Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 05:47, дипломная работа

Краткое описание

Значимость исследования объясняется обращением интересов всей общественности к формированию осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование использования развивающих дидактических игр экологического содержания для повышения экологической культуры детей 5-6 лет в свете современных требований. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме. 2. Разработка системы дидактических игр и их использование на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников;
3. Наработка практических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников с использованием дидактических игр; 4. Экспериментальная проверка эффективности использования дидактических игр в формировании экологического сознания и экологической культуры дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания
дошкольников……………………………………………………………………..6
1.1. Система экологического воспитания в дошкольном учреждении………..6
1.2. Общепедагогические принципы формирования экологической
культуры дошкольников………………………………………………………...11
1.3. Особенности воспитания экологических знаний дошкольниками
старшей возрастной группы…………………………………………………….14

Глава 2. Дидактическая игра – как средство формирования экологической
культуры дошкольников………………………………………………………...18
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр экологического
содержания……………………………………………………………………….18
2.2. Методика применения дидактических игр в экологическом
образовании дошкольников……………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………...48

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - копия.doc

— 298.50 Кб (Скачать)
  • Приложение 1

Диагностическая методика О. Соломенниковой

«Определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников»

 

Контрольные задачи для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

   Задание 1 (проводится  индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы,  барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мужи, комара, паука.

Инструкция по проведению

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту; из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить по каким признакам он разместил животных на картах.

После того, как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

  • Как называется животное (птица, насекомое)?
  • Что ты можешь рассказать о нем?
  • Твое отношение к ним.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес, эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Уровень ниже среднего (0-1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Педагог называет 5 комнатных растений, предлагает показать их.

  • Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  • Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  • Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
  • Для чего нужны людям комнатные растения?
  • Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень

   Ребенок самостоятельно  называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к комнатным растениям.

Средний уровень

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы не достаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Уровень ниже среднего

Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки по уходу за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

 

 

 

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»