Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование познавательной активности 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

 

Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый.

Эксперимент проводился в обеих группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Было применено три методики для выявления уровня развития познавательной активности младших школьников.

 

Методика 1. Понимание сюжетной картины (Приложение 1)

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.

Задание направлено на исследование возможности осмыс­ления изображения, оценку уровня сформированности рече­мыслительной деятельности, особенностей зрительного восприятия, а также понимания подтекста изображения. В ка­честве сюжетной картины был взят классический вариант из альбома А. Р. Лурия без каких-либо изменений, в том числе и без изменений цветовой гаммы.

Данная сюжетная картина может быть использована для работы с детьми с 6-7 лет. Рассмотрев картину, ребенок должен рассказать, что на ней изображено и что происходит. Задача заключается в вы­делении существенных «опорных» деталей картины и опре­делении ее основного смыслового содержания.

Оценивается возможность выделения основной мысли сюжетной картины (самостоятельное понимание смысла), принятие ребенком помощи (пересказ по наводящим вопро­сам), а также возможность построения ребенком развернуто­го высказывания, наличие аграмматизмов в речевых выска­зываниях, т.е. характеристики связной речи ребенка, вклю­чая особенности регуляции познавательной деятельности, устойчивость внимания и т.п.

Особое внимание должно быть уделено эмоциональным реакциям ребенка, в том числе идентификационным харак­теристикам изображенных персонажей, включая возрастные и гендерные различия. Оценивается когнитивный стиль дея­тельности ребенка, возможность целостного восприятия изображения, наличие фрагментарности опи­сании сюжета.

Анализируемые показатели:

•    понимание смысла сюжетной картины;

•    особенности когнитивного стиля деятельности;

•    специфика (стратегия) зрительного восприятия;

•    особенности лицевого гнозиса;

•    умение построить самостоятельный связный рассказ с выделением основной мысли.

Анализ результатов.

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:

1 балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой  (низкий уровень).

2 балла – ребенок составляет рассказ из 4 – 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).

3 балла – ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица № 2

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы

Имя ребенка

               Баллы

      Уровень развития

1.

Даша Я.

                   1

низкий

 2.

Алена Д.

                   2

средний

 3.

Таня М.

                   3

высокий

 4.

Саша Д.

                   2

средний

 5.

Оксана Л.

                   2

средний

 6.

Андрей Г.

                   1

низкий

 7.

Андрей И.

                   1

низкий

 8.

Сергей Л.

                   2

средний

 9.

Настя Ф.

                   1

низкий

10.

Марина П.

                   3

высокий

   

Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать выводы:

1.  высокий уровень показали 2 ребенка;

2.   средний уровень – 4 ребенка;

3.   низкий уровень – 4 ребенка.

Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты, учитывая, что до поступления в школу им остался год.

 

Таблица № 3

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми экспериментальной группы

Имя ребенка

Баллы

Уровень развития

1

Настя Д.

3

высокий

2

Антон С.

2

средний

3

Миша А.

2

средний

4

Катя К.

2

средний

5

Саша Т.

1

низкий

6

Маша К.

1

низкий

7

Миша П.

1

низкий

8

Семен С.

1

низкий

9

Настя К.

2

средний

1

Лена С.

2

средний

 

Данные, представленные в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы:

      высокий уровень получил 1 ребенок;

      средний уровень – 5 детей;

      низкий уровень – 4 ребенка.

Также как и у детей контрольной группы, в среднем, уровень развития словесно-логического мышления при составлении рассказа по картинке довольно низкий.

  Таблица № 4

 

Результаты, полученные в ходе выполнения диагностической  серии по методике «Понимание сюжетной картинки»

 

Уровни

Экспериментальная группа        

Контрольная группа        

Низкий (1 балл)

              40%  (4 ребёнка)

   40% (4 ребёнка)

Средний (2 балла)

              40%  (4 ребёнка)

       50 % (5 детей)

Высокий (3 балла)

                 20% (2 ребёнка)         

             10%  (1 ребёнок)

 

Как видно из таблицы, у детей  экспериментальной и контрольной групп преобладают низкие показатели (40%  и 40 % соответственно) и средние показатели (40% и 50 % соответственно). Высокий уровень был отмечен у трех детей обеих групп (20% и 10% соответственно).

 

 

 

 

 

Экспериментальная группа                    Контрольная группа

             

Низкий-40%                                                              Низкий-40%

Средний-40%                                                                   Средний-50%

Высокий-20%              Высокий-10%

 

Рисунок 2.1. – Уровни сформированности познавательной активности младших школьников контрольной и экспериментальной групп по методике «Понимание сюжетной картинки» (в %)

 

На констатирующем этапе исследования была применена методика «Последовательные картинки» (Приложение 2), которая предназначена для оценки возможнос­тей составления связного рассказа по серии картинок, объ­единенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках. Каждому ребенку предлагалось рассмотреть серию картинок с пос­ледовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Он должен выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета.

Оценивалось понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, уровень речевого развития ре­бенка в целом.

Анализ результатов.

1 балл – рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает; 

2 балла – рассказ составлен правильно, состоит из 3 – 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;

3 балла – рассказ составлен правильно, состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы отвечает.

Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица № 5

 

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы

Имя ребенка

Баллы

Уровень развития

1

Даша Я.

                   1

низкий

 

Алена Д.

                   2

средний

 

Таня М.

                   3

высокий

 

Саша Д.

                   1

низкий

 

Оксана Л.

                   2

средний

 

Андрей Г.

                   2

средний

 

Андрей И.

                   2

средний

 

Сергей Л.

                   2

средний

 

Настя Ф.

                   1

низкий

1

Марина П.

                   2

средний

Информация о работе Дидактические игры