Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование познавательной активности 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

•   Пчела, оса, шмель питаются нектаром (сладкая жидкость, выделяемая растениями) растений, а лягуш­ка и жаба питаются... (насекомыми).

С целью преодоления стереотипов в мышлении, развития умения слышать учителя полезно включать предложения, которые не содержат противоположную информацию (см. предложения, отмеченные знаком /). [14, с.88].

При проведении игры «И в шутку и всерьёз», или «Экологический футбол», вопросы подбираются так, чтобы ученики смогли правильно ответить на большин­ство из них и получить положительные эмоции. Учи­тель задаёт вопрос и бросает мяч ученику первой ко­манды. Поймавший мяч отвечает на заданный вопрос. Если ученик ответил правильно, гол засчитывается в ворота команды-соперника. Если ответ неправильный, гол засчитывается отвечающей команде. Учитель мо­жет уточнять и дополнять ответы детей краткой инфор­мацией. Приведём примерные вопросы для игры:

Может ли медведь плясать и петь? (Да, если он дрессированный.)

Может ли барсук за шишкой залезть на дерево?
(Нет, он не лазает по деревьям).

Может ли лягушка кричать, как бык? (Да, есть на Кубе лягушки-быки, которые издают звуки, похожие на рёв быка.)

Может ли ласточка отморозить себе зимой лап­ки? (Нет, она на зиму улетает.)

•  Может ли стриж отдыхать на ветке дерева? (Нет, он не садится на ветки деревьев из-за строения ног — все 4 лапки стрижа направлены вперёд и поэтому он не может ухватиться за ветку.)

•  Может ли сорока съесть мухомор и не отравиться? (Да.)

•  Могут ли птицы принимать муравьиные ванны? (Да.)

•  Могут ли птицы выводить птенцов зимой? (Да, если это клесты.)

•  Можно ли пингвина назвать птицей? (Да, его тело покрыто перьями.)

•  Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

•              Может ли жаба, плавая в пруду, обогнать лягуш­ку? (Нет, жаба не плавает.)

•  Может ли киви бегать? (Да, если это птица, а не растение.)

•  Может ли воробей сделать 20 шагов в минуту? (Нет, он не ходит.)

•  Можно ли увидеть в природе лимонницу и крапив­ницу в марте? (Да, если тёплая весна.)

•  Можно ли крапивницу назвать животным? (Да.)

•  Могут ли птенцы стрижа долго (2-3 недели) обхо­диться без пищи? (Да, в ненастную погоду они впадают в спячку, пока родители улетают добывать корм туда, где нет дождей.)

•  Могут ли растения питаться животной пищей? ('Да, например, росянка.)

•  Можно ли собирать ягоды из-под снега? (Да, клюк­ву, например.)

•  Можно ли слышать ногами? (Да, у кузнечиков уши на ногах.)

Интересными для младших школьников будут и за­нимательные упражнения, например, под рубрикой «Математика в природе». Предлагая школьникам ма­тематические задачи, основанные на природоведчес­ком материале, учитель обращает внимание на то, что для правильного решения таких задач требуются не только математические навыки, но и экологические знания — в задачах есть ошибки. Например:

•              Сколько хвостов у двух лягушек? (У лягушки нет
хвоста.)

•              Сколько хвостов у трёх тритонов? (Три, два, один, ни одного.)

•              Сколько всего рогов у одного лося и лосихи? (Два,
у лосихи рогов нет.)

•              Стоят два аиста. Один аист поднял ногу. Сколько ног у них осталось? (4.)

Одна сова съедает на обед 100 г зерна. Сколько на обед съедают 5 сов? (Нисколько, они хищники.)

•  На одной ветке одного дерева сидят 2 стрижа, на другой — 5. На сколько стрижей на второй ветке боль­ше, чем на первой? (Ни на сколько, стрижи не садятся на ветки деревьев.)

•  На ветке сидело 5 снегирей, 2 из них перелетели на другую ветку. Сколько всего снегирей осталось на дереве? (5.)

•  Зимним днём на завтрак барсук съел одну лягуш­ку, на обед ему нужно на 2 лягушки больше. Сколько лягушек всего нужно барсуку? (Нисколько, барсук и лягушки зимой спят.)

• У кузнечика 6 ног На сколько ног больше у пчелы? (У них равное количество ног потому, что это насекомые.)

• Аист съел 3 лягушки, цапля на 2 больше, чем аист, а гусь на 3 больше, чем цапля. Сколько лягушек всего съели птицы? (8,гусь — растительноядная птица.)

•  Зимним днём на дереве дети увидели 5 синиц и 2 скворцов. Сколько всего птиц увидели дети на дереве? (5 синиц, скворцов зимой нельзя увидеть.)   

Второй критерий отбора дидактических игр — соответствие конкретным целям и задачам образовательного процесса, эта­пу освоения содержания образования. Так, одни игры могут использоваться с целью формирования пер­вичного представления о том или ином объекте, явле­нии, усвоения сущности понятия; другие — с целью зак­репления, обобщения знаний или развития умения при­нимать правильное решение в ситуации выбора, уста­навливать взаимосвязи в природе. Приведём несколь­ко примеров, иллюстрирующих данное положение [4, с.47].

Ряд игровых упражнений можно предложить на зак­репление знаний и умений в форме применения знаний в новой ситуации, например, «Если...» или «Если бы...», «Что будет, если...». Игровыми действиями в данных упражнениях могут быть соревновательные: кто быст­рее ответит, кто больше даст правильных ответов.

Игра «Если ...»:

•  Сможет ли медведь летать, если вместо шерсти его тело будет покрыто перьями? (Нет.)

•  Сможет ли голубь плавать, если у него на ногах между пальцами появятся перепонки? (Нет.)

Игра «Если бы...», или «Заверши фразу», может проводиться с мячом:

•  Лиса смогла бы догонять свою добычу, как волк, если бы...

• Стриж легко бы садился на ветки деревьев; если бы...

•  Жаба легко бы плавала, если бы...

•  Ласточки и стрижи не улетали бы на зиму в тёп­лые края, если бы...

•  Ёж зимой не впадал бы в спячку, если бы...

•  Жабы и лягушки на зиму не впадали бы в спячку, если бы...

•  Листья у липы не облетали бы на зиму, если бы... 9 Дятел улетал бы на зиму в тёплые края, если бы... Игра «Верно ли, что...?»: игровые действия — если речь идёт о правильных поступках, дети хлопают в ла­доши, если о неправильных — машут руками. В слу­чае, когда трудно определить правильность поступка, учащиеся молчат, т.е. не совершают никаких действий.

•  Верно ли поступили мальчики, которые подобра­ли выпавшего из гнезда птенца и принесли домой?

•  Верно ли сделал Петя, поймав красивую бабочку, чтобы показать своим друзьям?

•  Верно ли сделали ребята, которые прибили гвоз­дями птичий домик к дереву, растущему во дворе? Верно ли поступил Сашин папа, прикрепив к дере­ву с помощью верёвок птичий домик?

•  Верно ли поступили дети, которые после экскур­сии собрали по небольшому букетику фиалок в пода­рок своим мамам?

Нельзя не отметить, что многие из приведённых игр обеспечивают не только усвоение или закрепление предметных знаний и умений, но и имеют ярко выраженный эмоциональный потенциал и направ­лены на формирование эмоционально-ценностных от­ношений к природе (удивления, восхищения, благого­вения, интереса и т.п.), поступкам человека по отно­шению к природе. Как уже отмечалось, формирование эмоционально-ценностных отношений к природе в це­лом, к отдельным её объектам является важнейшей задачей воспитания младших школь­ников. Чтобы обеспечить решение данной задачи, учи­тель должен особенно внимательно отбирать содер­жание игрового материала и предпочтение отдавать такому, который бы непременно вызывал чувства удив­ления, восхищения особенностями строения и обра­зом жизни живого организма, целесообразностью при­родных объектов и явлений, их значением в жизни че­ловека и природы. При этом особое значение приобре­тает включённость самого учителя в игровую деятель­ность, его эмоции и чувства, отношение к происходя­щему, к объектам изучения. Внушаемость младших школьников, их желание подражать взрослому предъяв­ляют особые требования к эмоциональному и поведен­ческому компонентам деятельности учителя [9, с.77].

Велики возможности дидактических игр в развитии памяти, вни­мания, мышления, воображения. Использование в играх иллюстративного материала, повышающего эмо­циональный потенциал учебного материала, создаю­щего необходимую образную основу, предоставляет учителю большие возможности для развития у млад­ших школьников не только предметных знаний, уме­ний, но и познавательных процессов. Так, например, можно показать учащимся несколько иллюстраций жи­вотных или растений (5-7) и затем спросить: «Какой объект был показан первым? последним? третьим? предпоследним? Можно ли назвать все показанные объекты одним словом?»

Учитель может предложить детям рисунки животных: пчелы, осы, шмеля, бабочки (лимонницы, крапивницы и т.п.), муравья. После показа дети выясняют: можно ли назвать все объекты одним словом? каким? (насе­комые, животные) какое из этих слов больше всего под­ходит к данным объектам и почему? какое насекомое здесь лишнее? почему?

Таким образом, в ознакомлении детей с природой и в  воспитании в целом особую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки пред­метов, явлений, сравнивать их, группировать, класс-сифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения. При этом трени­руется их внимание, память, развивается про­извольное восприятие. При решении игровой задачи детям часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи [9, с.97].

Однако воспитательная ценность дидак­тических игр не сводится только к развитию умственных способностей и расширению кру­гозора. Содержание игры в целом оказывает влияние на становление ребёнка. Для ознакомления детей с природой, вос­питания любви к ней используются дидакти­ческие игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и ком­натные растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе:

 

1. Дидактическая игра занимает важное ме­сто в  воспитании детей. Бла­годаря ей у ребят формируется система понятий.

Требования к проведению дидактических игр таковы: дидактические игры должны быть такого содержания, чтобы они побуж­дали детей к положительным формам поведения и отношений между собой; задания и упражнения должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность; дидактическая игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе; правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей; дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию; в игре должен принимать активное участие каждый ребенок; подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

3.1. Констатирующий этап эксперимента

 

Базой исследования явилось средняя школа № 1 города Волковыска Гродненской области. Исследование проводилось с 1 сентября 2010 года по 31 мая 2011 года в первом классе указанной школы.

В исследовании  принимали  участие 20 детей младшего школьного возраста (10 детей – в экспериментальной группе (№1), 10 –  в контрольной (№2),   2 учителя. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1). 

Таблица № 1

Список детей контрольной и экспериментальной групп

Контрольная группа

Экспериментальная группа

имя ребенка

возраст

имя ребенка

возраст

Даша Я.

7 лет 4 мес.

Настя Д.

7 лет 8 мес.

Алена Д.

6 лет 6 мес.

Антон С.

6 лет 11 мес.

Таня М.

7 лет 8 мес.

Миша А.

7лет 3 мес.

Саша Д.

7 лет 3 мес.

Катя К.

7 лет 2 мес.

Оксана Л.

7 лет 2 мес.

Саша Т.

7 лет 8 мес.

Андрей Г.

7 лет 7 мес.

Маша К.

7 лет 3 мес.

Андрей И.

7 лет 3 мес.

Миша П.

7 лет 7 мес.

Сергей Л.

7 лет 8 мес.

Семен С.

7 лет 4 мес.

Настя Ф.

7 лет 5 мес.

Настя К.

7 лет 3 мес.

Марина П.

7 лет 7 мес.

Лена С.

7 лет 7 мес.

Информация о работе Дидактические игры