Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.doc

— 533.50 Кб (Скачать)

 

Игра «Концовка»

Цель: развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Содержание игры:

1.Учитель произносит начало  предложения, ученики продолжают  его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать  вопросы).

Например: «Если сосна выше березы , то береза…(ниже сосны)». «Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы…(тоньше ствола дуба)».

     2.  Учитель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий», «круглый».

  Например: «Колобок….(круглый), дядя Степа…(высокий)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Игры на развитие слухового восприятия

 

«Где звенит колокольчик?»

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, активно используя в речи слова: справа, слева, впереди, сзади. Развивать слух.

Одному ребенку завязывают косынкой глаза. Второй ходит по классной комнате с колокольчиком и позванивает им в разных местах. Первый отгадывает, где позвонили, называя место звука по отношению к себе: «Позвонили справа от меня», и т.д.

Тот, кто после условного количества звонков ни разу не ошибется, получает звоночек и занимает место своего товарища.

Для детей , которые хорошо определяют направление звука, задачу можно усложнить, предложив рассказать одновременно обо всех звонках: «Первый раз позвонили спереди, второй – справа, третий – слева».

 

«Наседка и цыплята»

Цель: закрепить навыки счета. Развивать слуховое внимание.

На карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети – цыплята, один –ученик –наседка. Наседку выбирают с помощью считалки:

Говорят на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка…

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

Цыплята есть хотят.

Мы накормить должны цыплят.

Наседка начинает свои игровые действия – стучит по столу несколько раз – созывает цыплят к зернышкам. Если наседка постучала 3 раза, ученик, у которого находится карточка с изображением 3 цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) – его цыплята накормлены.

 

 

 

    Сколько раз

    Цель: закрепление навыка в счете предметов. Развитие слухового внимания.

   Учитель ударяет несколько раз в ладоши или бубен, а дети поднимают ту карточку с цифрой, которая соответствует числу ударов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Игры на развитие внимания

 

«Будь внимателен»

Цель: закрепить умение различать предметы по цвету.

Имеются плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские изображения предметов. Педагог называя предмет или цвет, поднимает руки вверх. Дети делают тоже самое. Если цвет назван педагогом не правильно, ученики не должны поднимать руки. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы в верхнем ряду и т.д.

 

«Снеговик»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий находит отличие, затем предоставляет слово другому и т.д. Игра заканчивается , когда кто-то из партнеров не сможет назвать отличие (ранее не замеченное).

Игру можно начать так:

«Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках…

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

 Лишь морковку гложет,

Но что разного у них-

Он понять не может.

А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки…».

 

«Матрешки»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Нужно внимательно посмотреть и найти отличия у матрешек. Так как детям трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам.

Вопросы: Одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли глаза? Одинаковые ли губы и т.д.

 

«Рассеянный художник»

Цель: развитие наблюдательности и счет до шести.

Игровой материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6) . Начать игру можно так: «На улице Бассейной, один художник жил. И иногда рассеянный неделями он был. Однажды , нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести.  Какое число птиц пропущено на картинке?». Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять?

 

«Составим узор»

Цель: выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по форме, цвету, расположению.

Набор из 9 фигур: 1 красный круг, по два желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске. А другим – у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева – 2 красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева синие квадраты. Затем он просит составить любой узор из фигур т расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, трех узорах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Игры, направленные на формирование понятия числа и счета

 

Поможем Красной Шапочке

Цель: формировать понятие о множестве и умение правильно определять соотношение между элементами сравниваемых множеств.

Имеются изображения Красной Шапочки, цветов, грибов, ягод.

Учитель рассказывает:

-Шла по лесу Красная  Шапочка (передвигает фигуру по  наборному полотну). Она собирала  цветы, ягоды, грибы. Для кого она все это насобирала?

-Для бабушки.

-Собрала большой букет  цветов и была довольна, что  порадует бабушку. Заглянула девочка  в корзинку – грибов и ягод  было не очень много, и Красная  Шапочка решила их посчитать. Давайте поможем ей. Красной Шапочкой будет Оля. Оля, вынимай из корзинки грибочки и ставь их на наборное полотно.

-Посчитаем грибочки вместе  с Олей (Красная Шапочка собрала  для бабушки 5 грибов).

-А теперь посчитаем  ягоды и каждую поставим под  грибами. Чего больше собрала  Красная Шапочка – грибов или ягод? (ягод больше). На сколько больше? (на 2).

-Сколько ягод собрала  Красная Шапочка? (7).

-Красная Шапочка захотела  принести бабушке одинаковое  количество грибов и ягод. Что  ей надо сделать?

(найти еще 2 грибочка)

Нашла девочка 2 грибочка, и стало у нее грибов и ягод поровну.(по7)

 

«Сколько! Какой!»

Цель: счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство понятиями «первый», «последней», «сложение», «вычитание».

Игровой материал. Цифры.

Правила игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставить нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй, …десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка – первая, дед – второй. Бабка – третья и т.д. ). Решить простейшие задачи .1. Во во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы? 2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать? 3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?

           4.Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка – за кошкой, то кто будет  тянуть репку? Сколько их?

            Дед – первый, а мышка –  последняя. Если дед уйдет и  мышка убежит, то сколько останется? Кто будет первый? Кто – последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто последний? (приложение таблица 3).

 

   «Почини  одеяло»

Цель: знакомство с геометрическими фигурами, составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. Жил-был Буратино. У которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

«Домино»

Цель: различение геометрических фигур, имеющих различный цвет и размер. Развитие внимания, логического мышления и воображения.

Правила игры. В игре принимает участие группа детей. Перед началом игры все фигуры (карточки) располагаются в центре стола. Каждый из играющих, один за другим, по очереди берет нужную геометрическую фигуру и кладет ее на столе около себя, выполняя следующие условия: а)Положите заштрихованный круг, белый квадрат, черный квадрат и т.д. б)Положите большой белый квадрат, маленький белый квадрат, маленький черный круг и т.д.

Каждый участник, правильно расположивший фигуры получает два очка. Побеждают в игре те участники, которые имеют больше всего очков.

 

«Лучший счетчик»

Цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрами.

Учитель на магнитной доске по секторам размещает от1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, он предлагает сосчитать число рисунков и показать нужную цифру.

 

«Угадай-ка»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел. Детям предлагается отгадать число, если оно

-находится между числами 6 и 8;

-на 1 больше 5 и на 1 меньше 7;

-мои соседи – числа 7 и 9, в каком домике живу я?

    

   « Прятки с цифрами»

    Цель: закреплять знания о цифрах.

    На доску ставят  по порядку все цифры. К доске  подходят два ученика. Один из  них поворачивается лицом классу. Второй в это время убирает  одну карточку, переворачивает тыльной  стороной к верху и ставит в сторону. Остальные цифры – на одинаковом расстоянии друг от друга. Нужно угадать какой цифры не хватает. Можно использовать загадку о той цифре, которую надо искать.

     Например:

Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая я цифра? (8)

Я важнее всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То в другую превращусь. (9)

Почему расстроен Тишка?

Где ботинок? Нет ботинка!

Тишка сосчитал сперва,

Что ботинок было …(2)

 

«Покормите  рыбок»

Цель: совершенствовать вычислительные умения.

Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример сложения и вычитания. Имеются кормушки с цифрами. Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив примеры , размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

 

«Математическая рыбалка»

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Имеются рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красных, 2 полосатых.

На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, считают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех наловит рыбок, тот лучший рыболов.

 

«Милые скворушки кушать хотят»

Цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10. Имеются плоские изображения скворечников, каждый из которых обозначен цифрами от 0 до 10. Карточки с записями примеров.                                                              

Начинают игру стихотворением.

                                                  Сбил – сколотил скворечницу отец.

                                                   Лети – прилетай в скворечницу, скворец.

                                                   Живи да поживай,

                                                    Яйца клади, скворчат выводи.

Вот наши скворечники. В каждом – разное количество скворушек. Чтобы они хорошо росли, их надо кормить.

Решив примеры, дети по ответу определяют, скворушки какого скворечника будут сыты.

 

«Подбери ключ»

Цель: отработка навыков сложения и вычитания.

К доске прикрепляется нарисованный домик с огромным замком. В замок помещается карточка с числом-ответом или примером. Имеется набор ключей с записанными примерами или числами. Дается задание подобрать ключ, которым можно открыть домик.

 

« Проверяем Незнайку»

Цель: отработка навыков сложения и вычитания.

Учитель записывает на доске примеры, решенные с ошибками. Рядом прикрепляется изображение Незнайки. Детям предлагается ситуация: Незнайка , решая примеры , допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки.

 

« Числа – перебежчики»

Цель: закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Детей распределяют на две команды, им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составляют примеры на сложение.

Информация о работе Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры