Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 05:47, дипломная работа

Краткое описание

Значимость исследования объясняется обращением интересов всей общественности к формированию осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование использования развивающих дидактических игр экологического содержания для повышения экологической культуры детей 5-6 лет в свете современных требований. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме. 2. Разработка системы дидактических игр и их использование на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников;
3. Наработка практических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников с использованием дидактических игр; 4. Экспериментальная проверка эффективности использования дидактических игр в формировании экологического сознания и экологической культуры дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания
дошкольников……………………………………………………………………..6
1.1. Система экологического воспитания в дошкольном учреждении………..6
1.2. Общепедагогические принципы формирования экологической
культуры дошкольников………………………………………………………...11
1.3. Особенности воспитания экологических знаний дошкольниками
старшей возрастной группы…………………………………………………….14

Глава 2. Дидактическая игра – как средство формирования экологической
культуры дошкольников………………………………………………………...18
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр экологического
содержания……………………………………………………………………….18
2.2. Методика применения дидактических игр в экологическом
образовании дошкольников……………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………...48

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - копия.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания

дошкольников……………………………………………………………………..6

1.1. Система экологического  воспитания в дошкольном учреждении………..6

1.2. Общепедагогические принципы формирования экологической  

культуры дошкольников………………………………………………………...11

1.3. Особенности воспитания  экологических знаний дошкольниками 

старшей возрастной группы…………………………………………………….14

 

Глава 2. Дидактическая игра – как средство формирования экологической

культуры дошкольников………………………………………………………...18

2.1. Характеристика и классификация  дидактических игр экологического

содержания……………………………………………………………………….18

2.2. Методика применения  дидактических игр в экологическом 

образовании дошкольников……………………………………………………..27

 

Заключение……………………………………………………………………….46

Список используемой литературы……………………………………………...48

Приложение………………………………………………………………………52

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А  также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным.

А это, как нельзя лучше,  формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Социальные особенности отношения дошкольников к природе  определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.[20,8]

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.

   Учеными разработано  множество форм и методов экологического  воспитания и образования дошкольников: наблюдение, беседа, занятие, упражнение, практическая деятельность, игра и др. Комплексное их применение даёт наибольший положительный результат.

Актуальность и значимость исследования объясняется обращением интересов государства, ученых, педагогов, всей общественности к формированию осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

   Использование преимущественно  вербальных методов при ознакомлении с причинно-следственными зависимостями в природе приводит к непониманию связи между причиной и следствием природных явлений. Решить эту проблему можно путём вовлечения детей в игровую деятельность экологического содержания, которая облегчает познание законов и закономерностей природы. Дидактические игры обеспечивают наилучшие условия для усвоения природоведческих понятий, выработки практических умений и навыков охраны окружающей среды.

Объект исследования – процесс формирования экологического сознания и экологической культуры дошкольников.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Цель исследования: является теоретическое и экспериментальное обоснование использования развивающих дидактических игр экологического содержания для повышения экологической культуры детей 5-6 лет в свете современных требований.

Гипотеза исследования: предполагается, что дидактические игры, как один из ведущих видов деятельности дошкольника, обеспечат наилучшие условия для усвоения природоведческих понятий, выработки практических умений и навыков по охране природы, создают особый эмоциональный фон, который может обеспечить наиболее эффективный результат формирования экологической культуры дошкольников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования  решались следующие задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме.

2. Разработка системы дидактических игр и их использование на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников;

3. Наработка практических  рекомендаций по экологическому  воспитанию дошкольников с использованием дидактических игр;

4. Экспериментальная проверка  эффективности использования дидактических  игр в формировании экологического  сознания и экологической культуры дошкольников.

Методы исследования:

а) анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

б) эмпирические методы: наблюдение, беседы с детьми, родителями, воспитателями, анкетирование, дидактические игры экологической направленности, тестирование, диагностика.

Теоретическая значимость: данной выпускной квалификационной работы заключается в обобщении и систематизации дидактических игр, используемых на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников.

Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации, несомненно, будут полезны педагогам дошкольных учреждений в работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Структура: дипломная работа состоит: из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы (47 источников) и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания дошкольников

1.1. Система экологического воспитания в дошкольном учреждении

 

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». [45, c 78]; К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития» [44, c.124].

Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста. Е.Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступного средства ознакомления маленьких детей с предметами и явлениями окружающей природы. По ее мнению, «наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств» [45 c.216]. Е.И.Тихеева видела в природе «средство сенсорного воспитания детей, развитие их речи» [45, c. 145].

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания «О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова и др.». Долгое время большим подспорьем для педагогов дошкольного воспитания были методические пособия: М.В. Лучич, М.М. Макаровской, рекомендации З.Д. Сизенко. Велись разработка и определение форм и методов ознакомления дошкольников с природой, осуществлялась проверка в организационных моментах: устройство цветников, огородов, уголков природы.

Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержанием (Э.И. Залкинд, А.С. Макаревич, В.А. Дрязгунова, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова, Е.И. Корзакова и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления детей с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в середине ХХ века на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых – исследование Э.И. Залкинд (МГПИ им. В.И.Ленина), посвящённое ознакомлению дошкольников с птицами, показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

Мощный блок исследований, посвященный наблюдению, который сложился в 1950 – 1970 гг., отвечал главным образом на вопрос «Как наблюдать природу с дошкольниками?». Содержание наблюдений «что наблюдать» оставалось на втором плане. Во всех исследованиях имелся свой интересный предмет, свой круг явлений, за которым наблюдали дети (растения, огородные культуры, животные); тем не менее, не ставилась задача единого подхода к содержанию наблюдений, не выдвигались единые экологические принципы его отбора. Работами было установлено, что дошкольники могут познать многое, если ознакомление с природой целенаправленно и особым образом организованно взрослым, если имеется наглядность, если дети вовлечены в деятельность. Исследования шли «вши» - создавалась методика ознакомления детей с природой. Но не методика экологического воспитания.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования. Которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-эксперементального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.А. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1. усложнения содержания обучения – привнесением в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2. Построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей [46].

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания. Которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или иной области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике появился термин – «осознанно-правильное отношение к природе». Оно рассматривается учеными как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий, эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту, понимание основ взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях, человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере сил восстанавливающий ее богатство.

Начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.). В исследования, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Многолетнее изучение проблем экологического образования детей позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, должна быть «связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей».[29, c. 116]

Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с «природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы».[38, c. 49]. Не менее важно мнение Б.С. Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости «переориентации господствующего антропоцентрического мышления, когда в центре внимания стоит человек – царь природы, на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя частицей природы».[45, c.26].

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»