Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.doc

— 533.50 Кб (Скачать)

 

Ответы детей записываются  и анализируются по следующим показателям:

5 баллов- все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла -в  основном все  задания выполнены самостоятельно  и верно, ошибки исправляются  самостоятельно, либо после уточняющего  вопроса;

3 балла – большинство  заданий выполняются с помощью  в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;

2 балла – при выполнении  требуется значительная помощь (расширение  инструкции, подсказки), многие задания  недоступны;

1 балл- невыполнение.

Из таблицы 2.2.5. видно, что не все показывают левую и правую сторону на себе. Большинство затрудняется показывать левую и правую сторону на собеседнике. Испытывают значительные трудности на листе бумаги.

Знание геометрических фигур

  1. Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

-как называется эта фигура?

     В случае  затруднений ребенку предлагалось  найти и показать ту или  иную фигуру среди имеющегося  набора:

-покажи треугольник;

-найди, где овал.

Таблица 2.2.6.

Данные исследования геометрических фигур (в баллах)

п /п

Участники констатирующего эксперимента

Предполагаемый материал

Умение различать и называть круг

Умение различать и называть треуголь-

ник

Умение различать и называть квадрат

Умение различать и называть прямоугольник

ответы

1

Ваня А.

4

4

3

3

2

Маша А.

3

3

3

2

3

Света А.

4

4

3

3

4

Леша Ш.

3

3

3

2

5

Василина Ж.

1

1

1

1

6

Диана Г.

3

2

1

2

7

Саша Б.

4

4

3

3

8

Вероника К.

4

3

3

2

9

Света П.

2

2

2

1


          

       Ответы  детей записываются  и анализируются  по следующим показателям:

    5 баллов- все задания  выполнены самостоятельно и верно;

    4 балла -в  основном  все задания выполнены самостоятельно  и верно, ошибки исправляются  самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;

    3 балла – большинство  заданий выполняются с помощью  в виде уточняющих вопросов, некоторые  задания недоступны;

    2 балла – при  выполнении требуется значительная  помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;

    1 балл- невыполнение.

Из таблицы 2.2.6. видно, что не все дети знали название фигур, смешивали с другими геометрическими фигурами, обозначали названиями предметов близкими по форме.

Ответы детей записываются и анализируются по следующим показателям.

Результаты выполненных  заданий фиксировались и анализировались. После выполнения всех 6 заданий, на выявление уровня сформированности математических понятий, была подсчитана их суммарная оценка. Высшая оценка 20-25 баллов – соответствует высокому уровню, 15-19 баллов – средний уровень, 14 и ниже – низкий уровень.

Исходя из итогов проведенного эксперимента, сделали выводы, что уровень развития вычислительных  навыков и сформированности математических понятий различен.

Для  выявления уровня развития вычислительных навыков и сформированности математических понятий детей с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения определены следующие критерии оценок:

    1. Уровень (высокий) – ответы безошибочные или одна ошибка, могут быть неточности, ребенок работает с желанием и интересом;
    2. Уровень (средний) допускается 2-4 ошибки, есть неточности при ответе, работает с желанием, заинтересован, но не всегда, уверен в правильности своего ответа;
    3. Уровень (низкий)- более 5 ошибок , есть неточности, ребенок работает без интереса, долго думает, ответы неуверенные.

Согласно критериям констатирующего эксперимента:

К высокому уровню отнеслось 25%

К среднему уровню         -          13%

К низкому уровню           -           62%

По результатам констатирующего эксперимента мы можем сделать вывод о том, что учащиеся с нарушением интеллекта первого года обучения показали значительные трудности при выполнении заданий. Во время оценки выполнения заданий по исследованию сформированности математических понятий у учащихся с нарушением интеллекта первого года обучения принимались во внимание степень самостоятельности проводимых операций.

Таблица 2.2.7.

Результаты исследования сформированности математических понятий(%)

Вид задания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

№1

25%

12%

63%

№2

-

25%

75%

№3

38%

12%

50%

№4

-

25%

75%

№5

26%

37%

37%

№6

-

35%

65%


 

Из таблицы 2.2.7. видно, что учащиеся значительно различаются по уровню сформированности математических понятий.

Совместно с психологом и логопедом была проведена диагностика уровня развития психомоторных и сенсорных процессов, психологических и речевых предпосылок к усвоению математических понятий (приложение 6,7).

Проведенное обследование показало, что сформированность математических понятий у умственно отсталых школьников в основном находится на низком и среднем уровне. Мышление конкретное, они не могут абстрагироваться и точно выполнять инструкции. Речевое недоразвитие резко ограничивает возможности формирования математических понятий и усвоение детьми лексического и грамматического уровней математической речи. Несовершенство математического словаря выражалось в недостаточности, как понимания, так и употребления математической лексики. Отмечались нарушения согласования в роде, числе, смещении падежных форм при употреблении словосочетаний, служащих для обозначения количества и последовательности предметов при счете, величинных признаков и признаков формы предметов, пространственного расположения предметов. Из-за бедности словарного запаса, недоразвития грамматического строя речи, дети допускали грубые нарушения логики изложения, лексические и синтаксические повторы, пропуски данных искомого вопроса арифметической задачи.

В целом обследование показало, что сформированность речевых предпосылок является одним из важнейших условий для формирования математических понятий; без закрепления в речи математические представления оказываются неточными и неустойчивыми, что препятствует их обобщению в соответствующих математических понятиях.

Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости проведения систематической работы по развитию речевых предпосылок обучения математике у детей с умственной отсталостью.

Для этого нами были  использованы дидактические игры, направленные на развитие психических функций лежащих в основе усвоения числа и счетных операций, а также: на развитие лексического  и грамматического компонентов речи.

 

    1. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • Развитие понимания математической речи;
  • Развитие словаря (усвоение математической терминологии);
  • Развитие грамматического строя речи (усвоение математических выражений);
  • Формирование и развитие связной речи.

Развитие понимания математической речи

Развитие понимания математической речи служит основой для формирования математических понятий. Для того, чтобы научить детей пользоваться математической речью, необходимо развивать способность понимать значение изучаемых элементов языка сначала в побудительных и вопросительных формах речи, а затем в повествовательных, включенных в контекст общения. Исходя из этого, на начальных этапах работа над математическим понятием новый термин вводился в условиях наглядной, конкретной ситуации, содержание которой раскрывало его значение, стимулировало детей к употреблению нового слова, новый термин включался в инструкции, вопросы.

Так при работе над количественными терминами я использовала следующие игры:

 

    Сколько раз

    Цель: закрепление навыка в счете предметов. Развитие слухового внимания.

   Учитель ударяет несколько раз в ладоши или бубен, а дети поднимают ту карточку с цифрой, которая соответствует числу ударов.

    Прятки с цифрами

    Цель: закреплять знания о цифрах.

На доску ставят по порядку все цифры. К доске подходят два ученика. Один из них поворачивается лицом классу. Второй в это время убирает одну карточку, переворачивает тыльной стороной к верху и ставит в сторону. Остальные цифры – на одинаковом расстоянии друг от друга. Нужно угадать какой цифры не хватает. Можно использовать загадку о той цифре, которую надо искать.

     Например:

Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая я цифра? (8)

Я важнее всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То в другую превращусь. (9)

Почему расстроен Тишка?

Где ботинок? Нет ботинка!

Тишка сосчитал сперва,

Что ботинок было …(2)

Поступайте так, как я вам говорю

Цель: развитие умения определять и различать геометрические фигуры. Закрепление пространственных представлений: сверху, снизу, слева, справа.

I вариант. Перед каждым учеником должны лежать лист прямоугольной формы из плотной бумаги и вырезанные из картона геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Для проведения игры используются магнитная доска и комплект, состоящий из таких же геометрических фигур, но большего размера. Учитель говорит учащимся: « Поставьте на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник, над кругом прямоугольник». Выполненное задание сравнивается с изображением на магнитной доске.

II вариант. Учитель показывает закрепленные в определенном порядке различные по форме и по цвету геометрические фигуры; при этом он просит учащихся определить и назвать вид фигуры, расположенной слева от квадрата, справа от круга, слева от круга и т.д.

    В таких задачах можно использовать как геометрические фигуры, так и предметы: ручку, резинку, мел, линейку и т.д.

Принеси зайчику морковку

Цель: закрепить умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, руководствуясь словами: вверх, вниз, направо, налево.

У каждого – лист бумаги в клетку с изображением в левом нижнем углу морковки. А в левом верхнем – зайчика. Между ними – препятствия. Перед проведением игры педагог предлагает загадку:

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

Педагог рассказывает, что в лесу под кустиком сидит зайчик. Он уже несколько дней ничего не ел – вокруг бродит лиса, а зайчик боится выйти из своего укрытия на поиски корма. Наши ребята добрые и смелые, они помогут зайчишке.

Каждый ребёнок должен стараться выручить из беды своего зайчика, - обходя препятствия. Отнести ему морковку. При этом все соблюдают условие: идти можно только по линиям. Пересекать клеточки с угла на угол нельзя. Выполнив задание, дети рассказывают о том, как они шли к зайчику: вначале пошёл направо, затем вверх, после этого завернул направо и т.д.

Организовывалась деятельность детей по образованию, сравнению, преобразованию предметных множеств. Лексика, служащая для образования временных, пространственных отношений, геометрических фигур, вводилась с опорой на различные виды продуктивной деятельности (моделирование, конструирование, изобразительная деятельность).

Информация о работе Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры