Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.doc

— 533.50 Кб (Скачать)

Деятельность, направленная на раскрытие содержания нового термина, обязательно комментировалась, что позволяло продемонстрировать правильный речевой образец, стимулировало понимание речи детьми, развивало их способность к определению на слух звуковых и морфологических элементов слов. Для актуализации нового термина  в речи использовались такие приёмы, как совместное проговаривание термина, договаривание термина детьми в процессе игры, подсказывающей новое слово, например в дидактической игре «Числа перебежчики» дети усваивали на практике переместительный закон сложения.

Числа – перебежчики

Цель: закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Детей распределяют на две команды, им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составляют примеры на сложение.

Например: 2+8=10; 7+1=8.

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры на сложение: 8+2=10; 1+7=8. Составленные примеры записываются на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют переместительный закон сложения.

Расширение и уточнение математического словаря

Расширение и уточнение словаря осуществлялось в рамках изучаемых математических разделов, что позволяло объединять новые слова по тематическому принципу. При введении нового термина я также использовала дидактические игры. Учащиеся наглядно на практике осваивали значение слова, которое раскрывалось самим содержанием ситуации. Это такие игры как:

 Милые скворушки кушать хотят

Цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10. Имеются плоские изображения скворечников, каждый из которых обозначен цифрами от 0 до 10. Карточки с записями примеров.                                                              

Начинают игру стихотворением.

                                                  Сбил – сколотил скворечницу отец.

                                                   Лети – прилетай в скворечницу, скворец.

                                                   Живи да поживай,

                                                    Яйца клади, скворчат выводи.

Вот наши скворечники. В каждом – разное количество скворушек. Чтобы они хорошо росли, их надо кормить.

Решив примеры, дети по ответу определяют, скворушки какого скворечника будут сыты.

Лучший счетчик

Цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрами.

Учитель на магнитной доске по секторам размещает от1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, он предлагает сосчитать число рисунков и показать нужную цифру.

Угадай-ка

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел. Детям предлагается отгадать число, если оно

-находится между числами 6 и 8;

-на 1 больше 5 и на 1 меньше 7;

-мои соседи – числа 7 и 9, в каком домике живу я?

Наоборот

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Педагог называет какое-либо слово, характеризующее направление движения или пространственные отношения между предметами. А ученик должен произнести слово противоположного значения. Педагог говорит: «Я произношу слова, например, вниз. Тот кого я спрошу, должен сказать противоположное».

Верхний – нижний; слева – справа; правый – левый; спереди – сзади; первый – последний.

Усложняя задание, используем сочетание слов: снизу вверх – сверху вниз; справа – налево; под столом – на столе; в начале книги и т.д.

Постройтесь правильно

Цель: счет до 10 и закрепление представления о месте числа в ряду натуральных чисел.

Число учащихся принимающих участие в игре не более десяти. Дети держат в руках карточки, на которых цифрами указаны числа до 10. Участники должны быстро перестраиваться в соответствии с указаниями учителя. Например: «Построить ряд чисел от 6 до 10», «Выстроить колонну чисел от 3 до 7», «Выйти вперед числу 4. Справа от него должно встать число, которое меньше его на 1 единицу» и т.д.

Так, при формировании понятия «больше – меньше», деятельность детей по сравнению и преобразованию предметных множеств позволяла наглядно продемонстрировать значение терминов «больше», «меньше», «поровну», «прибавить», «отнять» и показать взаимосвязь между осуществляемым действием и ее результатом: «Прибавили – стало больше», «отняли – стало меньше».

Организация практической деятельности посредством дидактической игры позволила не только дифференцировать значение нового термина, но и  связать термин с другими словами, включая его в доступный детям контекст, отрабатывать грамматические формы термина.

Введение нового термина осуществлялось с опорой на работу всех возможных анализаторов. Новый термин неоднократно воспринимался детьми на слух, с включением зрительного анализатора (использование наглядности). Тактильно – кинетического (действия при определении формы предмета, его размера). Например, игра «Волшебный мешочек».

Для лучшего запоминания термин воспроизводился во время занятия не менее пяти раз, при этом использовалось не механическое повторение слова, а активное его употребление в процессе выполнения заданий. Закрепление новой лексики осуществлялось не только на уроках математики, но и на занятиях по развитию речи, ИЗО, трудовому обучению, в свободной деятельности детей в процессе игр, прогулок, режимных моментов. Это позволяло уточнять значение слова, отрабатывать правильное произношение термина, что предупреждало формальное употребление терминов детьми, быстрое забывание усвоенных слов.

При закреплении нового математического термина осуществлялся постепенный переход от его изолированного употребления в кратких ответах и построению фразы с использованием термина при ответе на вопросы педагога.

Развитие грамматического строя речи

При формировании математических представлений уделялось большое внимание развитию грамматического строя речи детей при отработке словосочетаний, предложений, содержащих математические термины. Эта работа была направлена на закрепление усвоенной детьми математической терминологии в различных речевых ситуациях и в то же время позволяла формировать навыки правильного употребления грамматических форм в речи. Отрабатывались словосочетания, составленные по типу согласования (первый мяч, широкая лента и т.д.), управления (добавить, отнять, слева от стола и т.п.), примыкания (слева домик, справа солнце и т.п.). Составление словосочетаний осуществлялось в процессе дидактической игры с опорой на практическую деятельность детей с различным наглядным материалом, что позволяло варьировать лексическое наполнение словосочетаний, практически отрабатывая склонение существительных и прилагательных, спряжение глаголов.

При обработке построения словосочетаний обращалось внимание детей на то, что категория рода, числа, обозначение отношения предмета к другим предметам, действиям или признакам, временная отнесенность действия по-разному обозначаются в языке. Использовались такие приемы, как выделение связи между вопросом и окончанием (пять чего? – кругов), выбор вспомогательного слова для определения окончания слова (башенка какая? – высокая), акцентирование окончания голосом. 

Отработанные словосочетания являлись структурным материалом для построения предложений. У учащихся формировались навыки правильного построения распространенных видов простых предложений, отражающих пространственные, временные, объективные, определительные отношения. У детей формируются навыки построения распространенных предложений с прямым дополнением (Оля добавила круги), определением (Дима поймал больше рыбок), предложений со сравнительными конструкциями (на верхней полке чашек больше, а на нижней меньше), предложений со сравнительными конструкциями (Башня высокая, а башенка низкая) и др.  Я учила использовать лексический материал вопроса при построении ответа: сначала дети подставляли вместо вопроса требуемое слово (высокую башню строит Алеша). Затем повторяла ответ, демонстрируя образец правильного порядка слов в предложении (Алеша строит высокую башню). В процессе работы я использовала приемы совместного проговаривания предложений, заканчивание ребенком предложений, начатых педагогом, что способствовало закреплению навыка употребления грамматических конструкций.

Построение связных высказываний математического содержания

Работа над математическим словарем, грамматическим строем математической речи позволила мне подготовить детей к построению связных высказываний математического содержания.

На начальных этапах формирования представлений по какому-либо разделу отрабатывались навыки диалогической речи: дети учились отвечать на вопросы педагога, задавать вопросы по образцу. При ответе на вопрос использовали словосочетания. Предложения, указывающие, на количество предметов, осуществленное действие, признак предмета и т. д.

По мере усвоения темы учащиеся переходили к построению более развернутых предложений, в которых требовалось установить причинно следственные связи (я добавил круги, кругов стало больше), и т.п. При развитии связанного высказывания постепенно осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной.

При знакомстве с новым термином, я демонстрировала действие, сопровождая его комментариями. При закреплении дети действовали по подражанию, стараясь в своей речи воспроизводить формулировки, полученные от педагога, т.е. речевая деятельность строилась на основе наглядно-практической ситуации, и носила ситуативный характер. На этом этапе мною использовались такие дидактические игры как:

Проверяем Незнайку

Цель: отработка навыков сложения и вычитания.

Учитель записывает на доске примеры, решенные с ошибками. Рядом прикрепляется изображение Незнайки. Детям предлагается ситуация: Незнайка , решая примеры , допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки.

Математическая рыбалка

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Имеются рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красных, 2 полосатых.

На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, считают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех наловит рыбок, тот лучший рыболов.

 

Поможем Красной Шапочке

 

Цель: формировать понятие о множестве и умение правильно определять соотношение между элементами сравниваемых множеств.

Имеются изображения Красной Шапочки, цветов, грибов, ягод.

Учитель рассказывает:

-Шла по лесу Красная  Шапочка (передвигает фигуру по  наборному полотну). Она собирала  цветы, ягоды, грибы. Для кого она  все это насобирала?

-Для бабушки.

-Собрала большой букет цветов и была довольна, что порадует бабушку. Заглянула девочка в корзинку – грибов и ягод было не очень много, и Красная Шапочка решила их посчитать. Давайте поможем ей. Красной Шапочкой будет Оля. Оля, вынимай из корзинки грибочки и ставь их на наборное полотно.

-Посчитаем грибочки вместе  с Олей (Красная Шапочка собрала  для бабушки 5 грибов).

-А теперь посчитаем  ягоды и каждую поставим под  грибами. Чего больше собрала  Красная Шапочка – грибов или  ягод? (ягод больше). На сколько больше? (на 2).

-Сколько ягод собрала Красная Шапочка? (7).

-Красная Шапочка захотела  принести бабушке одинаковое  количество грибов и ягод. Что  ей надо сделать?

(найти еще 2 грибочка)

Нашла девочка 2 грибочка, и стало у нее грибов и ягод поровну.(по7)

После того, как все дети овладели новым приемом, речевое сопровождение усложнилось: дети не только комментировали действие, но и при выполнении его должны были сначала по моим вопросам, а затем и самостоятельно рассказать о том, как выполнялось действие. По мере усвоения приема приходили к составлению плана: коллективно отвечали на мои вопросы, рассказывали о том, как будут выполнять действие, затем план работы еще раз повторялся одним из учеников, и только после этого действие выполнялось. При работе особо учитывались индивидуальные речевые возможности каждого ребенка. Детям с более низким уровнем речевого развития я предлагала отвечать на вопросы, комментировать действия. Дети с более сформированной речью выполняли задания по составлению плана последующего ответа.

 

    1. Определение эффективности использования дидактических игр как средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта

 

 Для выявления динамики формирования математических понятий был проведен констатирующий эксперимент в мае 2013 года

Он включал в себя задания по следующим разделам:

Счет.

Количественные отношения.

Счетные операции.

Размер предметов.

Пространственные представления.

Знание геометрических фигур.

Таблица 2.4.1

Данные глубины овладения понятий счета (баллах)

 

п / п

Участники констатирующего эксперимента

Предлагаемый материал

Воспроизвед.числового ряда

Счет однородных предметов

Зависимость счета от величины предмета

Счет с опорой на слух и  осязан.

Счет по порядку

Ответы

1

Ваня А.

5

5

5

5

5

2

Маша А.

4

4

3

3

3

3

Света А.

5

5

5

5

5

4

Леша Ш..

3

3

3

3

3

5

Василина Ж.

2

2

2

3

2

6

Диана Г.

3

3

3

3

3

7

Василина Ж.

5

4

4

4

4

8

Вероника К.

5

5

4

4

4

9

Света П.

2

2

2

2

2

Информация о работе Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры