Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа
Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22
Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49
Из таблицы 10 видно, что
2 ребенка показали высокий уровень развития словесно-логического мышления;
5 детей – средний уровень;
3 детей – низкий уровень.
Таблица № 11
Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы
№ | Имя ребенка | Методики | Общий балл | Уровень развития | ||
1 | 2 | 3 | ||||
1. | Настя Д. | 3 | 3 | 14 | 20 | высокий |
2. | Антон С. | 2 | 1 | 5 | 8 | низкий |
3. | Миша А. | 2 | 1 | 7 | 10 | низкий |
4. | Катя К. | 2 | 2 | 8 | 12 | средний |
5. | Саша Т. | 1 | 2 | 9 | 12 | средний |
6. | Маша К. | 1 | 1 | 6 | 8 | низкий |
7. | Миша П. | 1 | 1 | 7 | 9 | низкий |
8. | Семен С. | 1 | 2 | 9 | 12 | средний |
9. | Настя К. | 2 | 1 | 6 | 9 | низкий |
10. | Лена С. | 2 | 2 | 13 | 17 | средний |
Данные результаты, занесенные в таблицу 11, показывают, что
1 ребенок имеет высокий уровень развития словесно-логического мышления;
4 детей – средний уровень;
5 детей – низкий уровень.
Как видно из таблиц, у детей экспериментальной и контрольной групп преобладают средние и низкие показатели. Высокий уровень был отмечен всего у двух детей из первой, и у одного – из второй группы (20% и 10% соответственно).
Экспериментальная группа Контрольная группа
Низкий-30%
Средний-50%
Высокий-20% Высокий-10%
Рисунок 2.3. – Уровни сформированности словесно-логического мышления младших школьников контрольной и экспериментальной групп (в %)
Определим итоговый уровень познавательного развития детей старшего младшего школьного возраста, распределив по трем уровням (исходя из трех методик диагностики):
Первоначальный уровень сформированности словесно-логического мышления - явление довольно распространенное, которое объясняется недостатками и просчетами в организации воспитания, как в младшем школьном возрасте. Описание им картинки оцениваются следующим образом: при диагностике ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящих из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой. Сочинение сказки характеризуется примитивным уровнем построения связного высказывания.
Средний (продуктивный) уровень характеризуется непостоянством сформированности словесно-логического мышления. При выполнении диагностики фиксируется сбивчивость, нелогичность, незаконченность построения высказывания, фрагментарно отмечаются грамматические ошибки речи; редкое использование языковых выразительных средств.
Высокий (оптимальный) уровень связан с довольно высокой степенью интеграции всех психологических компонентов младшего школьника. Речь и психические процессы этих младших школьников регулируются прочно освоенной и осознанной системой знаний в данной области и устойчивых умений и навыков. При выполнении диагностики фиксируется логичность, законченность построения высказывания, практически исключены грамматические ошибки речи; соответствующее возрасту использование языковых выразительных средств.
Обобщив и распределив детей по этим трем уровням, нами была составлена итоговая диаграмма, в которой отражено состояние сформированности познавательной активности младших школьников:
Рисунок 2.4. – Уровни сформированности познавательной активности младших школьников контрольной и экспериментальной групп (в %)
Как показывают результаты обследования детей, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый, но у экспериментальной группы немного ниже.
На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. По итогам данного этапа была разработана программа использования дидактических игр с целью развития познавательной активности младших школьников. Далее работа проводилась только с детьми экспериментальной группы.
Данные, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам определить ведущие направления работы на формирующем этапе:
- организация индивидуальных и коллективных дидактических игр, создание благоприятных условий для индивидуального общения, выяснение причины отставания, многократные упражнения детей и создание условий для развития высших психических функций.
2.2. Формирующий этап эксперимента
После проведения обследования детей на констатирующем этапе была проведена формирующая работа с экспериментальной группой.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение шести месяцев. Работа проходила в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитывались следующие моменты:
возрастные особенности детей при отборе материала;
активное участие детей в работе на занятиях;
максимальное использование развивающего потенциала дидактических игр в создании благоприятной речевой среды.
На данном этапе эксперимента были использованы дидактические игры, в которых было:
1. знания о предметах, их назначении и качествах;
2. знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;
3. знания о природных предметах и явлениях, временах года;
4. пространственные ориентировки (Приложение 4)
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение учителя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Организуя индивидуальную дидактическую игру, мы старались создать благоприятные условия индивидуального общения, выясняли причины отставания, многократно упражняли детей, поднимая уровень их развития.
Правила игры для детей старших групп носят уже более обобщенный характер, но и они должны быть четко сформулированы, и ясно раскрывать заключенное в них содержание.
Дети старшей группы способны к торможению непосредственного интереса, поэтому им можно одновременно сообщать ряд взаимно связанных правил.
По содержанию наиболее частыми в нашем эксперименте являлись правила, обязывающие детей:
действовать по очереди,
отвечать, когда спрашивают,
слушать товарища,
не мешать другим в игре,
выполнять правила,
честно признаваться в ошибке и др.
В ходе игры учитель, выступая в роли участника игры, не перестает быть педагогом: он направляет игру репликами, вопросами, незаметно поддерживает инициативу детей, усилия более слабых и поощряет их успехи, создает условия для проявления самостоятельности. Своими действиями, выполнением правил он подает пример детям, дает оценку неправильным поступкам и предупреждает их. Однако не каждая игра требует оценки, так как она заключена в самом результате. Анализ же игры, ее хода может разрушить настроение детей, снять игровой интерес. Дети играют ради игры. Особенно нужно быть осторожным в оценке игры, если она имеет сюжетный характер и дети выступают в какой-то роли. В оценке игры учитель поддерживает радость от игры всем коллективом или группой детей.
Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер или похожа на такие игры, как «шашки», «гуськи». Учитель, заканчивая игру, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз будем играть еще интереснее...». Каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
2.3. Контрольный этап эксперимента
После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 12 и 13.
Таблица № 12
Уровень развития мышления детей контрольной группы
№ | Имя ребенка | Методики | Общий балл | Уровень развития | ||
1 | 2 | 3 | ||||
1. | Даша Я. | 2 | 1 | 7 | 10 | низкий |
2. | Алена Д. | 3 | 2 | 9 | 14 | средний |
3. | Таня М. | 3 | 3 | 14 | 20 | высокий |
4. | Саша Д. | 2 | 2 | 9 | 13 | средний |
5. | Оксана Л. | 3 | 2 | 11 | 16 | средний |
6. | Андрей Г. | 2 | 2 | 8 | 12 | средний |
7. | Андрей И. | 2 | 2 | 8 | 12 | средний |
8. | Сергей Л. | 2 | 2 | 9 | 13 | средний |
9. | Настя Ф. | 1 | 1 | 6 | 8 | низкий |
10. | Марина П. | 3 | 3 | 14 | 20 | высокий |