Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование познавательной активности 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

4) Потом раствор довести до кипения и выпарить. Когда вся вода испарится, на дне посуды останется соль.

Задание команде 2.

Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь?

1) Смесь высыпать в посуду с водой.

2) Опилки будут находиться на поверхности воды, и их легко собрать.

3) После этого размешать смесь до полного растворения соли в воде.

4) Затем раствор отфильтровать. В фильтре останется песок.

5) Воду выпарить на огне. На дне посуды останется соль.

Дополнительные вопросы.

— С этими заданиями вы, ребята, справились хорошо. Поэтому предлагаю вам еще несколько занятных вопросов.

1. Для чего в крышке чайника делают маленькое отверстие? (Это отверстие сделано для выхода пара. Известно, что вода, превращаясь в пар, увеличивается в объеме более чем в 1500 раз. Если в крышке чайника такого отверстия не будет, то, когда вода закипит, пар будет приподнимать крышку и она начнет подскакивать и греметь.)

2. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса? (Ночью становится прохладнее и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли. На траве, листьях кустарников появляются капли воды. Это и есть роса.)

1. В какую погоду лучше всего сохнет мокрое белье, развешанное на веревках? (В сырую и ненастную погоду воздух сильно насыщен влагой. Процесс испарения влаги с поверхности влажного белья будет происходить очень медленно. Сырое белье лучше всего сохнет в теплую, солнечную и ветреную погоду.)

2. Поздней осенью стоит холодная и ветреная погода. Пока вода еще не замерзла, где водоплавающим птицам находиться теплее: на воде или земле? (Воздух охлаждается быстрее воды. Поэтому в холодную осеннюю погоду гусям и уткам теплее на воде.)

1. Что общего и в чем разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман над поверхностью земли.)

2. Почему вода в родниках всегда очень чистая? (Когда грунтовые воды просачиваются через слои почвы, они проходят и через слой песка, как через фильтр. Вода при этом очищается от разных примесей. Происходит фильтрация воды.)

Подведение итогов.

Состязание № 5. Театральный тур

Раздаются карточки с общим текстом сценки и текстом по ролям для действующих лиц. Им требуется прочитать текст, распределить роли и обыграть их (разрешено текст читать по карточке).

Конкурс может быть предложен как домашнее задание. В этом случае оценивается артистичность и эмоциональность.

Сценка для команды 1.

Сказка о «нефтяной» рыбке (по мотивам сказки А.С. Пушкина «О золотой рыбке»).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Автор.

Старик.

Рыбка.

Автор стоит в стороне, а старик разыгрывает действия.

Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод. Пришел невод...

Старик (удивляясь и перечисляя вслух содержимое «улова», находящегося в неводе). …с тиной морскою, с ...ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Автор (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришел невод...

Старик (печально). ...с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной.

Автор (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришел невод...

Старик (радостно). ...с одной рыбкой. Да не с простою, а с золотою!

Автор. Заговорила рыбка

Рыбка (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

 

Сценка для команды 2.

«У острова Буяна» (по мотивам «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина ).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Автор.

Князь Гвидон.

Дядька Черномор.

Автор. Князь Гвидон сидел у моря.

Князь Гвидон (с опаской).

Море вдруг всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Черномора-богатыря,

Нефтью жирною горя.

Стража в мире нет надежней,

И храбрее, и прилежней.

Дядька Черномор (тяжело дыша, Гвидону).

Славный город твой храню

И дозором обхожу.

Но нынче много средь морей

Развелося кораблей —

Кругом мусор на просторе,

(Отчаянно.) Превратили в свалку море!

Гибнут рыбы, крабы, птицы…

Завтра все может случиться:

Голод, мало кислороду,

Поскорей спасайте воду!

Ведущий. Спасибо вам, ребята. Итак, мы не просто проиграли с вами сценки, а затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоемов. Чистой воды на земле становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большее количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Часто люди оставляют включенными

краны с водопроводной водой, и из них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому.

Беречь воду — значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны ее по-прежнему остра. Поэтому я предлагаю провести следующий, заключительный конкурс.

Состязание № 6. Спаси и сохрани!

Задание в течение пяти минут разработать и записать свои правила о том, что нужно и чего нельзя делать для сохранения чистой воды.

1.                 Ведущий. Вот и закончилась наша игра. В заключение мне хочется произнести слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры

Детям предлагаются игры и упражнения, направленные на формирование умений обозначать предметы, анализировать их строение, ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций.

Старшие дошкольники обозначают предметы, учитывая все более сложные соотношения их признаков. Они переходят к са­мостоятельному воссозданию структуры предметов по их кон­турному изображению. Наряду с усложнением структуры анали­зируемых предметов (по их контуру) задания усложняются путем варьирования самих предметов.

Ориентируясь в пространстве, дети переходят к анализу взаимного расположения предметов не только в статичной, но и в динамичной ситуации (перестановка по заданному плану). Ре­бенок учится ориентироваться не только по плану, отображаю­щему взаимное расположение предметов, но и по схеме - траек­тории пути, который он должен пройти.

Дети переходят от умения создавать в представлении обра­зы отдельных предметов и ситуаций к умению создавать комби­нации таких отдельных образов, выстраивать целостные сюже­ты в наглядном и словесном плане.

 

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел  человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие  обезьянки,  и  стала  корчить  им  рожицы.  Обезьянки  в  ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она  погрозила  им  кулаком,  и  ей  из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль  обезьянки  выполняет  взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить,  чтобы  со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру  необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода  в  баловство.  Из игры могут выбывать те «зеркала», которые  часто  ошибаются  (это  повышает мотивацию к игре).

 

Слушай команду

 

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии  с командами  взрослого, произнесенными  шепотом.  Команды  дают  только   на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех  пор,  пока  играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо  встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку.  Когда  звуки  музыки прекратятся, необходимо остановиться и  внимательно  слушать  меня.  В  это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все  играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

 

 

 

 

Найди два одинаковых предмета

 

Цель: развитие мышления, объема внимания,  восприятия  формы,  величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из  которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагается:

                   рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два  одинаковых; требуется их  найти,  показать  и  объяснить,  в  чем  схожесть  этих  двух предметов;

                   картинка (карточка) с изображением предметов  и  образца;  необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

                   рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их  или соединить линиями, проведенными простым  карандашом,  и  объяснить,  в  чем схожесть каждой пары.

            Инструкция:

   «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

 «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них  можно найти  пару.  Соедини  линиями  каждую  полученную  пару  (два   одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

 

 

 

 

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания, логического мышления.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

         серия картинок по две картинки  на  каждой карточке; надо найти пять отличий;

          карточка с изображением двух  картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики

Цель: развитие концентрации и объема  внимания,  мелкой  моторики  руки, логического и наглядного мышления, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

 

Смешанный лес

Цель:  развитие  наблюдательности,  формирование   умения   распределять внимание развитие мышления.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание.  Ребенку  дается  рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу  (сосну,  самую  маленькую елочку).

Информация о работе Дидактические игры