Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа
Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22
Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49
Как мы можем увидеть из таблицы 10, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы повысился:
высокий уровень получили 2 ребенка;
средний уровень – 6 детей;
низкий уровень – 2 ребенка.
Таблица № 13
Уровень развития мышления детей экспериментальной группы
№ | Имя ребенка | Методики | Общий балл | Уровень развития | ||
1 | 2 | 3 | ||||
1. | Настя Д. | 3 | 3 | 14 | 20 | высокий |
2. | Антон С. | 2 | 2 | 7 | 11 | средний |
3. | Миша А. | 2 | 2 | 9 | 13 | средний |
4. | Катя К. | 3 | 2 | 9 | 14 | средний |
5. | Саша Т. | 2 | 2 | 10 | 14 | средний |
6. | Маша К. | 3 | 2 | 8 | 13 | средний |
7. | Миша П. | 2 | 2 | 9 | 13 | средний |
8. | Семен С. | 3 | 2 | 12 | 18 | высокий |
9. | Настя К. | 2 | 2 | 8 | 12 | средний |
10. | Лена С. | 3 | 2 | 14 | 19 | высокий |
Из таблицы 13 видно, что уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы значительно повысился:
высокий уровень показало 3 детей;
средний уровень - 7 детей.
Для выявления значимости проведенного формирующего эксперимента и достоверности полученных результатов, проведем статистическую обработку результатов диагностики детей контрольной и экспериментальной группы, применяя критерий Стьюдента.
Обработка результатов контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
На констатирующем этапе диагностики детей контрольной группы были получены результаты, которые мы ранжируем (табл. 14)
Таблица № 14
Ранжирование результатов эксперимента
Балл | Порядковый номер | Ранг |
8 | 1 | 1 |
9 | 2 | 2 |
10 | 3 | 3 |
11 | 4 | 4,5 |
11 | 5 | 4,5 |
12 | 6 | 6 |
13 | 7 | 7 |
14 | 8 | 8 |
18 | 9 | 9 |
20 | 10 | 10 |
Произведем ранжирование полученных данных на контрольном этапе диагностики детей контрольной группы (табл. 15)
Таблица № 15
Ранжирование результатов эксперимента
Балл | Порядковый номер | Ранг |
8 | 1 | 1 |
10 | 2 | 2 |
12 | 3 | 3,5 |
12 | 4 | 3,5 |
13 | 5 | 5,5 |
13 | 6 | 5,5 |
14 | 7 | 7 |
16 | 8 | 8 |
20 | 9 | 9,5 |
20 | 10 | 9,5 |
Проведя повторное диагностирование по трем методикам, описанным на констатирующем этапе, распределим младших школьников по трем уровням и статистические данные представим в диаграмме (см. рисунок 2.5)
Рисунок 2.5. – Уровни сформированности познавательной активности младших школьников контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе исследования (в %)
Проследив динамику в одной и второй группах, можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 10 %, средний – на 30 %, низкий уменьшился на 30%; в контрольной группе динамика не столь выражена: высокий уровень увеличился на 10 %, средний остался неизменным, низкий также остался неизменным. Как видно, полученные данные свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы имеют значительно более высокие показатели сформированности изучаемого качества, что позволяет сделать выводы об эффективности проведённой работы.
Таким образом, после проведенного эксперимента мы можем говорить о том, что целенаправленное развитие познавательной активности ребёнка при помощи дидактических игр приносит положительные результаты.
2.4. Рекомендации по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр
При организации дидактической игры учитель должен знать особенности ребенка, и, исходя из этого, использовать методы и приемы руководства игрой, которые более успешно обеспечат умственное развитие детей этого возраста.
Яркий, красочный дидактический материал несет в себе много сенсорной информации, доступной младшим школьникам, поэтому использование его на занятиях и в играх всегда результативно.
Влияние дидактических игр в педагогическом процессе может быть разносторонним на развитие личности ребенка, поэтому подбор их должен быть очень тщательным, при этом нужно учитывать, что:
1) должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом младшего школьника;
2) содержание игры должно усложняться в возрастных группах детей от младшей к старшим:
а)в 3-4 классах планируется обучение детей самостоятельной организации игр;
д) в 4 классе закрепляются умения детей организовывать самостоятельно игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями товарища;
3) игровым действиям детей нужно учить: лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной;
4) одним из элементов дидактической игры являются правила. С их помощью учитель формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие;
5) результатом дидактической игры является показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений;
6) каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата, поэтому следует четко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре;
7) в игре дидактизм должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором, но излишнего дидактизма нужно избегать: только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи;
8) при организации умственной деятельности детей в дидактической игре учителю нужно ясно представлять себе, что в каждой из игр знакомо детям, что новое - оно и составит познавательную задачу игры;
9) каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
10) дидактическая игра - метод активизации познавательных процессов и словаря младших школьников;
11) дидактические игры должны способствовать приобретению и накоплению социального опыта детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе рассматривается проблема развития детей в дидактической игре. Игра - общепризнанное педагогическое средство всестороннего воспитания детей. В системе воспитания, в тон числе и в игре одно из главных по значимости мест всегда отводилось воспитанию ума ребенка, развитию познавательной активности и обогащению его знаниями. Примечательно, что к проблеме умственного воспитания в игре в разные исторические периоды обращались многие ученые.
Значение игры для духовного роста, умственного развития ребенка отмечалось в трудах Я.А. Коменского, М.Монтессори И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля, К.Д. Ушинского, и других педагогов.