Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование познавательной активности 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

Данная последовательность картинок может предъяв­ляться детям начиная с 5 лет

 

 

         

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

 

Методика 3. Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова).

 

Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.

          

  Методика проведения.

Детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.

Выполнение задания  оценивается по следующим показателям:

1 - выраженность сказочного содержания;

2 - соответствие названия содержанию;

3 - логичность, законченность построения;

4 - грамматическая правильность речи;

5 - использование языковых выразительных средств.

Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма  - 15 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Дидактические игры для детей

Словесные игры

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» и др. хороши тем, что не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предм тов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными иг­рами в работе с детьми используют большое количество игровых упраж­нений как один из видов дидактических игр («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы и явления по качествам и их свойствам, развивают наблюдательность.

Дидактические игры включают и игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.). Они имеют определенное программное со­держание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обу­чение идет непреднамеренно, через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших они являются частью занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Приложение 1

 

(для III–IV классов)

 

Цели:

1)                        расширить знания учащихся об особенностях и значении воды в природе и жизни человека

2)                        развивать память, мышление, воображение, артистические способности

3)                        воспитывать экологическую грамотность

 

Подготовительная работа: подбор музыки и литературного материала, разработка сценария, украшение класса, подготовка доклада о воде.

 

Игра сопровождается музыкой. Зал оформляется плакатами и рисунками учащихся, заранее приготовленными дома, на столе стоит глобус, на доске висит карта мира и Беларуси.

 

 

Этапы проведения:

1.                         Подготовка сценария, определение цели и темы познавательной игры, определение  конкурсных заданий.

2.                         Распределение команд.

3.                         Проведение игры.

4.                         Награждение победителей.

5.                         Обсуждение игры-состязания.

 

 

Ход игры.

 

Ведущий. Здравствуйте, ребята, приглашаем вас на нашу игру, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чем-то задуматься. Речь сегодня пойдет о воде.

Ученик.

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

— Откуда ты?

Вода в ответ:

— Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

— Откуда ты? — спросил росу.

— Поверь, и я из океана!

— Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донесся шепот:

— Знай, малыш, и я пришла из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

— Откуда ты? Ты кто такой?

— И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке —

Нам откликнется всегда океанская вода!

Ведущий. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Вода — одно из самых важных для человека веществ. Его организм, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества. Вода — в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Ее воды богаты разнообразными организмами, которых и человек использует в пищу.

Вода — добрый друг и помощник человека. Она — удобная дорога: по морям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Умываются люди, «умываются» машины, «принимают душ» города и дороги...

Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие. И люди используют это тепло. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды! Вот она какая, наша вода!

Состязание № 1. Художественный тур

— Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. Поскольку роль воды очень велика, то вы попытаетесь это доказать сами. Каждому участнику раздадут листки бумаги, где изображен контур капли воды, а вы за пять минут попробуете ее так преобразить (дорисовать), чтобы она превратилась в объект (животное, растение либо во что-то из неживой природы), который содержит воду. Участникам предлагают бумагу с контуром капли, фломастеры.

Во время паузы зрители вспоминают пословицы о воде:

Вода не мутит ума.

Вода и плотину рвет.

Вода с гор потекла — весну принесла.

Вода студена — тело ядрено.

В ступе воду не толкут.

Вода всегда путь найдет.

Много снегу — много хлеба, много воды — много травы.

Вода и мельницу ломает.

Вода — кораблям, песок — журавлям.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Жди горя с моря, беды от воды.

Воду в решете не утаишь.

Вода с ледком в зиму не диво.

Мокрый воды не боится.

Завершив работы, участники представляют зрителям свои варианты. У участников команд конкурса при повторении объектов баллы не засчитываются. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов по предложенным вариантам.

Подведение итогов.

Состязание № 2. Тур загадок

Ведущий. Мы часто слышим пословицы и поговорки: Пар костей не ломит. Весенний лед толст, да прост, осенний тонок, да цепок. Без росы трава не вырастет. Весенний дождь растит, осенний гноит. О чем в них идет речь? Конечно же о воде. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это твердое состояние воды. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находятся реки и моря, и это далеко не вся вода, имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера. И вы не удивляетесь тому, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода.

Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной. Об этих свойствах воды человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу. Давайте мы с вами попробуем их разгадать.

Загадки попеременно загадываются командам, даются три попытки. Если отгадка не найдена, то право разгадки уходит к другой команде.

 

Примерные загадки:

1. Течет, течет — не вытечет. Бежит, бежит — не выбежит. (Река)

2. Белая скатерть все поле покрыла. (Снег)

1. Кругом вода, а с питьем — беда. (Море)

2. Не драгоценный камень, а светится. (Лед)

1. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил. (Дождь)

2. Ног нет — а идет, глаз нет — а плачет. (Туча.)

1. Во дворе горой, в избе водой. (Снег)

2. Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода)

1. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

1. Алена-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло. (Роса)

2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река)

1. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает — ковром устилает. (Снег)

2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем. (Роса)

1. Белые барашки на синем лугу... А кто их пасет, понять не могу. (Облака)

2. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)

Подведение итогов.

Состязание № 3. Вода-путешественница.

Ведущий. У меня, ребята, возник вопрос: вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Откуда берется вода в реках? В моря впадает множество рек. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

Общее количество воды на земле не меняется. В природе происходит процесс испарения воды с поверхности всех водоемов земли. В течение года с поверхности морей и океанов, рек и озер испаряется огромное количество воды. Столько же возвращается на поверхность земли в виде снега и дождя.

Такой водообмен повторяется уже много миллионов лет. Поэтому я предлагаю вам повторить этот круговорот воды. Сделать это нам возможно лишь на бумаге. Сейчас вам выдадут чистый лист бумаги, клей и вырезанные из бумаги различные фигурки. Эти фигурки изображают основные части круговорота воды. Вам за пять минут необходимо расположить компонен

Будьте внимательны. От вас зависит, будет ли все на нашей планете в порядке, или произойдет потоп.

Подведение итогов.

Состязание № 4. Всезнайки.

Ведущий. Есть у воды одно очень важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. В природе вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы. Благодаря этому свойству она связывает между собой многие организмы и обеспечивает их существование. Человек использует способность воды растворять различные вещества.

Сейчас мы проверим, как вы сможете использовать это свойство, оказавшись в непредвиденной ситуации.

Командам-участникам предлагаются карточки с заданиями, которые они обсуждают в течение трех — пяти минут коллективно и дают свой ответ. Жюри оценивает правильность.

Задание команде 1.

Во время туристического похода вся соль случайно рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход существует из такой ситуации?

1) Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду, залить водой и размешать.

2) Соль хорошо растворяется в воде. Песок осядет на дно.

3) Процедить раствор через тряпочку (чистый носовой платок, марлю, бинт), чтобы избавиться от плавающего мусора и песка.

Информация о работе Дидактические игры