Дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие , тем богаче, разностороннее и глубже впечатления , основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребенка синкретично , благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным .В культуросообразном образовательном пространстве на интегративных принципах выстраиваются не только содержание учебного материала, но и все формы его организации .В том числе и такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 43.08 Кб (Скачать)

Игровая задача .  Помочь Незнайке перейти дорогу.

Игровые правила .  Переходить улицу точно по сигналу светофора.

 

Ход игры:

Воспитатель приносит Незнайку (кукла ) и просит детей помочь ему : Незнайка решил было пойти в гости к своему другу Гуньке , не смог перейти дорогу , и его чуть не задавила машина . Воспитатель спрашивает детей ,почему Незнайка не смог перейти дорогу . Дети предполагают , что он не знал правил перехода через улицу , и спрашивает ,знает ли их Незнайка.

Воспитатель просит детей объяснить правила  перехода через дорогу . Дети учат Незнайку правилам :

                       Красный -  стой,

                       Желтый – жди,

                      А зеленый – проходи.

Незнайка  повторяет правила. Потом дети с  Незнайкой играют в игру “ Светофор “ : ведущий (воспитатель или ребенок ) показывает цветной кружок (зеленый ,желтый  или красный ) , а дети вместе с Незнайкой переходят улицу в положенном месте – по переходу. Тому , кто ошибается ,назначают штраф.

 

         

              Игра “ Кто где работает ? “

Дидактическа  задача .   Закреплять знания детей о профессиях.

Игровая  задача .    Помочь кукле выбрать интересную профессию .

Игровые правила .   Правильно подобрать каждому работнику соответствующие принадлежности для работы.

 

                  Ход игры :

 

 Воспитатель  показывает детям куклу Олю ,которая решила пойти работать , но не знает , кем лучше быть . Оля просит ребят помочь ей. Педагог предлагает детям рассказать об известных им профессиях . За тем ведет всех на выставку ,где есть  фотографии лучших работников . На стене висят фотографии с изображением работающих людей, воспитатель показывает  кукле одно фото и просит её определить,    кем работает этот человек. Воспитатель просит Олю показать,  какие инструменты помогают ему в работе. Оля отбирает нужный для этой профессии инструмент (карточку). Оля выбирает для каждого работника принадлежности и инструменты, а дети помогают ей. В завершении Оля Определяет ,какая работа ей по душе  и просит ребят , сказать , какие профессии нравятся им .

 

              Игра “ С кем Тузик будет играть ? “.

 

Дидактическая задача .  Закреплять знания детей о качестве предметов , о повадках домашних животных.

Игрова задача .  Выбрать игрушку для Тузика .

Игровые правила .  Выбрать ту игрушкой , с которой собачке можно безопасно играть .

 

           Ход игры :

Воспитатель приносит собачку Тузика (мягкая игрушка ) и объясняет детям, что Тузик  хочет играть , но у него нет игрушек.

Приходит  Буратино и предлагает Тузику разные забавы. Воспитатель волнуется ,что Буратино может разрешить Тузику опасные игры , и просит детей специально подобрать для Тузика игры , которые ему не повредят.

Дети встают  в круг ,воспитатель показывает картинку и спрашивает : “ Можно или нельзя ? “. Дети отвечают и объясняют  , почему можно или нельзя играть с этим предметом.

Если игрушка  названа правильно , то Тузик подает голос- лает.

 

 

                                               

 

                                                      Развитие речи

                     Игра “ Кто где живет ? “

Дидактическа задача .  Учить детей определять голоса животных ; уточнять представление о месте х обитания на подворье.

Игровая задача .   Определить , кто из животных как кричит ,кто и где живет.

Игровые правила .   Называть животное можно только тогда , когда оно отозвалось. Расселяя животных ,надо правильно называть места , где они живут.

                             Ход  игры :

Воспитатель в роли бабушки предлагает детям  поиграть на деревенском подворье. У  бабушки много разных домашних животных. Они живут в удобных  сараях и стойлах и хорошо знают  бабушкин голос. Бабушка выходит  во двор и зовет: “ Эй , курочки мои , пеструшечки , вы где ? “ Курочки отзываются.

Проводитс я игра . Педагог зовет животных ,а дети в роли бабушкиных питомцев отзываются.

 

                          Игра “ Подбери слово “

 Дидактическая задача .  Учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Игровая задача .  Подбирать слова.

Игровые правила .    Подобрать наиболее точные слова .

 

                          Ход   игры :

Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей  поиграть с ней в слова. Марина будит рассказывать историю ,а дети должны подбирать уточняющие   слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина . Я купила  Арбуз ,но он не помещается  в сумке ,потому что он был… (большой). Дома я его разрезала и обрадовалась ,потому что он оказался    такой… (красный). Я угостила Лешу. Леша съел кусок и сказал …..(вкусный).

Воспитатель предлагает  каждому ребенку рассказать о своей покупке. Если слова подобраны  неверно, педагог поднимает желтую карточку (ШТРАФ).

 

                  Игра  “ В саду и на лугу “ 

Дидактическая задача .   Учить детей использовать в речи родовые и видовые понятия; классифицировать цветы.

Игровая задача.  Называть себя именем садового или лугового цветка ; найти пару для танца.

Игровые правила .  Найти пару для танца ,выбирая ее согласно классификации ( садовые цветы – с садовыми , луговые с- с луговыми.)

                    Ход игры  :

Воспитатель предлагает детям поиграть в цветы . Для этого каждый ребенок должен придумать , каким цветком он будет. Педагог предлагает каждому ребенку назвать себя , а остальные дети определяют , какой это цветок – садовый или луговой.

Воспитатель предлагает цветам подобрать друг другу  пару и встать : садовые цветы  с садовыми , а луговые- с луговыми .

 

                             Игра  “ Подбери рифму “

Дидактическая задача .  Учить подбирать рифмы к словам.

Игровая  задача .  Научить Незнайку подбирать рифмы.

Игровые правила .  Подбирать рифмы так , чтобы получилось складно.

       

                            Ход  игры:

Воспитатель приводит в гости Незнайку (игрушка). Он был у поэта Цветика и  тоже захотел стать  поэтом. Теперь Незнайка ищет рифмы. Ребята помогают ему. Воспитатель  показывает желтый кружок (штраф ) ,если рифма подобрана неверно.

 

 

 

                         Формирование  элементарных    

                   математических представлений  

 

                   Игра “ Мы – артисты ! “    

Дидактическая  задача .   Учить детей определять форму предметов.

Игровая задача .    Определить , с каким атрибутом выступает каждый артист .

Игровое правило .  Назвать атрибут только после объяснения  номера конферансье (ведущим ).

 

                     Ход  игры :

Воспитатель надевает плащ , объявляет , что он – конферансье , будет вести представление и приглашает детей в цирк , чтобы помочь ему объявлять артистов.

Воспитатель во время объявления номеров делает паузы , чтобы дети смогли рассмотреть и назвать форму предмета . Далее можно предложить ребятам  выступить в роли конферансье , дрессировщика или других артистов , Дети берут в руки предметы известной им формы  и показывают свое выступление . Дети – зрители определяют форму предмета.

 

                      Игра  “ Где солнышко ? “

Дидактическая задача .  Развивать умение определять положение в пространстве.

Игровая задача .  Проследить за положением солнышка и показать , что в это время суток делают .

Игровые правила.  Выполнять движения только после определения местоположения солнышка на небе , под соответствующую музыку.

 

                        Ход  игры :

Воспитатель (показывает  детям солнышко на фланелеграфе ). Солнышко любит ходить по небу. Утром солнышко встает ,а вечером – ложится спать. Дети на земле наблюдают за солнышком ,ведь оно показывает , что пора делать . Давайте мы будем за ним наблюдать . ( Педагог рассказывает и управляет солнышком). Вот солнышко просыпается и начинает подниматься по небу- дети тоже просыпаются , делают зарядку. Солнышко  выше – дети завтракают и играют. Солнышко еще выше – дети идут гулять. Вот солнышко на самом верху- дети гуляют ,а потом обедают. Солнышко опускается -  дети идут домой . Солнышко скрылось – дети ложатся спать до утра.

Педагог  только показывает движение солнышка  и спрашивает : “ Где солнышко ? “ Дети отвечают и под музыку выполняют соответствующие движения.

 

                     Игра  “ Чья лента длиннее ? ”

 

Дидактическая задача .  Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длинны.

Игровая задача .  Рассудить кукол : выяснить чья лента красивее и длиннее.

Игровые правила .  Определить , чья лента длиннее , можно только после сигнала ведущего.

 

                       Ход   игры :

 Воспитатель  приносит куклу Лену  и куклу  Свету .Рассказывает детям , что куклы поспорили  ,у кого ленты лучше. Света думает что ее лента ярче ,красивее ,а Лена – что ее лента  наряднее .Как быть ?

Дети начинают сравнивать ленты (осматривают ленты , прикладывают одну к другой). Оказывается что у Лены лента атласная ,красная . У Светы  лента капроновая ,ярко-желтая. Обе   ленты красивые , но у Светы лента длиннее чем у Лены.

Появляется  кукла Сима у нее ярко-синяя  лента из шелка. Оказывается , что лента у Симы длиннее ,чем у Лены, но короче , чем у Светы . Приходит кукла Рая . У нее ярко-голубая лента из шифона. Она тоже очень красивая ,но длиннее, чем лента у Светы. Получается,  что короче всех лента у Лены ,длиннее лента у Раи. 

 

                    Игра : “ Встречаем гостей”

 

Дидактические задачи .  Учить детей отсчитывать предметы правильным способом ; отсчитывать нужное количество  предметов из общего количества.

Игровая задача .  Помочь  мишке накрыть стол.

Игровые правила .  Расставить посуду на столе в соответствии с количеством приглашенных  гостей.

 

                          Ход  игры :

Воспитатель приносит медведя и о его имени  просит помочь мишке подготовиться  к встречи гостей . Дети накрывают на стол. Чтобы поставить приборы ,надо знать . сколько будит гостей.

Дети подсчитывают ,сколько будит гостей (трое) ,ставят три стула ,потом от общего количества стоящей на столе посуды отсчитывают нужное для именин количество (тарелки и чашки) : одна ,две , три. Во время игры ,как правило, забывают про самого хозяина ,медведя. Поэтому после вопроса медведя ( “ А где же  моя тарелка? “ ) дети отсчитывают и ему посуду.

В конце игры дети встречают мишкиных гостей и усаживают их за стол, следят за тем ,чтобы  всем хватило.

 

 

 

 

 

 

                      Изобразительная деятельность

 

            Игра “ Зима или Весна ? ”

Дидактическая задача .  Учить детей создавать образы действительности.

Игровая задача .  Составить картину сада.

Игровые правила.  Составить картинку так ,чтобы было понятно ,какой это сад – зимний или весенний.

 

                  Ход  игры :

Воспитатель приносит  куклу Зину . Рассказывает , что однажды она проснулась, посмотрела в окно и не могла понять ,какое на улице время года : зима или весна. На улице было белым-бело . Воспитатель просит помочь Зине определить ,какое время года за окном Зима или Весна.

Перед  детьми на столах лежат заготовки ,на  которых во весь лист нарисовано окно на голубом фоне. Дети должны составить картину весеннего или зимнего сада. Они самостоятельно решают , какие детали будут использовать. Рядом лежит материал для аппликации  белые снежинки и белые цветы яблонь. Дети выбирают материал для аппликации и наклеивают его между рамами окна. В итоге получаются разные виды из окна : на заснеженный или цветущий сад. Каждый ребенок дарит свою картину кукле Зине.

 

                       Игра : “ Космеи или яблочки? ”

 

Дидактическая задача .  Учить детей различать предметы круглой или овальной формы ; закрашивать предметы .

Игровая задача .  Разрушить чары злого волшебника .

Игровые правила .  Раскрасить город так ,чтобы все предметы были узнаваемы по цвету.

             Ход  игры :

В гости к  детям приходят коротышки из Цветного города и просят им помочь :  злой волшебник стер все краски  и  теперь все вокруг стало бесцветным . Воспитатель предлагает детям победить злого волшебника  : взять цветные карандаши и сделать Цветочный город снова красивым.

Дети берут  заготовки  «бесцветного города» ,рассматривают форму предмета и подбирают цвета . На картинках нарисованы предметы круглой и овальной формы.

Ребенок должен понять ,что это за предмет , и раскрасить его в нужный цвет. Раскрасив рисунки ,дети составляют их вместе – получается  целый цветочный город , яркий . разноцветный. Коротышки благодарят детей.

 

                 Игра : “ Дымковские красавицы ‘’

 

Дидактические задачи .  Учить детей воспроизводить простые узоры дымковской росписи.

Игровая задача .  Подобрать барышням нужный товар.

Игровые правила .  Подобрать именно дымковский товар.

   

                    Ход  игры :

Воспитатель объясняет детям ,что к ним в гости придут дымковские барышни, предлагает вспомнить дымковские узоры. Проводится дидактическое упражнение      « Какие узоры у Дымки?» . Дети называют дымковские узоры.

Потом педагог  представляет гостей – дымковских барышень (лепные игрушки). Барышни  пришли на базар, они идут и выбирают себе товар. Воспитатель предлагает детям помочь дымковским барышням – достает лепные фигурки козлика и курочки и предлагает ребятам их расписать . Дети вспоминают узоры дымки- пятнышки , кольца, волнистые линии , точки , и расписывают фигурки .За тем каждый ребенок выступает в роли продавца и предлагает  дымковским барышням свой товар- козлика или курочку.3

 

                                  Используемая литература

  1.          Лыкова  И.А.  «Дидактические игры и занятия » . Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников . – издательский дом «Карапуз» - Творческий центр « Сфера»,2009   1
  2.        Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.Н. Антонова, Л.В. Артемова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой .- Просвещение ,1989   2
  3. Губанова М.Ф.  «Развитие игровой деятельности ».- Мозайка-синтез,2009   3

Информация о работе Дидактическая игра