Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование познавательной активности 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

Игра детей - важное средство самовыражения, пробы сил. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их организаторские пра­вильные пути воздействия на каждого из них. И что также очень важно, иг­ры сближают учителя с детьми, помогают установить более тесный контакт.

Но дидактические игры будут эффективным методом воспитания и обучения лишь в том случае, если их проводить с детьми систематически с постоянным усложнением содержания, игровых правил и действий.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский считал, что в игре формируются все стороны души человеческой, его ум, сердце, воля, и если говорят, что игры предсказывают будущие характер и судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: в игре не только проявляются наклонности ре­бенка и относительная сила его души, но и сама игра оказывает большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следователь­но - и на перспективу совершенствования его как личности [34, с.90].

Дидактическая игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные функции.

Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры - сочетание свободы и самостоятельности играющих со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. А добровольное подчинение правилам возможно только в том случае, если они не навязываются извне, а вытекают из содержания иг­ры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть [17, с.66].

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать раз­личные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Для игр, особенно сюжетно-ролевых, характерно наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых и реальных.

Чем старше школьники, тем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной становится игра как способ проявления само­деятельных форм поведения: дети могут намечать сюжет или организовы­вать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать сред­ства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного воспитания, требует от ребенка уме­ния устанавливать взаимоотношения с товарищами - в этих неформальных детских объединениях проявляются характер ребенка, его привычки, инте­ресы, представления об окружающем мире, различные умения.

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях формирования умственной развитости. Например, игра, в которой де­ти воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимо­отношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту реальность, но и становится мощным фактором развития мышления и твор­ческого воображения, формирования высоких человеческих качеств.

В последние годы бурно стали развиваться начатые еще в 20-е годы Л.С. Выготским, затем продолженные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным теоретические и экспериментальные психологические исследования, в том числе и по проблемам игры. В работах педагогов и психологов появи­лись новые данные, подтверждающие тот факт, что игра возникает в ре­зультате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства Наибольшее развитие получают исследования проблем педагогичес­кого руководства сюжетно-ролевыми творческими играми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская).

Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились в 50-х годах работы А.П. Усовой. Предложенная ею система обучения на за­нятиях способствовала повышению уровня детских игр. Только совокупно­стью формирования всех видов деятельности - игры, труда, учения - мож­но достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка [34, с.11].

В основе игры как формы организации жизни и деятельности младших школьников лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи и, прежде всего, формирование нравственных качеств ребенка, обеспечить умственную го­товность детей к обучению в школе. Она должна носить са­модеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при ус­ловии правильного педагогического руководства, стимулировать детскую инициативу, стремление к познанию.

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее
проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная дея­тельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выпол­нением режима, и игра.

Методы руководства дидактической игрой в различных возрастных группах разные. В младшем школьном возрасте детей нужно учить играть. Учитель создает игровую обстановку, вообра­жаемую ситуацию; непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место опосредован­ное воздействие, но пока через игрушки, несложную инсценировку и т.д.

Чем старше школьники, тем разнообразнее становятся методы фор­мирования игры и взаимоотношений детей. Продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекоменда­ций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых ма­териалов. Специфика руководства игрой детей этого возраста состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой за­дачей и воображаемой ситуацией, а учитель должен занимать позицию доброжелательного соучастника.

Учитель использует методы опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения младших школьников уже через формирующийся коллектив. Одновременно ориентирует детей на то, чтобы они применяли в своих иг­рах знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях и в быту.

Формируя игру и положительные взаимоотношения детей более стар­шего возраста, педагоги широко используют косвенные методы, опира­ясь на играющие детские группы, складывающийся коллектив.

К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим ми­ром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жиз­ни взрослых, осуществлять свои мечты.

Обширная библиография свидетельствует о неослабном внимании к вопросам теории и практики дидактических игр - поистине неисчерпаемо­го источника возможностей обучения и разностороннего воспитания, орга­низации жизни и деятельности ребенка, формирования детского коллекти­ва, активного общения, познания социального опыта взрослых и обретения и накопления ребенком собственного и т.д.

 

1.2. Многоаспектный характер дидактических игр

 

Значение дидактических игр в педагогическом процессе обусловливается их содержанием и правилами, эмоциональ­ной насыщенностью, приемами организации и характером воздействия на ребенка, используемым дидактическим материалом, целевой направленнос­тью и т.д. Большим разнообразием игр объясняются разные подходы к груп­пировке их по видам

Проблемам дидактической игры посвящены многие исследования.

По мнению А.П. Усовой, 9/10 умственного багажа младшего школьника составляют чувственно воспринятые впечатления. Они же лежат в основе овладения ребенком любой практической дея­тельностью - предметной, изобразительной, конструктивной, игровой и т.д [34, с.19].

Развитостью ощущений и восприятий ребенка - то есть сенсорных процессов - определяются характер представлений, их точность, полнота, отчетливость. Отсюда бесспорна важность сенсорного воспитания малыша на протяжении всего школьного детства, так как оно направлено на совер­шенствование ощущений и восприятий и формирование способов чувст­венного познания. В практике используется большое разно­образие дидактических игр, обусловленное прежде всего их содержанием, целевым назначением и возрастными возможностями ребенка.

Познание окружающего начинается с познания предметного мира. В этом отношении непреходящую ценность представляют дидактические иг­ры, обеспечивающие сенсорное воспитание как самых маленьких, так и ре­бенка на протяжении всего детства.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для совершенствования Деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полно-Ценное восприятие.

Заслуживают серьезного внимания основные положения теории воспи­тания сенсорной культуры у детей, разработанные Л.А. Венгером , с пе­речнем соответственно эталонам видов игр. Сенсорное развитие ребенка -  это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве [14, с.78].

Ребенок обучается рисованию, лепке, конструирова­нию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы мате­матики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, с которы­ми он начинает знакомиться в различных дидактических играх. Чтобы по­лучить, к примеру, в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребе­нок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образцы), его строения.

Начиная с трех лет ребенок в игре знакомится с общепринятыми сен­сорными эталонами и способами их использования. Сенсорными эталонами в области восприя­тия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спект­ра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Разновидности ге­ометрических форм, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотно­шению сторон («короткие» и «длинные»), а также прямоугольные, остро­угольные и тупоугольные треугольники...

Особый характер носят эталоны величины. Величина предмета обыч­но устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду одно­родных предметов. Так, большая собака- это собака, которая больше боль­шинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотно­шениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Младших школьников учат группировать предметы, различающиеся по фор­ме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетания цветов, форм, величин, составляющие сложную структуру.

В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчле­нять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. В эту ка­тегорию включаются дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития у детей способности сенсорных восприятий. Они включают в себя, соответственно возрасту детей, различные задания, направленные:

      на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, от­ношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

      на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

      на формирование представлений об оттенках цвета (два оттенка каж­дого цвета);

      на развитие глазомера.

Существенное внимание в работе с детьми старшей группы следует уде­лять творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят.

Это задание на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики.

Исследователи в области педагогики все дидактические игры разделяют на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, уста­новление последовательности в решении задач. По мере овладения деть­ми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному ка­честву, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития логического отвлеченно­го мышления.

Детям старшей группы дают предметы, едва отличающиеся друг от друга по свойствам, так как младшие школьники уже могут находить едва заметные различия между предметами.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознатель­ного запоминания количества и расположения предметов, нахождения от­сутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать це­лое из частей, называть предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические на­выки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, стар­ших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игруш­ки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, из которого они сделаны, величина. Это позволяет учителю упражнять детей в ре­шении определенных дидактических задач, например, отбирать все игруш­ки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строите­лей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из ко­торого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, учителю удается вы­звать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел иг­ры с помощью отобранных игрушек.

Информация о работе Дидактические игры