Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование познавательной активности 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

Проводить дидактические игры с младшими школьниками целесообразно в движении. Учитель может показать ребёнку опавший лист и про­сит найти такой же. Затем предлагает по­казать дерево, с которого упали эти листья, назвать его. Когда ребёнок будет различать разные деревья, можно поиграть в дидак­тическую игру «Беги к дереву».

Организуя различные игры, учителя должны помнить, что дети будут активны и получат удовольствие в том случае, если игра основана на известных фактах. Тогда у них будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать име­ющиеся знания.

Значении дидактических игр в  воспитании обусловливается их содержанием и правилами, эмоциональ­ной насыщенностью, приемами организации и характером воздействия на ребенка, используемым дидактическим материалом, целевой направленнос­тью и т.д. Большим разнообразием игр объясняются разные подходы к груп­пировке их по видам

Таким образом, игры подразделяются на творческие сюжетно-ролевые, игры-драма­тизации, строительно-конструктивные, игры с готовым содержанием и правилами.

 

1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр

 

Как известно, младшие школьники отличаются повышенной восприимчиво­стью и впечатлительностью. Эмоции, по утверждению психологов, выполняют у них функцию мотивов деятельности и являются одним из главных механизмов, который определяет степень активности в познавательном процессе. Эмоцио­нальный фактор в значительной степени содействует осознанному и прочному усвоению получаемой информации. К этому необходимо добавить следующее: знания переходят в убеждения, а значит, приобретают личностный смысл, ста­новятся руководством для действия только тогда, когда проходят через эмоцио­нально-чувственный или практический опыт человека. На основании вышеска­занного можно сделать закономерный вывод: во-первых, об­разование должно быть эмоционально привлекательным; во-вторых, уси­ление эмоциональной привлекательности образовательного процесса является одним из условий успешного решения поставленных задач. В распоряжении у педагога есть множество средств для решения названной про­блемы, среди которых игра занимает особое место [11, с.27].

Школьная практика подтверждает, что при создании необходимых условий дидактическая игра в на­чальной школе в значительной степени содействует эмоциональной и по­знавательной активизации младших школьников. Игра возбуждает у детей приятные эмоции, снижающие напряжение, способствует созданию благо­приятного психологического климата в классе, в результате чего усилия школьников направляются на познавательную деятельность, проявление творческих способностей. В играх создаются прекрасные условия для раз­вития всех познавательных процессов и в целом личностных качеств уча­щихся (когнитивных, креативных, оргдеятельностных). Д. Б. Эльконин в сво­ём труде «Психология игры» подчёркивает: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные опера­ции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребёнка в отноше­нии к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции м координации своей точки зрения с другими точками зрения» [19, с. 282].

Требования к проведению дидактических игр:

Дидактические игры должны быть такого содержания, чтобы они побуж­дали детей к положительным формам поведения и отношений между собой.

Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность.

Дидактическая игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым [17, с.117].

Какие же ещё требования к дидактическим играм необходимы для успешного решения задач  образования младших школьников ?

Первый критерий отбора — обеспечение освоения всех компонентов содержания образования в соответствии с культуроло­гическим подходом его проектирования. Во-первых, игры должны быть на­правлены на освоение младшими школьниками всех элементов системы знаний [17, с.127].

Так, игры «Узнай по описанию», «Загадаю — отга­дай», «Визитка», «Реклама», «Назови меня по имени», «Добавь словечко», «Кто? Какой? Что делает? Что не может делать?», «Мозаика», «Кто здесь спрятался?», «Откуда кусочек?», «Одень меня», «Следопыт» и мно­гие другие направлены на освоение учащимися знаний о многообразии природы, конкретных признаков при­родных объектов, их особенностей. Приведём приме­ры некоторых из названных игр.

В игре «Следопыт» (или «Зоркий глаз») учащимся предлагается ответить на вопросы, помогающие рас­крыть особенности того или иного объекта, проверить свою наблюдательность. Побеждает та команда, кото­рая правильно ответит на большее количество вопро­сов в течение отведённого времени.

•    Какие птицы никогда не садятся на землю? (Лас­точки, стрижи.)

•    Какие бабочки появляются весной первыми? (Кра­пивница, лимонница.)

•    У какой птицы необычное расположение пальцев на ногах: два — вперед, два — назад?

•    Какое дерево называют «трусливым» и «смелым» одновременно? (Осину.)

" Какие деревья называют самыми «смелыми»? (Бе­рёзу, осину за то, что они первыми появляются на пожа­рищах, вырубках. Осина расцветает одной из первых.)

•    Какие деревья зимой можно узнать по стволам? (Берёзу, тополь, осину.)

•    Какие деревья зимой можно узнать по листьям? (Дуб, ель, сосну.)

•    Какие деревья зимой можно узнать по плодам? (Липу, ясень, рябину.)

•              Какое дерево можно узнать издалека по кроне,
ветвям? (Иву ломкую.)

•              По каким признакам можно зимой узнать клён? (По прямым веточкам и расположению почек друг про­тив дружки. ).

Какой кустарник по расположению почек напомина­ет клён? (Сирень.)

Игра «Следопыт» может иметь и другой вариант. Учитель называет ряд признаков, которые могут отно­ситься к нескольким объектам. Учащимся нужно назвать как можно больше животных, обладающих данными признаками. Например:

•   Живут на лугу, в названии встречается буква «а», имеют шесть ног. (Называются насекомые, в названиях которых встречается буква «а», например, бабочки — лимонница, крапивница, павлиний глаз, репейница; стрекоза, саранча, оса, пчела, жук-навозник и т.д.)

•   Встречаются на болоте, длинноногие;. (Аист, жу­равль, цапля, кулик, лось.)

•   Живут в лесу, в названии встречается буква «с». (Барсук, лиса, рысь, синица, сойка.)

•  Лесные обитатели, у которых серая окраска. (Волк, заяц-беляк, мышь.)

•  Имеют длинный хвост, пушистую шерсть, хищни­ки. (Волк, лиса, рысь, куница).

•  Часть жизни проводят на деревьях, часть на зем­ле, пернатые или покрытые шерстью. (Тетерев, глухарь, белка, рябчик, рысь.) [18, с.237].

                 Игра «Зоркий глаз» направлена на развитие наблю­дательности, формирование умения распознавать при­родные объекты. Учитель раскладывает на столе не­сколько предметов: листья, плоды и семена разных деревьев, картинки птиц, насекомых, плодов овощных культур и т.п. Школьники должны внимательно рассмот­реть их и запомнить, сколько и каких объектов разложе­но, в каком порядке. Затем дети отворачиваются, а учитель вносит в расположение предметов изменения (ме­няет местами или убирает некоторые объекты, добав­ляет новые и т.п.). Побеждает тот, кто точнее назовёт предметы и изменения в их расположении.

Интерес у детей вызывают игры, в которых игровым действием является исправление ошибок в описании объектов. Так при проведении игры «Найди ошибку» в качестве игрового материала могут использоваться описания объектов, загадки с ошибками. Например:

•              Носит черненький жилет,

Но у крыльев — серый цвет.

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат:

—              Kapp! Kapp! Kapp! (Ворона: серенький жилет, а у крыльев чёрный цвет.)

•              Кто в беретке ярко-жёлтой,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел: в беретке ярко-красной.)

•              Скачет зелёная зверюшка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка: не зверюшка, а земно­водное.)

•              Спинкою желтоватая,

Животиком зеленоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица: спинка зеленоватая, а животиком желтоватая.)

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, желтогрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- И зовут меня? (Снегирь: красногрудый, а не жел­тогрудый.)

•              Угадайте, что за птичка —

Тёмненькая невеличка?

Чёрненькая с живота,

Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка: белая с живота.)

•   Ландыш имеет два крупных округлой формы листа, белые с нежным ароматом цветки, состоящие из 5 раз­дельных лепестков. (Листья овальные, заострённые сверху и вытянутые снизу, цветки колокольчатой формы.)

•   Майник двулистный имеет два крупных, как у ланды­ша, листа, цветки душистые, жёлтые, на месте которых после цветения образуются красные ядовитые ягоды. (Ли­стья значительно мельче, чем у ландыша, цветки белые.)

•   Волчье лыко — кустарник высотой до 1,5 метра. Листья растения скучены на концах ветвей, кожистые, продолговатые. Цветёт после распускания листьев. Цвет­ки белого цвета, душистые, сидят на длинных цветонож­ках. В конце лета на месте цветков появляются чёрные блестящие ягоды, скученные и плотно прижатые к вет­вям. Очень ядовитое растение. (Цветёт до распускания листьев, цветки сидячие, т.е. сидят прямо на ветках без «ножек», сиреневатой окраски, ягоды ярко-красные.)

•   Крона ели напоминает красивую вечнозелёную пи­рамиду. Длинные нижние ветви её постоянно отмирают, поэтому крона находится высоко над землёй. Дерево можно узнать не только по кроне, но и длинным колючим иголкам-хвоинкам и коротким шишкам. (Ветки располо­жены до самой земли, иголки короткие, шишки длинные, цилиндрической формы, по форме напоминают свечу.)

•   Рябина растёт только в лесах. Осенью её легко узнать по огненно-красным кистям ягод. Ягоды слад­кие, сочные. Эти ягоды любят и звери, и птицы: медведи, лоси, белки, бурундуки, ёжики, мыши-полёвки, сне­гири, свиристели. (Растёт не только в лесу, листья на­поминают перо, ягоды вначале горькие, сладкими ста­новятся только после первых морозов.)

В практике работы школ используются разнообраз­ные игры, направленные на освоение школьниками зна­ний о взаимосвязях, формирование умений устанавли­вать причинно-следственные связи и взаимосвязи в при­роде: «Продолжи цепочку», «Составm цепочку», «Что раньше, что потом», «Закончи предложение: потому что...», «Ищи связи», «Найди пары», «Где чей дом?», «Противопо­ложности», «Исправь ошибку», «Я умею рассуждать», «Верно ли что... ?», «Экологический футбол» и т.д.

Так, в игре «Продолжи цепочку» (тема «Весенние изменения в неживой природе, жизни растений и чело­века») учитель называет какое-то сезонное явление, а дети продолжают цепочку, указав следствие или при­чину. Например, учитель говорит: «Наступила весна. Солнце на небе поднимается выше, значит стало...» — и бросает мяч кому-нибудь из детей. Школьник, пой­мавший мяч, должен закончить предложение:«Теплее». Далее учитель продолжает: «Солнце поднимается выше, становится теплее, зацветают... (раннецветущие растения). Солнце поднимается выше, становится теп­лее, зацветают раннецветущие растения, появляются... (насекомые)» и т.д. [19, с.67].

Игра «Закончи предложение» отличается тем, что предложения могут быть и не связаны между собой ло­гической последовательностью, а только тематическим содержанием. Например, дети в игре (также с исполь­зованием мяча) могут завершать начатые учителем пред­ложения: «Ярусы — это приспособление растений к... Верхний ярус в лесу образуют деревья, которые... Под пологом деревьев растут.... Сосна, берёза — светолю­бивые деревья, а ель...»

В игре с мячом «Потому, что...» или «Поэтому” учитель называет причину или следствие, а учащиеся соответственно продолжают начатое им предложение, например:

•   Весной тает снег, потому что...

•   Весной становиться теплее, потому что...

•   Весной становиться теплее, поэтому...

•   Весной просыпаются многие насекомые, потому что...

•   Весной появляются насекомые, поэтому ...

Чтобы первоклассники осознали причинно-след­ственные связи, а точнее, связи между сезонными явле­ниями в природе, можно предложить также игру «Зима — весна» или «Противоположности». Учитель начина­ет фразу, а учащиеся (все вместе или один ученик, ко­торому учитель бросил мяч) заканчивают её, например:

•   Лягушки всю зиму спят, а весной... (просыпаются).

•   Лимонница, крапивница зимой спят, а весной ...

•   Ёж весной ловит насекомых, а зимой...

•   Жаба весной просыпается, а на зиму...

•   Заяц весной ночью спит под кустом, зимой... (так­же спит под кустом).

•   Ёж зимой спит, а лиса...

•   Ёж, лягушка, жаба, божья коровка на зиму впада­ют «в спячку», а медведь... (также спит).

•   Зимой многие насекомые спят, а весной, когда становится тепло и появляется корм...

Информация о работе Дидактические игры