Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа
Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22
Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49
Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, мыслить.
Игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимо сравнивать, припоминать, думать, догадываться - это доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку» требует большого понимания смысла загадки, умения сделать сопоставления, привести доказательства. Для активизации сложного комплекса умственной деятельности, оживления воображения нужно создать интересную «прелюдию к игре» - зачин игры.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения игровой деятельности детей.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотчить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.
Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:
обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества) [8, с.87].
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаться на суждения других, замечать логические ошибки [11, с.7].
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными природными явлениями, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года») [11, с.8].
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения [11, с.13].
Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую и мыслительную деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.
Игры-предположения «Что было бы...?» или «Что бы я сделал?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы...?» или «Что бы я сделал?» [11, с.44].
Игры, связанные с непосредственным ознакомлением детей с природой влияют на умственное их развитие. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. Это игры предметные, настольно-печатные, словесные, игровые, упражнения, игры-занятия. Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?» и т.д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, с которыми активно действуют дети. У ребят формируются умения обследовать предметы. Предметные игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, отражающих качественные изменения, происходящие в предмете. Такие игры можно проводить как со всем классом, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.
Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты», «Подбери листья», «Парные картинки» и др. Игры предоставляют возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.
Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» и др. хороши тем, что не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Дидактические игры включают и игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.). Они имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет непреднамеренно, через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших они являются частью занятия.
А.И. Сорокина отмечает, что дидактические игры различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, по задачам умственного воспитания, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливей выступают одни, в других – иные [1, с.7].
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра “Определи курс движения самолета”.
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра “Контролеры”.
Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре “Угадай-ка” дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
Игры могут подразделяться на следующие виды: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения («Что было бы...?»), игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.
Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Так, например, при изучении тем по экологии можно в работе использовать дидактическую игру (Приложение 1).
Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.
Дидактические игры служат прекрасным средством для экологического воспитания младших школьников. Приведём примеры таких игр:
В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Ребёнку нужно угадать предмет по описанию. Детям эти игры очень нравятся. Они самостоятельно пробуют описывать предметы взрослым, сверстникам в классе. Это не требует дополнительных материалов, особых условий. Во время экскурсии или в классе учитель предлагает детям поиграть. Содержание игр может быть различным в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой проводятся игры. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу — цветы, насекомые, птицы. В классе или дома — комнатные растения, овощи и фрукты и т. д.
Словесные дидактические игры развивают у младших школьников не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать, они учат обобщать явления, классифицировать предметы, относить объекты к той или иной категории. Приведём примеры.
«Когда это бывает?». Учитель называет явление, ребёнок — время года, когда оно наблюдается. Например. Идёт снег... — Зимой. Радуга на небе... — Летом. Жёлтые и красные листья на деревьях... — Осенью. Скворец несёт веточки в скворечник... — Весной и т. д.
«Что это такое?». Учитель называет растение или животное, ребёнок — общую группу, к которой оно относится. Например. Воробей... птица; олень... зверь; ёлка... дерево; яблоко... фрукт; морковка... овощ и т. д.
«Что в природе бывает круглое?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.).
«Что в природе бывает жёлтым?» (одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинка, бабочка-лимонница и т. д.).
«Продолжи ряд». Взрослый называет два схожих предмета. Ребёнок должен подобрать соответствующий. Например: ромашка, колокольчик... клевер; ворона, голубь... сорока; берёза, липа... сосна; солнце, луна... небо, облако; цветок, лист... корень, ствол и т. д.
Хорошо влияет на гибкость мышления ребёнка ситуация, когда один и тот же предмет (объект, материал) используется в разных объединениях. Например, игра «Назови одним словом». Тигр, крокодил, собака... хищники; собака, кошка, корова... домашние животные, звери; тигр, собака, кошка... звери, хищники; олень, волк, заяц... звери, лесные животные, дикие животные и т. д. Во время игры, чтобы она не сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребёнка к правильным и быстрым ответам. Например, учитель считает до трёх — время, за которое надо ответить, за неправильный ответ — штраф.