Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:53, реферат
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие , тем богаче, разностороннее и глубже впечатления , основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребенка синкретично , благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным .В культуросообразном образовательном пространстве на интегративных принципах выстраиваются не только содержание учебного материала, но и все формы его организации .В том числе и такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Введение
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие , тем богаче, разностороннее и глубже впечатления , основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребенка синкретично , благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным .В культуросообразном образовательном пространстве на интегративных принципах выстраиваются не только содержание учебного материала, но и все формы его организации .В том числе и такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: ” Нам необходимо добиваться того , чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка ,служила формированию его способностей” .1
Выполняя функцию средства обучения дидактическая игра может служить составной частью занятий Она помогает усвоению ,закреплению знаний ,овладению способами познавательной деятельности . Дети осваивают признаки предметов ,учатся классифицировать , обобщать, сравнивать .Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям , развивает сосредоточенность , обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром , по обучению родному языку , формированию элементарных математических представлений .
В дидактической игре учебные , познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми , поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности : поиска , сюрпризности , отгадывания и т. п.
При обучении детей, в основном старшего дошкольного возраста , на ряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическими материалами . При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками : матрешками , башенками , шарами , грибками и т. д.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер : ребята составляют из нескольких частей целую матрешку ,подбирают детали по цвету , размеру , обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми-занятиями .
Обосновывая необходимость проведения игр-занятий , советский ученый Н.М. Аксарина указывала : в условия общественного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развития всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности .Необходимо проводить специальные занятия с небольшой группой детей.
В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей ,продумывает содержание игр ,методические приемы их проведения , добивается , чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми . Систематически усложняя материал с учетом требования программы , воспитатель через игры-занятия сообщает доступные знания , формирует необходимые умения ,совершенствует психические процессы ( восприятие , мышление, речь и д .р. )
Особенность дидактических игр-занятий состоит в том , что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии не произвольного внимания и запоминания , что обеспечивает лучшее усвоение материала . Все игры-занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого .
По характеру
используемого материала
Структура дидактических игр.
Дидактические задачи (замысел) и содержание дидактических игр определяются целью учебного занятия (материала) или целью воспитательного воздействия
Педагогу
важно овладеть умением четко
и конкретно формулировать
Значение любой дидактической игры состоит в том ,что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры ( “Узнаем ,что в чудесном мешочке ? ” , “ Что бывает такого цвета ? “). Интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу активизируются игровыми действиями . Чем они разнообразнее и содержательнее ,тем интереснее для нее сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи . Но игровым действиям детей надо учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной . Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре , показ самого действия , раскрытие образа и другие способы.
Дидактические игры могут быть самостоятельными ,но они никогда не являются самодеятельными , поскольку их игровое содержание изначально задано взрослым ( педагогами , родителями , художниками-иллюстраторами , мастерами народной игрушки ). Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры , что ,в свою очередь , обуславливает характер и способ игровых действий , организует и направляет поведение детей , регулирует взаимоотношения между ними и педагогом. Правила игры имеют обучающий , организующий и дисциплинирующий характер.
Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми ,что и как нужно делать : они соотносятся с игровыми действиями ,усиливают их роль уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей к игре; дисциплинирующие предупреждают о том , чего и почему нельзя делать. Педагогу следует осторожно пользоваться правилами , поскольку введение многих правил и их выполнение детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам , снижает интерес к игре и даже разрушает её.
Дидактическая задача (цель игры) реализуется через игровую задачу (игровой замысел). Игровая задача является задачей самого ребенка . В процессе дидактической игры внимание ребенка сфокусировано на выполнении игровых действий . Следует заметить ,что дидактическая игра-это игра самих детей, которая для педагога выступает не столько игрой ,сколько формой (или способом организации обучения.
Материальным центром
Игровые действия – это основа дидактической игры , средство реализации игровой задачи. Чем разнообразнее игровые действия , тем интереснее игровая деятельность детей и успешнее ее результат . Дидактические игры разнообразны , поэтому игровые действия в них различны.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний , в развитии познавательной деятельности , взаимоотношений , а не просто выигрыш , полученный любым путем. Игровые задачи , действия , правила , результат игры взаимосвязаны , и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность , снижает воспитательное воздействие.
Успешное руководство
Следует учитывать , что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности , слов воспитателя и действий самих детей с игрушками , игровыми пособиями , предметами , картинками и т.п.
К наглядности относятся:
В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой , вопросами , предложениями. Умение держать игру в пределах установленного времени – большое искусство .Заканчивая игру ,педагог стремится вызвать у детей интерес к ее продолжению , создать радостную перспективу. Обычно он говорит : “ В следующий раз будим играть еще интереснее ” . Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые –развивающие и увлекательные .
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время , которое отводится в режиме на занятия . Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения , определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям ; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому , что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями , когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей , организовать применение , усвоенного в игровой деятельности .подвести итог , обобщить изученный на занятиях материал.
Дидактические игры проводятся в игровой комнате ,в музыкальном зале . на участке для прогулок ,в лесу , в парке . магазине и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей , разнообразие впечатлений , непосредственность переживаний и общения.
Классификация дидактических игр
Один из самых
распространенных в дошкольной педагогике
подход к классификации дидактических
игр состоит в делении
Игры с предметами- это игры с реальными предметами ,дидактическими игрушками (в качестве которых выступает бочонки , шары , матрешки и т.д.) , мозаикой , различными природными материалами (листьями , плодами , семенами , камушками , шишками , ракушками , песком , глиной ).
Настольно-печатные- это такие игры , как :парные картинки , лото , домино , мозаика , разрезные картинки ,складные кубики и другие.
Словестные игры- направлены на формирование грамматически правильной, связной и выразительной речи , обогащение словаря детей (“Чудесный мешочек” , “Что предмет расскажет о себе ”, “Музей “).
Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями : сравнение, сериация и классификация (группировка ), обобщение ,выделение признака , исключение предмета или признака ,системный осмысленный поиск по условию ,выявление оснований классификации , исключение лишнего и многие другие.1
Игра “ Кто что любит “
Дидактическая задача . Закреплять умение детей о животных-обитателях живого уголка и уходе за ними.
Игровая задача . Накормить обитателей живого уголка.
Игровые правила . Накормить животных правильно подобрав корм.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям , что он идет в живой уголок , кормить его обитателя. В тот момент , когда весь корм уложен в небольшие контейнеры , воспитателя зовут к телефону . После телефонного разговора педагог сообщает детям , что забыл , в какой контейнер и для кого был положен корм . Воспитатель просит детей помочь накормить животных.
Дети играют в живой уголок : открывают контейнеры (коробки с картинками – “кормом “ ), определяют их содержимое. Затем называют животное и кормят его (кладут картинку перед сидящей в “живом уголке” игрушкой).
Картинки подобраны следующим образом : морковь и свекла –для кролика ; молоко – для ежа ; просо и овес - для канарейки ; корешки и трава - для черепахи . Если корм подобран неправильно , то животное отворачивается .
Игра “ Научи нас , светофор ! “
Дидактическая задача . Закреплять правила дорожного движения ; знания о сигналах светофора.