Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа
Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22
Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49
В работах Ф. Бойгендайка, К. Бюллера, Д. Дьюи, П.Ф. Калгерева, А.И.Сикорского Дж. Селли, В.Штерна, игра рассматривалась в связи с развитием у ребенка воображения, фантазии, стремления к творчеству, отмечалось значение игры для созревания способностей (В.Штерн). Игры детей развивают их чувства (К. Бюллер), являясь пробными или экспериментальными (К.Гросс) развивающими.
Игра является адекватной школьному возрасту творческой познавательной деятельностью. В дидактической игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В игре дети могут самостоятельно использовать и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания младших школьников.
Дидактическая игра как специфическая форма самостоятельной деятельности в советской психологии исследуется как средство нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания. Вместе с тем, она меньше изучена со стороны ее влияния на умственное развитие ребенка по сравнению с широкой разработанностью вопросов нравственного воспитания и социально-личностного развития школьников (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Т.А. Маркова, Л.В. Артемова, Т.А. Тулова, Т.А. Репина, Р.А. Иванкова, Н.Я. Михайленко, Т.В. Антонова, А.А. Рояк и мн. др.).
Познавательная активность младшего школьника проявляется в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Важным фактором в развитии познавательной активности детей младших школьников является использование дидактических игр.
Основными условиями для развития познавательной активности при использовании дидактических игр являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие младшего школьника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что познавательная деятельность у младших школьников на констатирующем этапе исследования была развита не на высоком уровне.
Используя рекомендуемые в психолого-педагогической литературе методы, приемы и формы работы для активизации познавательной деятельности (занятия с использованием дидактических игр и пр.), нам удалось, как это показали результаты контрольного эксперимента, повысить уровень познавательной активности младших школьников
На контрольном этапе эксперимента, проследив динамику в одной и второй группах, можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 10 %, средний – на 30 %, низкий уменьшился на 30%; в контрольной группе динамика не столь выражена: высокий уровень увеличился на 10 %, средний остался неизменным, низкий также остался неизменным. Как видно, полученные данные свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы имеют значительно более высокие показатели сформированности изучаемого качества, что позволило сделать выводы об эффективности проведённой работы.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Абанина, Г. Игры для души / Г.И. Абанина // Дошкольное воспитание. - 1994. - №2. – С.11-19
2. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. - М.: Просвещение, 1989. – 110 с.
3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – Ленинград: Пресс, 1983. – 217 с.
4. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх младших школьников / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. - 296 с.
5. Артемова, Л.В. Театрализованные игры младших школьников / Л.В.Артемова - М.: Просвещение, 1991. - 125 с.
6. Афонькина, Ю. Дидактические игры как средство развития произвольной образной памяти у младших школьников // Дошкольное воспитание. - 1992. -№ 1.-С. 12-22.
7. Афонькина, Ю. Дидактические игры в эстетическом воспитании дошкольников / Ю. Афонькина, Г. Урунтаева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С. 2-5.
8. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе дапаможнік для выхавальніка / склад 3.І. Ермакова, ЕМ. Шабека — 2-е выд, дап — Mн.: Народная асвета, 1987. — 80 с.
9. Белоус, A. Н. Развитие интеллектуально-познавательно
10. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович. – М.: Известия, 1955. – Выпуск 73.
11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / А.К.Бондаренко. - Минск: Народная асвета, 1989. - 157 с.
12. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1985. - С. 25-26.
13. Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 164 с.
14. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. / Под ред. Л.А. Венгера. -М.: Просвещение, 1988. - 143 с.
15. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е.Веракса – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 144 с.
16. Волошкина, М.И. Взрослеем в игре / М.И.Волошкина //Народное образование. - М.: Педагогика, 1990,-№2. -С. 82-83.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С.— М.: Наука, 1956. – 392 с.
18. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И.Жуковская. - М.: Педагогика, 1975.- 199 с.
19. Журавлева, И.И. Игра дошкольника / И.И.Журавлева. - М.: Просвещение, 1989. - 284 с.
20. Зайко, П.А. Игра и развитие личности дошкольника / П.А.Зайко. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – 214 с.
21. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. – М.: Пресс, 1997. – 176 с.
22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре/Д.В. Менджерицкая. - М: Просвещение, 1982. – 117 с.
23. Морозов, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у ребёнка в семье/ Н.Г. Морозов. – М.: Просвещение, 1994. – 163 с.
24. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с. Общая психология: Учебн. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский / Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд., перераб., и доп. - М.: Просвещение, 1986.-231 с.
25. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с рус яз. обучения / ЕА Панько и др. - Мн.: НИО; Аверсэв. 2007. - 304 с.
26. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка / Н.Я.Семаго. – Москва: Айрис Пресс, 2005. - 226 с.
27. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребёнка» / Н.Я.Семаго. – Москва: Айрис Пресс, 2005. - 194 с.
28. Соловьёва, Е.В. Как организовать познавательную деятельность детей / Е.В. Соловьёва // Ребёнок в детском саду. – 2005. - № 1. – С. 19 – 23.
29. 64. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 314 с.
30. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И.Сорокина. - М: Просвещение, 1982. - 96 с.
31. Сорокина, А.И. Игры с правилами в детском саду / А.И.Сорокина. - М: Просвещение, 1970.- 180 c.
32. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов дошкольных учреждений / авт.-сост. Т.В. Пятница, — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер.. 2004. - 67 с.
33. Удальцова, О.Т. Дидактические игры в воспитании и обучениии дошкольников. / О.Т.Удальцова. - Мн.: Народная асвета, 1976. - 128 с.
34. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П.Усова. - Москва: Просвещение, 1981. – 176 с.
35. Ушинский, К.Д. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов / К.Д.Ушинский // Начальная школа. - № 10. - 2001 . - С.25 -27
36. Шапатина, Т.В. Нетрадиционные дидактические игры как средство развития мыслительной активности детей / Т.В. Шапатина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С.15-17
37. Швайко, Е.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / под ред. В.В. Гербовой — М.: Просвещение, 1983. — 264 с
38. Шипицина, Л.М. Азбука общения Развитие личности ребёнка, навыков общения взрослыми и сверстниками / Л.М.Шипицина. - СПб.: Детс-Ликс. - 2000. - 384 с.
39. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1975. – 412 с.
40. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика 1. Понимание сюжетной картины
(Из книги Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка / Н.Я.Семаго. – Москва: Айрис Пресс, 2005. - стр. 30)
Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.
Задание направлено на исследование возможности осмысления изображения, оценку уровня сформированности речемыслительной деятельности, особенностей зрительного восприятия, а также понимания подтекста изображения. В качестве сюжетной картины был взят классический вариант из альбома А. Р. Лурия без каких-либо изменений, в том числе и без изменений цветовой гаммы.
Данная сюжетная картина может быть использована для работы с детьми с 6-7 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом
(Из книги Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка / Н.Я.Семаго. – Москва: Айрис Пресс, 2005. - стр. 31)
Возрастные особенности использования
Данная последовательность картинок может предъявляться детям начиная с 5 лет
Данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках.
В качестве стимульного материала взята сюжетная последовательность X. Бидструпа, приведенная в соответствие с особенностями зрительного восприятия современной детской популяции.
Процедура проведения
Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок с последовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Он должен выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета.
Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, уровень речевого развития ребенка в целом.
Анализируемые показатели:
• доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;
• особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказывании, и т.п.);
• стратегия зрительного восприятия;
• общая стратегия деятельности;
• объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.
Возрастные особенности использования