Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа
Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22
Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49
• Пчела, оса, шмель питаются нектаром (сладкая жидкость, выделяемая растениями) растений, а лягушка и жаба питаются... (насекомыми).
С целью преодоления стереотипов в мышлении, развития умения слышать учителя полезно включать предложения, которые не содержат противоположную информацию (см. предложения, отмеченные знаком /). [14, с.88].
При проведении игры «И в шутку и всерьёз», или «Экологический футбол», вопросы подбираются так, чтобы ученики смогли правильно ответить на большинство из них и получить положительные эмоции. Учитель задаёт вопрос и бросает мяч ученику первой команды. Поймавший мяч отвечает на заданный вопрос. Если ученик ответил правильно, гол засчитывается в ворота команды-соперника. Если ответ неправильный, гол засчитывается отвечающей команде. Учитель может уточнять и дополнять ответы детей краткой информацией. Приведём примерные вопросы для игры:
Может ли медведь плясать и петь? (Да, если он дрессированный.)
Может ли барсук за шишкой залезть на дерево?
(Нет, он не лазает по деревьям).
Может ли лягушка кричать, как бык? (Да, есть на Кубе лягушки-быки, которые издают звуки, похожие на рёв быка.)
Может ли ласточка отморозить себе зимой лапки? (Нет, она на зиму улетает.)
• Может ли стриж отдыхать на ветке дерева? (Нет, он не садится на ветки деревьев из-за строения ног — все 4 лапки стрижа направлены вперёд и поэтому он не может ухватиться за ветку.)
• Может ли сорока съесть мухомор и не отравиться? (Да.)
• Могут ли птицы принимать муравьиные ванны? (Да.)
• Могут ли птицы выводить птенцов зимой? (Да, если это клесты.)
• Можно ли пингвина назвать птицей? (Да, его тело покрыто перьями.)
• Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)
• Может ли жаба, плавая в пруду, обогнать лягушку? (Нет, жаба не плавает.)
• Может ли киви бегать? (Да, если это птица, а не растение.)
• Может ли воробей сделать 20 шагов в минуту? (Нет, он не ходит.)
• Можно ли увидеть в природе лимонницу и крапивницу в марте? (Да, если тёплая весна.)
• Можно ли крапивницу назвать животным? (Да.)
• Могут ли птенцы стрижа долго (2-3 недели) обходиться без пищи? (Да, в ненастную погоду они впадают в спячку, пока родители улетают добывать корм туда, где нет дождей.)
• Могут ли растения питаться животной пищей? ('Да, например, росянка.)
• Можно ли собирать ягоды из-под снега? (Да, клюкву, например.)
• Можно ли слышать ногами? (Да, у кузнечиков уши на ногах.)
Интересными для младших школьников будут и занимательные упражнения, например, под рубрикой «Математика в природе». Предлагая школьникам математические задачи, основанные на природоведческом материале, учитель обращает внимание на то, что для правильного решения таких задач требуются не только математические навыки, но и экологические знания — в задачах есть ошибки. Например:
• Сколько хвостов у двух лягушек? (У лягушки нет
хвоста.)
• Сколько хвостов у трёх тритонов? (Три, два, один, ни одного.)
• Сколько всего рогов у одного лося и лосихи? (Два,
у лосихи рогов нет.)
• Стоят два аиста. Один аист поднял ногу. Сколько ног у них осталось? (4.)
Одна сова съедает на обед 100 г зерна. Сколько на обед съедают 5 сов? (Нисколько, они хищники.)
• На одной ветке одного дерева сидят 2 стрижа, на другой — 5. На сколько стрижей на второй ветке больше, чем на первой? (Ни на сколько, стрижи не садятся на ветки деревьев.)
• На ветке сидело 5 снегирей, 2 из них перелетели на другую ветку. Сколько всего снегирей осталось на дереве? (5.)
• Зимним днём на завтрак барсук съел одну лягушку, на обед ему нужно на 2 лягушки больше. Сколько лягушек всего нужно барсуку? (Нисколько, барсук и лягушки зимой спят.)
• У кузнечика 6 ног На сколько ног больше у пчелы? (У них равное количество ног потому, что это насекомые.)
• Аист съел 3 лягушки, цапля на 2 больше, чем аист, а гусь на 3 больше, чем цапля. Сколько лягушек всего съели птицы? (8,гусь — растительноядная птица.)
• Зимним днём на дереве дети увидели 5 синиц и 2 скворцов. Сколько всего птиц увидели дети на дереве? (5 синиц, скворцов зимой нельзя увидеть.)
Второй критерий отбора дидактических игр — соответствие конкретным целям и задачам образовательного процесса, этапу освоения содержания образования. Так, одни игры могут использоваться с целью формирования первичного представления о том или ином объекте, явлении, усвоения сущности понятия; другие — с целью закрепления, обобщения знаний или развития умения принимать правильное решение в ситуации выбора, устанавливать взаимосвязи в природе. Приведём несколько примеров, иллюстрирующих данное положение [4, с.47].
Ряд игровых упражнений можно предложить на закрепление знаний и умений в форме применения знаний в новой ситуации, например, «Если...» или «Если бы...», «Что будет, если...». Игровыми действиями в данных упражнениях могут быть соревновательные: кто быстрее ответит, кто больше даст правильных ответов.
Игра «Если ...»:
• Сможет ли медведь летать, если вместо шерсти его тело будет покрыто перьями? (Нет.)
• Сможет ли голубь плавать, если у него на ногах между пальцами появятся перепонки? (Нет.)
Игра «Если бы...», или «Заверши фразу», может проводиться с мячом:
• Лиса смогла бы догонять свою добычу, как волк, если бы...
• Стриж легко бы садился на ветки деревьев; если бы...
• Жаба легко бы плавала, если бы...
• Ласточки и стрижи не улетали бы на зиму в тёплые края, если бы...
• Ёж зимой не впадал бы в спячку, если бы...
• Жабы и лягушки на зиму не впадали бы в спячку, если бы...
• Листья у липы не облетали бы на зиму, если бы... 9 Дятел улетал бы на зиму в тёплые края, если бы... Игра «Верно ли, что...?»: игровые действия — если речь идёт о правильных поступках, дети хлопают в ладоши, если о неправильных — машут руками. В случае, когда трудно определить правильность поступка, учащиеся молчат, т.е. не совершают никаких действий.
• Верно ли поступили мальчики, которые подобрали выпавшего из гнезда птенца и принесли домой?
• Верно ли сделал Петя, поймав красивую бабочку, чтобы показать своим друзьям?
• Верно ли сделали ребята, которые прибили гвоздями птичий домик к дереву, растущему во дворе? Верно ли поступил Сашин папа, прикрепив к дереву с помощью верёвок птичий домик?
• Верно ли поступили дети, которые после экскурсии собрали по небольшому букетику фиалок в подарок своим мамам?
Нельзя не отметить, что многие из приведённых игр обеспечивают не только усвоение или закрепление предметных знаний и умений, но и имеют ярко выраженный эмоциональный потенциал и направлены на формирование эмоционально-ценностных отношений к природе (удивления, восхищения, благоговения, интереса и т.п.), поступкам человека по отношению к природе. Как уже отмечалось, формирование эмоционально-ценностных отношений к природе в целом, к отдельным её объектам является важнейшей задачей воспитания младших школьников. Чтобы обеспечить решение данной задачи, учитель должен особенно внимательно отбирать содержание игрового материала и предпочтение отдавать такому, который бы непременно вызывал чувства удивления, восхищения особенностями строения и образом жизни живого организма, целесообразностью природных объектов и явлений, их значением в жизни человека и природы. При этом особое значение приобретает включённость самого учителя в игровую деятельность, его эмоции и чувства, отношение к происходящему, к объектам изучения. Внушаемость младших школьников, их желание подражать взрослому предъявляют особые требования к эмоциональному и поведенческому компонентам деятельности учителя [9, с.77].
Велики возможности дидактических игр в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Использование в играх иллюстративного материала, повышающего эмоциональный потенциал учебного материала, создающего необходимую образную основу, предоставляет учителю большие возможности для развития у младших школьников не только предметных знаний, умений, но и познавательных процессов. Так, например, можно показать учащимся несколько иллюстраций животных или растений (5-7) и затем спросить: «Какой объект был показан первым? последним? третьим? предпоследним? Можно ли назвать все показанные объекты одним словом?»
Учитель может предложить детям рисунки животных: пчелы, осы, шмеля, бабочки (лимонницы, крапивницы и т.п.), муравья. После показа дети выясняют: можно ли назвать все объекты одним словом? каким? (насекомые, животные) какое из этих слов больше всего подходит к данным объектам и почему? какое насекомое здесь лишнее? почему?
Таким образом, в ознакомлении детей с природой и в воспитании в целом особую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, класс-сифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения. При этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи детям часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи [9, с.97].
Однако воспитательная ценность дидактических игр не сводится только к развитию умственных способностей и расширению кругозора. Содержание игры в целом оказывает влияние на становление ребёнка. Для ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней используются дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.
Выводы по 1 главе:
1. Дидактическая игра занимает важное место в воспитании детей. Благодаря ей у ребят формируется система понятий.
Требования к проведению дидактических игр таковы: дидактические игры должны быть такого содержания, чтобы они побуждали детей к положительным формам поведения и отношений между собой; задания и упражнения должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность; дидактическая игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе; правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей; дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию; в игре должен принимать активное участие каждый ребенок; подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
3.1. Констатирующий этап эксперимента
Базой исследования явилось средняя школа № 1 города Волковыска Гродненской области. Исследование проводилось с 1 сентября 2010 года по 31 мая 2011 года в первом классе указанной школы.
В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста (10 детей – в экспериментальной группе (№1), 10 – в контрольной (№2), 2 учителя. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1).
Таблица № 1
Список детей контрольной и экспериментальной групп
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
имя ребенка | возраст | имя ребенка | возраст |
Даша Я. | 7 лет 4 мес. | Настя Д. | 7 лет 8 мес. |
Алена Д. | 6 лет 6 мес. | Антон С. | 6 лет 11 мес. |
Таня М. | 7 лет 8 мес. | Миша А. | 7лет 3 мес. |
Саша Д. | 7 лет 3 мес. | Катя К. | 7 лет 2 мес. |
Оксана Л. | 7 лет 2 мес. | Саша Т. | 7 лет 8 мес. |
Андрей Г. | 7 лет 7 мес. | Маша К. | 7 лет 3 мес. |
Андрей И. | 7 лет 3 мес. | Миша П. | 7 лет 7 мес. |
Сергей Л. | 7 лет 8 мес. | Семен С. | 7 лет 4 мес. |
Настя Ф. | 7 лет 5 мес. | Настя К. | 7 лет 3 мес. |
Марина П. | 7 лет 7 мес. | Лена С. | 7 лет 7 мес. |