Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа
Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22
Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49
Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».
Воспроизведение геометрических фигур
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13х10 см).
Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
Найди ошибки
В игре может принимать участие вся группа. Дидактическая задача: учить анализировать изображения реальных ситуаций с помощью их схематических изображений. Материал:
1. Картинки (25 х 30 см) с изображением различных ситуаций (взяты из любых книг и пособий), например, дети гуляют в лесу и т.п.
2. Картинки (25 х 30 см) с условно-схематическим изображением тех же ситуаций, но со специально допущенными ошибками.
Ход игры:
Дети рассаживаются на стульчиках перед доской. Педагог выставляет одну из картинок вместе со схематическим изображением ситуации. Объясняет детям: «Перед вами две картинки, на которых нарисовано почти одно и то же. На картинке-схеме есть ошибки, их надо найти», - и предлагает по очереди называть несоответствия между картинкой и ее схематическим изображением. Тому, кто найдет и назовет ошибку, дается фишка.
После того, как дети назовут замеченные ошибки, педагог, если требуется, дополняет их ответы. Затем выставляет вторую картинку и ее схематическое изображение.
Выигрывает тот, кто наберет больше фишек при анализе всех картинок. На каждом занятии рассматриваются три-пять парных картинок.
Детям можно предложить следующие игры: «Мы - шоферы», «Разноцветные цепочки», «Кукла Маша купила мебель», «Куда спрятался жук» и др.
Им необходимо давать составление «фигур-головоломок» -это увлекательное и полезное занятие для развития восприятия и пространственных представлений ребенка.
Интересны игры «Разрезные картинки».
В игре «Чудесный мешочек» ребенок учится узнавать предметы на ощупь, сравнивая впечатления, получаемые от глаза и руки. Игры «Спортсмены», «Строятся» требуют от ребенка настойчивости и целеустремленности.
1 класс
Детям предлагаются игры, направленные на обозначение отдельных предметов, анализ их строения, на ориентировку в пространстве и создание новых образов, на формирование умения анализировать логические отношения
В играх на обозначение отдельных предметов в подготовительной к школе группе предусматривается самостоятельное создание детьми разнообразных знаков и символов.
При формировании умения анализировать строение предметов предлагаются задания, развивающие возможность воссоздавать в представлении предмет по контурному изображению. При этом количество составных частей предмета увеличивается от задания к заданию. Что касается игр на ориентировку в пространстве, то перед детьми подготовительной группы ставится задание уметь пользоваться планом и схемой в сложных ситуациях на большом пространстве, при большом количестве предметов, расположенных в этом пространстве, при различном их расположении на плане.
Задания на создание новых образов предполагают дальнейшее развитие у детей способности представить отдельные предметы, ситуации и целостные сюжеты.
Перед детьми ставятся задачи на выполнение основных логических действий: отнесение предмета к группе на основе заданного признака и размещение предметов в заданной последовательности.
Пример игры.
Мяч в корзину
Игра может проводиться со всей группой. (Описание дано для 10 человек).
Дидактическая задача: учить детей использовать схему последовательности действий.
Материал:
1. 2 мяча, 2 корзины, 10 стульчиков.
2. Модель последовательности действий: шесть табличек, на каждой схематически изображено действие с мячом, которое должен выполнить ребенок (перекинуть мяч через стульчик, прокатить под стульчиком, положить в корзину и т.д.).
Ход игры:
Учитель предлагает поиграть в игру. Организует две команды по 5 человек. Дети выстраиваются в две шеренги, первый в шеренге получает мяч. Перед каждой командой на большом расстоянии друг от друга ставятся 5 стульчиков, за ними - корзинки. Учитель объясняет правила игры. Каждая команда должна провести мяч через препятствие и положить его в корзину. Но вести мяч надо так, как изображено на картинке. Затем показывает модель последовательности действий.
После того, как первый ребенок выполнит все действия с мячом в нужной последовательности, второй, стоящий за ним, берет мяч из корзины, возвращается на место и повторяет цепочку действий. Выигрывает та команда, которая первой выполнит задание. Можно использовать такие игры: «Отгадай фигуру», «Подбери детали», «Причаль пароход», «Хитрые картинки», «Чего не хватает?» и др.
Используют следующие виды игр:
Цвет («Подбери себе соседа», «Волшебные краски», «В гостях у Солнышка и Снежной королевы» и др.).
Форма («Найди по описанию», «Кто больше увидит», «Найди на ощупь», «Сложи рисунок» и др.).
Величина («Палочки в ряд», «Три подружки», «Сестрички идут по грибы» и др.).
Комплексные игры и упражнения («Цветочный магазин», «Аппликация», «Калейдоскоп» и др.).
Игры на различение цвета
«Девочка гуляет». Сочетания цветов зонтика, шляпы и пальто в каждом случае различны. Взяты следующие цвета: красный, зеленый, голубой, желтый.
«Подбери себе соседа». Материал: цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырех-пяти оттенков по светлоте (по одному на каждого ребенка).
Детям раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета. Учитель называет какой-нибудь цвет. К нему подходит ребенок с флажком названного цвета. Затем ребенок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков).
Игры на различение формы
«Вазы». 12 ваз различной формы нарисованы на карточке 28 х 22 см. Ребенок должен подобрать к ним маленькие карточки с аналогичными рисунками.
«Найди предмет такой же формы». Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), по три-четыре предмета каждой из этой форм, обруч.
Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические фигуры, на втором -предметы. Учитель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот пойдет к столу и найдет предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребенок, которого он выберет».
Игры на различение величины
«Палочки». Материал: десять палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка отличается от стоящей рядом на 2 см.
Надо палочки выстроить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине. Учитель предупреждает детей, что задание следует выполнять на глаз (примеривать и переставлять палочки нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право достраивать ряд до конца). Чтобы выполнить задание верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд.
Игры на различение формы и цвета
«Цветные предметы». Игра состоит в узнавании простых, ярко окрашенных предметов, какие бывают в книгах с картинками для маленьких детей. Две карточки (28 х 22 см), разделенные на девять клеток каждая, ребенок должен накрывать маленькими карточками, на которых изображены те же самые рисунки, что и на больших.
«Цветочный магазин». Материал: листья, цветы. Листья и цветы размещают на столе-прилавке. В начале игры роль продавца берет на себя учитель. Дети по очереди подходят и подробно описывают цветок или листочек, который хотят купить. Учитель задает вопросы, которые связаны с цветом и формой данных предметов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Занятие по развитию познавательных способностей и познавательной активности старших дошкольников
ЦЕЛИ:
1. Развитие внимания, памяти, мышления.
2. Подготовка руки к овладению письмом.
Задание 1. Разминка
Как можно быстрее ответьте на вопросы:
Сколько
дней в неделе?
пальцев на ноге?
задних и передних лап у утки?
времен года?
зимних месяцев?
гномов у Белоснежки?
глаз и бровей у человека?
углов у стола, а если один отпилили, то сколько осталось?
Задание 2. Для выполнения задания понадобятся предметные картинки.
а) Назовите одним словом предметы:
коза, лошадь, корова, овца (животные);
чайник, тарелка, кастрюля, стакан (посуда);
клен, береза, тополь, ива (деревья).
б) Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний:
стол, шкаф, дверь, стул;
ель, дуб, сосна, пень;
сом, окунь, щука, лягушка.
Задание 3. Присмотритесь внимательно и нарисуйте в пустых квадратах недостающие фигурки.
Задание 4. Найди отличия в картинках.
Физкультминутка: Игра “Летает, не летает”.
Внимание! Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте “Летает” - и показываете, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: “Поросенок летает?” - молчите и не поднимайте руки.
Орел летает?
Воробей летает?
Корова летает?
Змея летает?
Воздушный змей летает?
Вертолет летает?
Задание 5. Кто что везет?
Задание 6. Посмотри внимательно, запомни и нарисуй (вишенки).
Задание 7. Задачка на логику.
Под елкой цветок не растет.
Под березой не растет грибок,
Что растет под елкой,
а что под березой.
Задание 8. Проведи по пунктирам прямые линии слева направо.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Варианты дидактических игр и упражнений с использованием нижней горизонтальной плоскости
Руководство: Нижняя горизонтальная плоскость «Поле чудес» используется для организации предметно-пространственной среды и предполагает наличие зрительных ориентиров, организующих зрительно-поисковую деятельность детей, что способствует развитию зрительного восприятия детей.
Цель: развивать прослеживающие функции глаза, расширять зрительный чувственный опыт отражения пространства и расширения ориентировки в нём; развивать мыслительные операции опознания и локализации единичного из множества; развивать вестибулярный аппарат, чувство ритма; развивать связную речь за счёт объяснительной речи.
Примерные варианты дидактических упражнений с использованием «следов»
1. «В какую сторону двигался зверь?»
Цель: Развитие прослеживающей функции глаза, расширение зрительного чувственного опыта отражения пространства и расширение ориентировки в нём, развитие назывательной и объяснительной функции речи.
Материал: вырезанные из цветного картона или бумаги следы человека.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости цепочкой разложить следы от больших к меньшим. Детям предлагается определить по следам направление движения (в какую сторону двигался зверь).