсчетом.

Результаты экспериментального исследования по формированию математических понятий у детей с нарушениями интеллекта подтверждают гипотезу относительно того, что именно дидактические игры являются наиболее эффективным средством развития математических понятий у учащихся с нарушениями интеллекта.

Считаем, что подобранная и разработанная серия дидактических игр эффективно помогли нам в формировании у детей с нарушениями интеллекта математических понятий. Проведенная нами работа помогла своевременно выявить причины трудностей возникающих при усвоении числа и счета у детей интеллектуальной недостаточностью и найти эффективное средство, направленное на их устранение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, практического опыта по формированию математических понятий у умственно отсталых школьников позволили сделать следующие выводы.

Знание причин и механизмов нарушения процесса формирования математических понятий у детей с интеллектуальной недостаточностью позволяют выбрать правильные методы для овладения этими понятиями. Определить потенциальные возможности каждого ученика, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса, с учетом его психофизических способностей, степени дефекта.

Одним из средств, способствующих формированию математических понятий, является дидактическая игра.

Дидактическая игра должна стать неотъемлемой частью учебного процесса, стимулировать его познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных дидактических игр, постоянное обновление игр, находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше нарастал интерес учащихся к этим познавательным играм. Так как дидактическая игра несет в себе огромные образовательные и воспитательные  возможности, необходимо шире использовать ее в коррекционном процессе.

Результаты экспериментального исследования по формированию математических понятий у детей с нарушениями интеллекта подтверждают гипотезу относительно того, что именно дидактические игры являются наиболее эффективным средством развития математических понятий у учащихся с нарушениями интеллекта.

Эффективность дидактической игры  проявляется при систематической и целенаправленной работе. Поэтому необходим комплексный подход в подборе дидактических игр, затрагивающий развитие всех психических функций лежащих в основе усвоения числа и счета.

Считаем, что подобранная и разработанная серия дидактических игр эффективно помогли нам в формировании у детей с нарушениями интеллекта математических понятий.

Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абелева И.Ю. Механизмы компонентов речи [текст]/ И.Ю. Абелева .-Парадигма.-2012.
  2. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду [текст]/А.Бондаренко.-М.:Просвещение, 1991.
  3. Бараева Л.Б. Развитие связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Модели обучения [текст]/Л.Б.Баряева-СПб.:СМПБГУ, 2005.
  4. ВласоваТ.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии [текст]/Т.А.Власова, М.С.Певзнер.-М.:Просвещение,1977.
  5. Васенков Г.В. Педагогические аспекты обучения умственно отсталых школьников// Коррекционная педагогика: теория и практика.-2009.- №2.
  6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [текст]/Л.С.Выгодский-М.:Просвещение, 1982.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь [текст]/Л.С.Выгодский-М.: Лабиринт, 1996.
  8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [текст]/Л.С.Выготский//Вопросы психологии.-1995.№6.
  9. Гаврилушкина О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников //Коррекционная педагогика: Теория и практика.-2008.-№2.
  10. Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [текст]/И.С. Гринченко-М.:ГЦЛ, 2008.
  11. Григонисом А.В. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания учебного материала у младших школьников с проблемами в развитии.//Психологическая наука и оброзование.-2007.-№2.
  12. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Мугилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога [текст]/Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А. Мигулева, И.Г.Соловьева.-Ростов-на-Дону:Изд-во Феникс, 2006.
  13. Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии//Коррекционная педагогика: Теория и практика.-2009.-№3.
  14. Забрамная С.Д. Некоторые психолого- педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения [текст] / С.Д. Забрамная, Т.Н.// Коррекционная педагогика: теория и практика.-2008.-№1.
  15. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая[текст]:методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева-М.:Сфера, 2007.
  16. Исаева Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью [текст]: автореферат, кандидатская диссертация /Т.Н.Исаева-М., 2001.
  17. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах-М.:Просвещение,1985.
  18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [текст]:М:Владос, 2001.
  19. Кабанова Л.В. Учебные игры, как средство повышения эффективности уроков [текст]/Л.В.Кабанова//Начальная школа.-1992.-№4.
  20. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.:Просвещение, 1990.
  21. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР [текст]: М.:Гном и Д, 2004.
  22. Кузьмина – Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной школе. М.:Учпедгиз 1962.
  23. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры /Избранные психологические произведения в 2-х т. М.:Педагогика, 1983-320с. Т.I.
  24. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [текст]: М.:АПН РСФСР, 1958.
  25. Лурия А.Р. Язык и сознание [текст]/А.Р.Лурия.-Ростов-на-Дону:Феникс, 1998.
  26. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.М.:Педагогика,1985.
  27. Михайленко Н.Я. К вопросу о строении игр с правилами [текст]/Н.Я. Михайленко//Дошкольное воспитание.-1988.-№1.-с.26.
  28. Перова М.Н. Методика преподавания математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебн. Пособие для студентов вузов по пед. Спец.[текст] /М.Н. Перова.- 4-е изд, перераб.-М.:Владос., 2001-408с.
  29. Попов М.А. Дидактические материалы по математике [текст]/М.А. Попов.-Экзамен, 2013.
  30. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.З. Технология игры в обучении и развитии [текст]/П.П.Пидкасистый,Ж.З.Хайдаров.-М.:1996.
  31. Повалеева М.А. Профилактикаи коррекция нарушений письменной речи[текст]/ М.А. Повалеева.- Феникс, 2006.
  32. Психическое развитие младших школьников. Под ред. Давыдова.-М.:Просвещение, 1984
  33. Психологический словарь. М.: 2009.
  34. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника [текст]:учеб.Пособие/С.Я.Рубинштейн.-М.:1979.
  35. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее  обучение детей в процессе дидактических игр. [текст]/ Е.А. Стребелева/ Владос. 2008.
  36. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной акалией) [текст]: М.: Классикс Стиль, 2003.
  37. Тараева Л.А. Говорим правильно. Игры на развитие речи. [текст]/ Л.А. Тараева.- Росмэн, 2008.
  38. Томи Л.Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи [текст] /Л.Е.Томи//Дефектология.- 2008.-№5.с.35-38.
  39. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Игры на развитие пространственных представлений

 

       Поступайте так, как я вам говорю

       Цель: развитие умения определять и различать геометрические фигуры. Закрепление пространственных представлений: сверху, снизу, слева, справа.

    I вариант. Перед каждым учеником должны лежать лист прямоугольной формы из плотной бумаги и вырезанные из картона геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Для проведения игры используются магнитная доска и комплект, состоящий из таких же геометрических фигур, но большего размера. Учитель говорит учащимся: « Поставьте на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник, над кругом прямоугольник». Выполненное задание сравнивается с изображением на магнитной доске.

    II вариант. Учитель показывает закрепленные в определенном порядке различные по форме и по цвету геометрические фигуры; при этом он просит учащихся определить и назвать вид фигуры, расположенной слева от квадрата, справа от круга, слева от круга и т.д.

    В таких задачах  можно использовать как геометрические  фигуры, так и предметы: ручку, резинку, мел, линейку и т.д.

 

Принеси зайчику морковку

Цель: закрепить умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, руководствуясь словами: вверх, вниз, направо, налево.

У каждого – лист бумаги в клетку с изображением в левом нижнем углу морковки. А в левом верхнем – зайчика. Между ними – препятствия. Перед проведением игры педагог предлагает загадку:

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

Педагог рассказывает, что в лесу под кустиком сидит зайчик. Он уже несколько дней ничего не ел – вокруг бродит лиса, а зайчик боится выйти из своего укрытия на поиски корма. Наши ребята добрые и смелые, они помогут зайчишке.

 

Каждый ребёнок должен стараться выручить из беды своего зайчика, - обходя препятствия. Отнести ему морковку. При этом все соблюдают условие: идти можно только по линиям. Пересекать клеточки с угла на угол нельзя. Выполнив задание, дети рассказывают о том, как они шли к зайчику: вначале пошёл направо, затем вверх, после этого завернул направо и т.д.

 

Наоборот

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Педагог называет какое-либо слово, характеризующее направление движения или пространственные отношения между предметами. А ученик должен произнести слово противоположного значения. Педагог говорит: «Я произношу слова, например, вниз. Тот кого я спрошу, должен сказать противоположное».

Верхний – нижний; слева – справа; правый – левый; спереди – сзади; первый – последний.

Усложняя задание, используем сочетание слов: снизу вверх – сверху вниз; справа – налево; под столом – на столе; в начале книги и т.д.

 

«Составим разноцветный поясок»

Цель: формирование пространственных представлений детей и навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Организация работы:

Учитель готовит для каждого ученика чистый альбомный лист и набор фигур: два красных круга, два желтых круга и два зеленых треугольника, два красных и два синих квадрата.

Образец задания:

Инструкция:

Ученики по заданию учителя на чистый лист бумаги выкладывают круги, квадраты, треугольники, образуя из них разноцветный поясок: посередине – красный круг, справа от него – зеленый треугольник, слева – желтый, справа от зеленого треугольника – синий квадрат, слева от желтого треугольника – красный круг и т.д.  В результате должен получиться разноцветный поясок.

Задание можно усложнить. Каждому ученику  дать карточку – образец «разноцветного пояска». После того как дети внимательно ее рассмотрят, повторят систему фигурок, учитель собирает карточки-образцы, а дети самостоятельно выкладывают на листе «разноцветный поясок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Игры на развитие зрительного анализатора

 

«Найди свою пару»

Цель: закрепить умение детей с помощью зрительного анализатора различать предметы по толщине (толстый – тонкий), отношения предметов (толще, тоньше, одинаковые).

Предлагаются пары карточек с изображением предметов, отличающихся по толщине (могут быть различной толщины части одинаковых предметов). Педагог рассказывает детям, что на карточках изображены одинаковые и отличающиеся по толщине предметы. Например, два толстых и два тонких дерева и т.д.

Карточки раздаются детям, каждый должен найти свою пару (ее составляют дети, у которых изображения двух одинаковых по толщине предметов) и сказать, почему они встали вместе.

 

«Найди предметы»

Цель: закрепить умение различать предметы по высоте (высокий – низкий). Отношения предметов (выше, ниже, одинаковые). Активизировать в речи детей соответствующую терминологию.

Имеются пары предметов отличающихся или одинаковых по высоте. После условного сигнала дети должны найти предметы, но о своей находке сразу не говорить, а выйти к доске.

Через несколько минут поиски предмета прекращаются, и стоящие в ряду дети начинают рассказывать, что каждый из них нашел и как отличаются эти предметы по высоте. Например: « Я нашел две куклы. Одна кукла в красном платье высокая. А в синем – низкая». Или: «Я нашел две елочки, они одинаковые».

Информация о работе Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры