Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа
Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22
Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49
2. «Узнай, кто ушёл дальше?»
Цель: Обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, взаимоположение одного относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.
Материал: игрушки или объёмные модели животных, следы животных.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости расставить игрушки (изображения, муляжи) различных животных и от них выложить различные следы цепочками, отличающимися друг от друга протяжённостью. Детям предлагается зрительно определить, кто же ушёл дальше? Дальше следует задание: выложи следы лисы так, чтобы они оказались дальше заячьих и т.д. Так же длину цепочек следов можно измерить с помощью условной мерки( шагами).
3. «Повтори движения следов»
Цель: Обогащение чувственного кинестетического опыта, т.е. положение и перемещение тела или его частей в пространстве; развитие прослеживающей функции глаза; развитие вестибулярного аппарата, чувства ритма.
Материал: следы человека, цифры.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости нанесён рисунок стоп (как в книгах по обучению танцам) с цифрами по порядку. Детям предлагается его воспроизвести, наступая последовательно на следы. В период обучения упражнение выполняется в медленном темпе. При последующей работе, когда дети без затруднения воспроизводят «танцевальный» рисунок, то можно подключить и музыкальное сопровождение.
Примерные варианты дидактических упражнений с использованием «зрительных стимулов»
Цель: Развитие и активизация зрительно-поисковых действий детей в пространстве; развитие глазомера; координации движений; развитие мыслительных операций -опознания и локализации единичного из множества; развитие зрительной памяти; закрепление навыков счёта.
1. «Пройди по нужной дорожке»
Материал: ленты разной длины, разной ширины, разного цвета.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости выложены дорожки разной длинны, ширины, разные по цвету. Ребёнку необходимо выбрать дорожку и пройти по ней после словесной инструкции педагога: «Таня будет гулять по дорожке, которая длиннее красной, шире зелёной. Какую дорожку нужно выбрать Тане?»
2. «Попади в заданную фигуру мячом»
Материал: набор геометрических фигур, мяч или мешочек с песком.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости раскладываются хаотично геометрические фигуры. Педагог или ребёнок описывают или загадывают загадку про определённую геометрическую фигуру. Если дети отгадывают, о чём шла речь в описательной загадке им предлагается зрительно выделить нужную фигуру и попасть в неё мячом или мешочком с песком.
3. «Повтори то что видишь, у себя на листочке»
Материал: плоскостные стимулы – силуэты игрушек, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости располагаются зрительные стимулы – силуэты игрушек. Детям предлагается посмотреть на зрительные стимулы, назвать что узнали и запомнить. По команде: «Раз, два, три отвернись, дети отворачиваются и воспроизводят их у себя на листочке по памяти. После выполнения сверяют с образцом.
4. «Что изменилось?»
Материал: цветные стимулы ( количество стимулов зависти от возраста детей).
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости располагаются цветные стимулы. Детям предлагается запомнить расположение зрительных стимулов. По команде «отвернись», дети отворачиваются, педагог меняет их местами. Затем дети поворачиваются и говорят что изменилось, возвращают стимулы в исходное положение.
5. «Светлячок»
Материал: зрительные стимулы, фонарик.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости располагаются цветные стимулы (изображения цветов). Свет приглушён. Педагог загадывает загадки о цветах, С помощью фонарика нужно высветить зрительный стимул – отгадку.
6. «Помоги светлячку вернуться домой»
Материал: дорожки – лабиринт, домик светлячка, цветные стимулы – деревья, цветы, грибы, фонарик.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости с помощью полосок выкладывается лабиринт. На определённых участках пути раскладываются цветные стимулы деревьев, цветов, грибов. Педагог сообщает, что светлячку надо помочь добраться до домика, помочь увидеть и запомнить всё то, что встречалось по пути. К домику ведут разные дорожки. Педагог проговаривает путь следования, а ребёнок высвечивает с помощью фонарика стимулы, которые встречаются ему на пути (например, начни путь следования с красной точки, пройди прямо, поверни направо и т. д.). Затем педагог даёт задание:
назови, что встретилось первым (третьим, последним и т.д.);
назови несъедобные грибы, которые ты встретил;
вспомни и скажи, сколько цветов встретилось на твоём пути.
Примерные варианты дидактических упражнений с использованием «стрелок»
Цель: Обучение зрительным способам выделения пространственного положения в группе предметов, определение изменения места его расположения; обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, оценивание положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.
1. «Выложи схему пути»
Материал: цветные стимулы – стрелки, раздаточный материал – набор стрелок, фланелеграфы или бумага и фломастеры.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости выкладывается путь следования сказочного персонажа (например, Незнайки). Ребёнок, смотря на нахождение стрелок в нижней горизонтальной плоскости, выкладывает путь следования с помощью маленьких стрелок у себя на планшете или рисует по памяти.
2. «Выложи стрелки как на карте»
Материал: схема «карта-путь», зрительные стимулы – цветные стрелки.
Методические рекомендации: Педагог предлагает рассмотреть схему «карта-путь», назвать направления пути. Затем дети выкладывают по памяти с помощью стрелок на нижней горизонтальной плоскости схему пути.
3. «Расположи стрелки так, как я скажу»
Материал: цветные стимулы – стрелки.
Методические рекомендации: Педагог даёт детям задание: «Красную стрелку положите так, чтобы она указывала направление – направо, зелёную – вверх, оранжевую – налево и т.д.
Примерные варианты дидактических упражнений с использованием «разметки»
Цель: Обогащение чувственного кинестетического опыта, т. е. положение и перемещение тела или его частей в пространстве; развитие вестибулярного аппарата; прослеживающей функции глаза.
1. «Волшебные квадраты»
Материал: игровое поле состоящее из 9 или более квадратов, каждый из которых размером 30x30 см.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости располагается игровое поле. Из исходной точки путём подачи команд ведущим «вверх», «вниз», «вправо», «влево», (игрок должен проследить глазами или упрощённо - передвигаться сам) игрок оказывается в нужном квадрате.
2. «Пружинка»
Материал: игровое поле в виде спирали диаметром около 80 см, игрушка размером 10-15 см укреплённая с помощью верёвки (длинной от пола до вытянутой горизонтально над полом руки ребёнка) к палочке.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости находится игровое поле в виде спирали (можно нарисовать мелом). Ребёнок держит в руке небольшую игрушку, привязанную за верёвку к палочке. Следя глазами за игрушкой и линией спирали, ребёнок должен провести игрушку или в центр спирали или к наружному кольцу.
3. «Гонки»
Материал: цветной «скотч» или тесьма, ленты, привязанные за верёвку машинки.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости с помощью лент, тесьмы или цветного «скотча» обозначается автомобильная дорога. Соревнующиеся дети держат в руках палочки, с намотанными на них верёвками, конец которых находится на другом конце дорожки и привязан к машинке. По сигналу, дети должны наматывать верёвку на палочки, но так, чтобы машинка не съезжала с дорожки, прослеживая за движением глазами и энергично работая руками.
13