Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр……………………………………….……………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников…………………..…………………........9
1.2. Многоаспектный характер дидактических игр…………………………18
1.3. Педагогические требования к использованию дидактических игр………………………………………………………………………………22

Глава II. Исследование развития познавательной активности детей с использованием дидактических игр……………………………………………....28
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………..….28
2.2. Формирующий этап…………………………………………………...….38
2.3. Контрольный этап…………………………………………………...……39
2.4. Выводы и педагогические рекомендации………………………………42
Заключение……………………………………………………….…………………45
Список использованных источников…………………………………….……..…47
Приложение………..………………………………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование познавательной активности 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообраз­ные цветы, камушки, ракушки) учитель применяет при проведении та­ких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из осен­них листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Учитель ор­ганизует их во время прогулки непосредственно на природе. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формиру­ются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспиты­вается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Это и пар­ные картинки, и лото, и домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - на­хождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две ша­почки, одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не от­личающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображен­ные на картинке, могут быть разные по форме, по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответству­ющими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последователь­ности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра на­правлена на развитие памяти, запоминание и припоминание.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр являются также закрепление у детей знаний о количественном порядковом счете, о прост­ранственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, вни­зу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно об изменениях, которые произошли с картинками.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этих игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличе­ние количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старшей группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предме­ты одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматрива­ния, прежде чем будет дано задание - сложить целую картинку из ее частей.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. В таких играх учитель ставит обучающую задачу: развивать не только речь у детей, но и воображение, творчество. Для того, чтобы играющие от­гадали, что нарисовано на картинке, можно прибегнуть к имитации движе­ний, скажем, рабочего, или к подражанию движениям животного, его голо­су. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с деть­ми младшей группы.

В более старших возрастных группах решаются задачи посложнее: де­ти изображают действие, нарисованное на картинке, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании не­обходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, уг­лублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приоб­ретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети са­мостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различ­ным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры по словам направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В младшем школьном возрасте, когда у детей начинает активно фор­мироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах. С по­мощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умствен­ным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи?

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процес­се их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять су­щественные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Мага­зин», «Радио», «Где был Петя?», «Да - нет» и др. Вторую группу составля­ют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «По­хож - не похож», «Кто больше заметит небылиц» и др. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую, четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстро­ты мышления, выдержки, чувство юмора: «Испорченный телефон», «Кра­ски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть» и др.

Д.В. Менджерицкая, оценивая названную классификацию игр, отме­чает, что игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основа­ны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего естест­венного интереса к ним на протяжении всего детства.

В младшем школьном возрасте многие игры с игрушками сопро­вождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат раз­личать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки оп­ределенного цвета.

Настольно-печатные игры, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качества­ми и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как дидактическая игра, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредствен­ным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлени­ями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаться на суждения других, замечать ло­гические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в стар­ших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требу­ют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формули­ровать свои мысли, применять знания, т. е. все направлено на развитие ум­ственных способностей у младших школьников.

Несмотря на все многообразие игр, есть игры, связанные с непосред­ственным ознакомлением детей с природой4, которые также влияют на умственное их развитие. Такие игры способствуют развитию памяти, вни­мания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в но­вых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обога­щают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Это игры предметные, настольно-печатные, словесные, игровые, упражнения, игры-занятия. Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешо­чек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?» и т.д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, с которыми активно действуют дети. У ребят фор­мируются умения обследовать предметы, они овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используют в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать самими пред­метами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, отражающих качественные изменения, происходящие в пред­мете. Такие игры можно проводить как со всей возрастной группой детей, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложне­ние включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Малыши», «Яго­ды и фрукты», «Подбери листья», «Парные картинки» и др. Игры предо­ставляют возможность систематизировать знания детей о растениях, жи­вотных, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим коли­чеством детей (Приложение   4).

А.И. Сорокина отмечает, что дидактические игры различают по обуча­ющему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым дейст­виям и правилам, по задачам умственного воспитания, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливей вы­ступают одни, в других – иные [30, с.77].

Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры и др. Иногда игры соот­несены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, на­стольно-печатные. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность и умственное развитие.

Игры могут подразделяться на следующие виды: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения («Что было бы...?»), игры-загад­ки, игры-беседы (игры-диалоги).

Почему считается необходимым говорить прежде всего об играх-путе­шествиях, хотя игры-поручения проще, менее объемны по содержанию и в какой-то мере подготавливают детей к играм-путешествиям?

Путешествия - это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства и вре­мени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие «не сходя с места» - путешествие мысли, воображения, требующее умст­венных усилий и напряжения от детей.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чу­десами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, трудное - через преодолимое, не­обходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых дей­ствиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия -усилить впечатления, придать познавательному содержанию чуть-чуть ска­зочную необходимость, обратить внимание детей на то, что находится ря­дом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, на­блюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельно­сти детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинения их условиям и обстоятель­ствам игры, отношения детей в игре.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызыва­ет интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игро­вых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формули­ровке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую и мыслительную деятельность. В игре-путешест­вии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение спосо­бов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное ре­шение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав иг­ры-путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности коро­че. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные пору­чения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красно­го цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы» [30, с.79].

Игры-предположения «Что было бы...?» или «Что бы я сделал?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последую­щего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы...?» или «Что бы я сделал?».

Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесо­образного предполагаемого действия в соответствии с поставленными ус­ловиями или созданными обстоятельствами. Начиная игру, учитель го­ворит: «Игра называется «Что было бы...?». Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электри­чество во всем городе?». Дети высказывают предположения, констатирую­щие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть» и т.д., которые дети высказы­вают, исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не смогли бы работать - например, выпекать хлеб», «Остановились бы трам­ваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т.д.

Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, ус­танавливать причинные связи. В них содержится и соревновательный эле­мент: «Кто быстрее сообразит?». Старшие ребята любят такие игры и счи­тают их «играми трудными», требующими умения «подумать».

Информация о работе Дидактические игры