Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование познавательной активности 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…..………………………………………………………………………….3

Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6

1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9

1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18

1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

 

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28

2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28

2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38

2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39

2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42

Заключение……………………………………………………….…………………45

Список использованных источников…………………………………….……..…47

Приложение………..………………………………………………………….……49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Проблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей школьного возраста, вот уже на протяжении десятилетий занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. Отмечается низкий уровень сформированности у них потребности в познании окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру.

Этот факт, на наш взгляд, можно объяснить рядом причин. Во-первых, следует признать недостаточным уровень сформированности субъективной познавательной активности детей к концу младшего школьного возраста, что в свою очередь обусловлено неудовлетворительной организацией воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях в русле целенаправленного формирования детской любознательности, пытливости, творческой активности. Во-вторых, в соответствии с требованиями времени нуждается в пересмотре профессионально-технологическая подготовка педагогических кадров. Наконец, нельзя не признать и того, что проблема развития детской субъектности в условиях квалифицированно организованной деятельности является недостаточно изученной проблемой в возрастной и педагогической психологии.

Безусловно, современная психолого-педагогическая наука располагает рядом исследований, посвященных изучению различных аспектов проблемы формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста. И это очень ценно.

Так, в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгер, Д.Б.Годовиковой, В.Б.Голицына, Т.А.Куликова, А.В.Петровского, З.Ф.Пономаревой, Н.К.Постниковой, Г.И.Щукиной и других авторов получила освещение проблема формирования познавательного отношения детей, в частности младшего школьного возраста, к окружающему миру как источника развития их интеллекта. В исследованиях вышеуказанных авторов выделен целый спектр составляющих познавательного отношения, наиболее значимые - познавательная активность и познавательный интерес - два взаимосвязанных, взаимообусловливающих качества личности.

В исследованиях Г.И.Щукиной определены компонентные составляющие познавательного интереса: интеллектуальный, эмоциональный, регулятивный (волевой), которые и выступают побудителями познавательной активности личности.

В исследованиях Г.И.Ляминой, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной выделены основные характеристики познавательного интереса и на этой основе предлагаются варианты его классификации у детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, наиболее полно учитывается специфика детей младшего школьного возраста в классификации Г.И.Ляминой.

Беря за основу характер детских познавательных проявлений, автор предлагает следующую классификацию: 1) сенсорно-эмоциональный интерес; 2) желание действовать; 3) собственно познавательный интерес.

Как специальную форму проявления познавательной активности исследователи рассматривают вопросы ребенка. Этот аспект изучения представлен в работах Н.Бабич, Д.Б.Годовиковой, А.И.Сорокиной и других. Например, Л.Н.Галигузова и Е.О.Смирнова характеризуют детские вопросы как свидетельство появляющейся потребности в познании окружающего мира.

Первые проявления у детей познавательной активной деятельности в форме вопросов относятся к этапу раннего детства  и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов.

Таким образом, проблема формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоаспектных научных исследований.

Противоречие между востребованностью познавательной активности как ведущей характеристикой личности младшего школьника и недостаточностью познавательной активности в условиях среды образовательного учреждения определило выбор темы исследования

Младший школьный возраст - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении этого периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития младших школьников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Цель исследования: развитие познавательной активности младших школьников средствами дидактической игры.

Объект исследования: процесс развития познавательной активности.

Предмет исследования: познавательная активность младших школьников.

Задачи:

1.      Определить особенности  развития познавательной деятельности детей старшего младшего школьного возраста.

2.      Рассмотреть дидактическую игру как средство формирования познавательной активности младших школьников

  1. Провести исследование влияния дидактических игр на познавательную активность младших школьников.

Гипотеза: педагогическая деятельность с использованием дидактических игр будет способствовать развитию познавательной активности младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы исследования, методы статистической обработки информации.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Библиографический список включает наименования литературных источников (всего 42 страницы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

 

1.1 Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников

 

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, поз­воляющая шире приобщать детей к жизни в доступных им формах интеллек­туальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетичес­ких переживаний. Дидактическая игра приобретает все большее значение, однако в практике воспитания детей она используется еще недостаточно. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредст­венном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и при­влекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость [26, с.211].

Существенной стороной дидактической игры являет­ся игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игро­вой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Например, в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том, чтобы, ощу­пав рукою игрушки, находящиеся в цветном мешочке, ре­бенок назвал их [4, с.33].

  Каждая дидактическая игра имеет правила, ко­торые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль — они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыбле­мому.

Усвоение детьми правил игры и следование им содей­ствует воспитанию самостоятельности, возможности са­моконтроля и взаимоконтроля в игре.

Игровые действия — это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем ин­тереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые учителем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направлять игру непосредст­венно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей и т.д.; игровые дей­ствия старших детей сложнее: они требуют взаимной свя­зи действий одних детей с другими, их последовательно­сти, очередности [7, с.48].

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и вос­принимается детьми как достижение.

Для учителя результат игры всегда является по­казателем успехов детей в усвоении знаний, в умствен­ной деятельности, в характере взаимоотношений.

Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

Содержание игры, игровой замысел, игровые дей­ствия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной.

 Своеобразие дидактической игры как игровой дея­тельности заключается в том, что взаимоотношения учителя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Учитель является участником игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия. Например, в игре «Магазин» познавательное содержание заключается в том, что дети-покупатели должны дать описание предмета, который они хотят купить, а дети-продавцы — уметь по описанию определить требуемую вещь. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользо­вании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими. Игровые правила заключаются в том, что покупатель должен выбрать предмет, вежливо обратиться к продавцу, описать предмет, указать его ка­чества, заплатить деньги; продавцы должны внимательно слушать, не перебивать покупателя, выбрать требуемый предмет, завернуть его.

Дидактическая игра является практической деятель­ностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Учитель помогает их исправить и преодолеть [26, с.212].

Информация о работе Дидактические игры