Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.doc

— 533.50 Кб (Скачать)

Например: 2+8=10; 7+1=8.

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры на сложение: 8+2=10; 1+7=8. Составленные примеры записываются на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют переместительный закон сложения.

 

«Космические путешествия»

Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Имеются шапочки со звездами, рисунок космического корабля, звезды, луна, значки – звездочки, карточки с примерами.

Выбирается экипаж. Во главе – командир. Им становится тот, кто быстрее выполнит предложенное задание (примеры на сложение и вычитание в пределах 10).

Каждый член экипажа надевает шапочку, решив записанный на ней пример.

Корабль отправляется в космос. Экипаж считает по 2 до 10 и обратно.

Корабль в космосе. Командир ведет курс. На доску прикреплены звездочки, на которых записаны примеры. Каждый член экипажа снимает звездочку, производит вычисление и докладывает командиру корабля.

Корабль совершает круг вокруг Луны и возвращается на Землю. Члены экипажа награждаются звездочками. Но чтобы получить звездочку, надо решить пример, записанный на обратной стороне.

При подведении итогов награждаются все дети. За выполнение правильно, безошибочно всего полета дается красная звездочка, а тем детям, у которых были ошибки - желтая.

 

«Постройтесь правильно»

Цель: счет до 10 и закрепление представления о месте числа в ряду натуральных чисел.

Число учащихся принимающих участие в игре не более 10. Дети держат в руках карточки, на которых цифрами указаны числа до 10.

Участники должны быстро перестраиваться в соответствии с указаниями учителя. Например: «Построить ряд чисел от 6 до 10», «Выстроить колонну  чисел от 3 до 7», «Выйти вперед числу 4. Справа от него должно встать число, которое больше его на 1 единицу. Слева от числа 4 должно встать число, которое меньше его на 1 единицу» и т.д.

 

«День и ночь»

Цель: воспроизведение приемов сложения и вычитания по представлению числового ряда.

Организация игры. Учитель записывает числовой ряд на доске:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Содержание игры:

Детям предлагаются примеры, при слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, или влево, если пример на вычитание.

При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают.

Например, «Ночь! Первое слагаемое 4. Второе 2. Найти сумму. День! (6)».

 

«Действия с числами» (устно)

1.Мальчик вырезал шесть  кругов и треугольников. Сколько  кругов и сколько треугольников  вырезал мальчик?

2.Какие числа нужно сложить, чтобы получилось число 5? 4?

3.Назовите по порядку  все однозначные числа. Какое  наименьшее? Какое наибольшее?

4.Назовите число, которое  следует за числом 6.

5.Назовите число, предшествующее 9.

6.К задуманному числу  прибавили единицу, и получили семь. Какое число задумали?

 

«Самый быстрый почтальон»

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Организация выполнения задания.

1.Учитель заранее готовит 16-20 карточек (писем), на обратной  стороне которых записаны примеры  на сложение и вычитание в  пределах 10.

2.Наборы разрезных цифр, обозначающие числа от 0 до10.

Учитель делит класс на две группы. Первой группе учитель раздает карточку (письмо), на обратной стороне которой записан пример. Вторая группа изображает дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример).разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот – самый быстрый почтальон. Решение примеров проверяют все ученики. Затем дети меняются ролями.

 

 


Информация о работе Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры