Дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие , тем богаче, разностороннее и глубже впечатления , основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребенка синкретично , благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным .В культуросообразном образовательном пространстве на интегративных принципах выстраиваются не только содержание учебного материала, но и все формы его организации .В том числе и такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 43.08 Кб (Скачать)

 

                                  Введение

Познание  ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие , тем богаче, разностороннее  и глубже впечатления , основе  которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребенка синкретично , благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным .В культуросообразном  образовательном пространстве на интегративных принципах выстраиваются не только содержание учебного материала, но и все формы его организации .В том числе и такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Известный детский  психолог А.В. Запорожец говорил: ” Нам необходимо добиваться того , чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка ,служила формированию его способностей” .1

Выполняя  функцию средства обучения  дидактическая  игра может служить составной  частью занятий  Она помогает усвоению ,закреплению знаний ,овладению способами  познавательной деятельности . Дети осваивают  признаки предметов ,учатся классифицировать , обобщать,  сравнивать .Использование  дидактической  игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям , развивает сосредоточенность , обеспечивает лучшее усвоение программного  материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях  по ознакомлению с окружающим миром  , по обучению родному языку , формированию элементарных математических представлений .

В дидактической  игре  учебные , познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми , поэтому при организации игры следует особое внимание  обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности : поиска , сюрпризности  , отгадывания и т. п.

При обучении детей, в основном  старшего дошкольного  возраста , на ряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическими материалами . При обучении детей раннего   и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками : матрешками , башенками ,  шарами ,  грибками  и т. д.

 

Действия  малышей с дидактическими игрушками  приобретают игровой характер : ребята составляют из нескольких частей  целую  матрешку ,подбирают детали по цвету , размеру , обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания  в занятиях с дидактическими игрушками  дает право объединить их с дидактическими играми  и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми-занятиями .

Обосновывая необходимость проведения игр-занятий , советский ученый Н.М. Аксарина  указывала : в условия общественного воспитания  нельзя обеспечить разностороннее  развития всех детей, пользуясь только индивидуальным общением  в процессе их самостоятельной деятельности .Необходимо проводить специальные занятия с небольшой группой детей.

В играх-занятиях педагог целенаправленно  воздействует на малышей ,продумывает содержание игр ,методические приемы их проведения , добивается , чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми . Систематически усложняя материал с учетом требования программы , воспитатель через игры-занятия сообщает доступные знания , формирует необходимые умения ,совершенствует психические процессы ( восприятие , мышление, речь и д .р. )

 

Особенность дидактических  игр-занятий состоит  в том , что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии не произвольного внимания  и запоминания , что обеспечивает лучшее усвоение материала . Все игры-занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого .

По характеру  используемого материала дидактические  игры принято условно  делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и  словесные .2

Структура дидактических  игр.

Дидактические задачи (замысел) и содержание дидактических игр определяются целью учебного занятия (материала) или целью воспитательного воздействия

 

 

 

Педагогу  важно овладеть умением четко  и конкретно формулировать обучающие  задачи каждой дидактической игры в  соответствии с конкретной игровой  ситуацией , а также возрастными и индивидуальными способностями детей. Следует заметить ,что одна и та же дидактическая игра может иметь разные задачи (например: закрепление знания цвета ,формы).

Значение  любой дидактической игры состоит  в том ,что она развивает  мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры ( “Узнаем ,что в чудесном мешочке ? ”  , “ Что бывает такого цвета ? “). Интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу  активизируются игровыми действиями . Чем они разнообразнее и содержательнее ,тем интереснее для нее сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи . Но  игровым действиям детей надо учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной  . Обучение игровым действиям осуществляется  через пробный ход в игре , показ самого действия , раскрытие образа и другие способы.

Дидактические игры могут быть самостоятельными ,но они никогда не являются самодеятельными , поскольку их  игровое содержание  изначально задано взрослым  ( педагогами , родителями  , художниками-иллюстраторами  , мастерами народной игрушки ). Одним  из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются  задачей обучения и содержанием игры , что ,в свою очередь , обуславливает характер и способ игровых действий , организует и направляет поведение детей , регулирует взаимоотношения между ними и педагогом. Правила игры имеют обучающий , организующий и дисциплинирующий характер.

Обучающие правила  помогают раскрывать перед детьми ,что и как нужно делать : они соотносятся с игровыми действиями ,усиливают их роль  уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей к игре; дисциплинирующие предупреждают о том , чего и почему нельзя делать. Педагогу следует осторожно пользоваться правилами , поскольку введение многих правил и их выполнение детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам , снижает интерес к игре и даже разрушает её.

Дидактическая задача (цель игры) реализуется через  игровую задачу (игровой замысел). Игровая  задача является задачей  самого ребенка . В процессе дидактической игры  внимание ребенка сфокусировано на выполнении игровых действий . Следует заметить ,что дидактическая игра-это игра самих детей, которая для педагога выступает не столько игрой ,сколько формой (или способом организации обучения.

Материальным центром дидактической  игры являются игрушки , игровые пособия , бытовые предметы и природные материалы. Они поднимают содержание дидактических игр на более высокий уровень, разнообразят правила игры , игровые действия и помогают педагогу успешнее решать педагогические задачи. Игрушка – предмет ,специально предназначенный  для  детских игр. Игрушка расширяет кругозор ,воспитывает интерес к отраженным в ней предметам   и явлениям действительности , способствует развитию самостоятельности и самодеятельности. Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственному развитию и обучения детей. Это и народные дидактические игрушки –разноцветные шары ,пирамиды , матрешки , грибы , бочонки , мелкие игрушки для конструирования – мозаика , палочки и др. Особый вид составляют  настольные и печатные игры : лото , парные картинки , квартеты , кубики .

Игровые действия – это основа дидактической игры , средство реализации игровой задачи. Чем разнообразнее игровые действия , тем интереснее игровая деятельность детей и успешнее ее результат . Дидактические игры разнообразны , поэтому игровые действия в них различны.

Результат дидактической  игры – показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний , в развитии познавательной деятельности , взаимоотношений , а не просто выигрыш , полученный любым путем. Игровые задачи , действия , правила , результат игры взаимосвязаны  , и отсутствие  хотя  бы одной из этих  составных  частей нарушает ее целостность , снижает воспитательное  воздействие.

Успешное руководство дидактическими играми ,прежде всего , предусматривает отбор и продумывание их содержания ,четкую постановку задач, определение места и роли в целостном учебно-воспитательном процессе , взаимодействие с другими играми  и формами обучения. Внимание педагога направляется  на развитие и педагогическую поддержку познавательной активности , самостоятельности и инициативы детей , применение ими разных способов решения ими разных способов решения игровых задач , выполнение различных игровых действий . Проведение дидактической игры  включает :

  1. ознакомление детей  с содержанием игры  и дидактическим материалом (проводится в форме краткой беседы с показом);
  2. объяснение хода  и правил игры (что  они разрешают , запрещают , предписывают);
  3. показ игровых действий , процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие и поясняет , что в противном случае игра не приведет к желаемому результату);
  4. определение роли воспитателя в игре : его участие в качестве играющего , болельщика или арбитра;
  5. подведение итогов игры , обсуждение его результата.

Следует  учитывать , что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности , слов воспитателя и действий  самих детей с игрушками , игровыми пособиями , предметами , картинками  и т.п.

К наглядности  относятся:

  1. предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
  2. картинки , изображающие предметы и действия  с ними , отчетливо выделяющие  назначение , основные признаки предметов , свойства  материалов;
  3. наглядный показ и пояснение словами игровых действий и игровых правил.

В дидактической  игре всегда имеется возможность  неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной  детьми инициативой , вопросами , предложениями. Умение держать игру в пределах  установленного времени – большое искусство .Заканчивая игру ,педагог стремится  вызвать у детей интерес к ее продолжению , создать радостную перспективу. Обычно он говорит : “ В  следующий раз будим играть еще интереснее ” . Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые –развивающие  и увлекательные .

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время , которое отводится в режиме на занятия .  Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения , определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям ; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей  к тому , что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями , когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей , организовать применение , усвоенного в игровой деятельности .подвести итог , обобщить изученный на занятиях материал.

Дидактические игры проводятся в игровой комнате ,в музыкальном зале . на участке для прогулок ,в лесу , в парке . магазине  и т.д. Этим обеспечивается  более широкая двигательная активность детей  , разнообразие впечатлений , непосредственность переживаний и общения.

       Классификация дидактических игр

Один из самых  распространенных в дошкольной педагогике подход  к классификации дидактических  игр состоит в делении дидактических  игр по характеру используемого  материала на следующие виды:

  • игры с предметами
  • настольно-печатные
  • словесные.             

     Игры с предметами- это игры с реальными предметами  ,дидактическими игрушками (в качестве которых выступает бочонки , шары , матрешки и т.д.) , мозаикой , различными природными материалами (листьями , плодами , семенами , камушками , шишками , ракушками , песком ,  глиной ).

Настольно-печатные- это  такие игры , как :парные картинки , лото , домино , мозаика , разрезные картинки ,складные кубики и другие.

Словестные игры- направлены на формирование грамматически правильной, связной и выразительной речи , обогащение словаря детей (“Чудесный мешочек” , “Что предмет расскажет о себе ”,  “Музей “).

Дидактические игры  имеют в своей основе  интеллектуальные действия, связанные  с конкретными мыслительными  операциями  : сравнение, сериация  и классификация (группировка ), обобщение ,выделение признака , исключение предмета или признака ,системный осмысленный  поиск по условию ,выявление оснований классификации , исключение лишнего и многие другие.1

 

 

 

 

                                               Ребенок и окружающий мир

Игра  “ Кто что любит “

Дидактическая задача .   Закреплять умение детей о животных-обитателях живого уголка и уходе за ними.

Игровая задача .   Накормить обитателей живого уголка.

Игровые правила .   Накормить животных правильно подобрав корм.

                    Ход игры:

Воспитатель сообщает детям , что он идет в живой уголок , кормить его обитателя. В тот момент , когда весь корм уложен в небольшие контейнеры , воспитателя зовут к телефону . После телефонного разговора педагог сообщает детям , что забыл , в какой контейнер и для кого был положен корм  . Воспитатель просит детей помочь накормить животных.

Дети играют в живой уголок : открывают контейнеры (коробки с картинками – “кормом “ ), определяют их содержимое. Затем называют животное и кормят его (кладут картинку перед сидящей в “живом уголке”  игрушкой).

Картинки  подобраны следующим образом : морковь  и свекла –для кролика ; молоко – для ежа ; просо и овес - для канарейки ; корешки и трава - для черепахи . Если корм подобран неправильно , то животное отворачивается .

 

             

 

                Игра “ Научи нас , светофор ! “

Дидактическая задача .   Закреплять правила дорожного движения ; знания о сигналах светофора.

Информация о работе Дидактическая игра