Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 05:47, дипломная работа
Значимость исследования объясняется обращением интересов всей общественности к формированию осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование использования развивающих дидактических игр экологического содержания для повышения экологической культуры детей 5-6 лет в свете современных требований. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме. 2. Разработка системы дидактических игр и их использование на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников;
3. Наработка практических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников с использованием дидактических игр; 4. Экспериментальная проверка эффективности использования дидактических игр в формировании экологического сознания и экологической культуры дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания
дошкольников……………………………………………………………………..6
1.1. Система экологического воспитания в дошкольном учреждении………..6
1.2. Общепедагогические принципы формирования экологической
культуры дошкольников………………………………………………………...11
1.3. Особенности воспитания экологических знаний дошкольниками
старшей возрастной группы…………………………………………………….14
Глава 2. Дидактическая игра – как средство формирования экологической
культуры дошкольников………………………………………………………...18
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр экологического
содержания……………………………………………………………………….18
2.2. Методика применения дидактических игр в экологическом
образовании дошкольников……………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………...48
Цель эксперимента: повысить экологическую культуру дошкольников, разработать и внедрить в практику работы систему дидактических игр, инновационных методов и приемов их исследования в практической деятельности для повышения экологической грамотности детей.
Задачи:
Сформировать две группы испытуемых - контрольную и экспериментальную.
Организовать занятия экспериментальной и контрольной группы по различным образовательным программам для дошкольных учреждений (контрольная группа занимается по программе «Детство», где экологическое направление представлено в разделе «Ребенок отрывает для себя мир природы». Экспериментальная группа проходит обучение по программе «Юный эколог», созданной на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор С.Н. Николаева, 1995г.).
Организовать развивающую учебную среду.
Учебный годовой план, по развитию экологической культуры дошкольников, условно разделить на три периода:
1. изучение природных явлений, с приспособленностью растений и животных к среде обитания;
2. ознакомление детей с сообществами живых организмов;
3. осмысление конкретных аспектов взаимодействия человека с природой.
Разработать систему дидактических игр разных видов, исходя из принципа «от простого – к сложному», «от конкретного – к абстрактному».
В течении всего периода проводить работу с родителями с помощью различных форм педагогической деятельности: родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, участие родителей в оформлении «зеленой зоны» детского сада.
Подобрать диагностические методики, которые с максимальной полнотой позволили бы выявить эффективность применения программ «Юный эколог» и «Детство» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Выявить уровень сформированности экологических знаний дошкольников по окончании эксперимента.
Провести содержательный анализ исследования и математическую обработку полученных результатов.
Эксперимент длился в течении 9 месяцев – июнь-февраль 2012-2013гг.
Участники эксперимента – 14 воспитанников детского сада. 7испытуемых контрольной группы «Белоснежка», 7 испытуемых экспериментальной группы «Осьминожки». Общее количество испытуемых – 14 (8мальчиков и 6 девочек) в возрасте 5-6 лет.
Для проведения констатирующего эксперимента была использована дидактическая методика О. Соломенниковой «Определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников».
Цель исследования:
1. Выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида;
2. Выявить умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы (рыбкой, птичкой);
3. Выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.
Материал: карточки с изображением деревьев (липа, берёза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатные растения (фикус, аспарагус); инвентарь, корм, аквариум с рыбками, клетка с птичкой, модели ухода за растениями и растения.
Игровая задача: возьми карточку, назови растение, животное, определи, к какой группе относится, назови отличительные признаки данной группы, подбери корм для животного.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень
– ребенок самостоятельно
1 балл – средний уровень
– ребенок самостоятельно
0 баллов - низкий уровень – ребенок затрудняется в определении принадлежности растений к определённой группе и нахождении отличительных особенностей данной группы (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Таблица 1
Социоматрица результатов обследования испытуемых экспериментальной группы (диагностическая методика О. Соломенниковой «Определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников»)
Уровни сформированности экологических знаний детей экспериментальной группы | |||||
Фамилия, имя ребенка |
Знания о животных, птицах и насекомых |
Знания о растительном мире |
Знания о неживой природе |
Знания о временах года |
Отношение к миру природы |
Соня В. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Александр В. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Игорь Д. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Артём К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Виктория П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Виктория К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Илья Т. |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
Общий итог: |
19 |
15 |
16 |
20 |
17 |
Таблица 2
Социоматрица результатов (диагностическая методика О. Соломенниковой «Определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников»)
Уровни сформированности экологических знаний детей контрольной группы | |||||
Фамилия, имя ребенка |
Знания о животных, птицах и насекомых |
Знания о растительном мире |
Знания о неживой природе |
Знания о временах года |
Отношение к миру природы |
Артём Б. |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Данил Д. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Александр З. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Владислав З. |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Луиза Х. |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Анастасия П. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Татьяна В. |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Общий итог: |
12 |
12 |
13 |
14 |
9 |
Диаграмма 1
Диаграмма уровня
сформированности экологических знаний экспериментальной
и контрольной групп
В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что изначально, дети экспериментальной и контрольной групп показали практически одинаковые результаты в процентном соотношении, но низкие для своего возраста. Показатель экологической грамотности испытуемых экспериментальной группы по результатам теста составляет 61%, а показатель экологической грамотности контрольной группы по результатам теста составляет 57%.
На начальном этапе формирующего эксперимента был разработан перспективный план занятий по формированию у дошкольников экологической культуры с использованием дидактических игр.
Примерный полугодовой (сентябрь - февраль) комплексный план занятий по формированию у детей экологической культуры с использованием дидактических игр
(для экспериментальной группы старшего дошкольного возраста)
Дата |
Название мероприятия |
Цель |
Методические приёмы |
сентябрь |
«Планета Земля в опасности» |
Дать детям представление о планете Земля, о ее обитателях, о хрупкости планеты, о том, что планету нужно беречь. |
Занятие проводится в форме рассказа-беседы воспитателя с детьми. По окончании предметная дидактическая игра «Подбери листочек»; игра-загадка «Кто, что, из чего и чем? |
сентябрь |
«Начинаем читать книгу «Экология в картинках» |
Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о «доме» для разных живых существ: растений, животных, людей. |
Занятие проводится в форме обсуждения. Используется словесная дидактическая игра «Колобок вникает в жизнь лесных обитателей», предметная дидактическая игра «Что вырастили люди» |
сентябрь |
Цикл еженедельных наблюдений за сезонными явлениями природы, целевые прогулки по участку детского сада |
Ознакомить детей с сезонными явлениями природы, погодой, температурой, признаками ветра, растительным миром |
Используется наблюдение, беседа, обсуждения, словесные дидактические игры «Фотоохота на природе», «Вини-пух хочет поймать солнышко», «Прогулка в осенний лес» |
сентябрь |
Родительский всеобуч. «Уход за домашними животными и растениями» |
Сделать акцент родителям об актуальности и значимости экологического воспитания |
Беседа, консультации, практическая работа в «Зелёной зоне». Совместные с детьми настольно-печатные дидактические игры «Кормушка на окне», «Уход за комнатными растениями», «Общение с кошкой, собакой», «Зимующие птички» |
октябрь |
«Почему белые медведи не живут в лесу» |
Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни |
Чтение рассказов, просмотр иллюстраций, рисование, лепка, словесная дидактическая игра-путешествие «Путешествие на Северный полюс», игра-путешествие «Какое время года» |
октябрь |
«Беседы о кроте» |
Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, его приспособленности к подземному образу жизни. |
Рисование животного с картинки-образца, рассказ воспитателя, чтение сказки «Дюймовочка» словесная дидактическая игра «Помогите Дюймовочке спастись от Крота», игра-загадка «По полям, по долам ходит шубу да кафтан», настольно-печатная дидактическая игра «В мире клякс» |
октябрь |
«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» |
Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге |
Наблюдение, беседа, рисование, игровая обучающая ситуация с использованием литературных персонажей «Карлсон хочет посадить бегонию», игра «Что вырастили люди». |
ноябрь |
Цикл наблюдений за зимним лесом |
Дать представление о лесе как о сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Дать пояснение особенностей зимнего пейзажа. |
Наблюдение, экскурсия, беседа, словесные дидактические игры «Ночное путешествие в канун Нового года», «Игра-путешествие в зимний лес в поисках диковинных находок», просмотр кинофильма «Двенадцать месяцев». |
ноябрь |
Философия Земли Дулин Буга |
Познакомить детей с философией эвенков-коренных жителей Нерюнгринского района, суть, которой – человек и сам есть окружающая среда, «Человек – Земли песчинка» |
Беседа, рассказ, чтение «Оде» (табу эвенков), изучение «Иты» (эвенкийских заповедей). Словесная дидактическая игра – «Оде» и «Иты» в жизни эвенка и моей жизни |
ноябрь |
«Обитатели нашего уголка природы» |
Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представления – растения и животные – живые существа. |
Наблюдение, беседа. Словесная дидактическая игра «Поможем Незнайке» настольно-печатная игра «Рисуем птиц», словесная дидактическая игра «Назови малыша» |
ноябрь |
Игра «Путешествие в зимний лес» |
Углубить знания детей о зиме. Эстетическое воспитание красоты зимы, наблюдать повадки птиц |
Беседа. Наблюдение. Настольно-печатная дидактическая игра «Кто главный в лесу», настольно печатная дидактическая игра «Когда это бывает». |
декабрь |
«Волк и лиса – лесные хищники» |
Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных |
Беседа, просмотр иллюстраций, рисование, словесная дидактическая игра «Волк и семеро козлят», игровая обучающая ситуация «Почему волк ночью не спит?» |
декабрь |
Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом |
Дать первоначальные сведения о воде, снеге, льде, уяснить общее и отличное |
Наблюдение, рассказ, настольно-печатная дидактическая игра «Необычное путешествие по временам года круглый год» |
декабрь |
«Сохраним елку - красавицу наших лесов |
Познакомить детей с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам. Воспитывать желание защищать природу. |
Конкурс плакатов, детских рисунков. Предметная игра «Поможем Незнайке встретить Новый год!» |
декабрь |
«Как белка, заяц и лось проводят зиму к лесу» |
Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. |
Использование игрушек-аналогов, беседа, словесные дидактические игры «Где спрятался зайчик», «Где у лося дом», «Лесные орешки». |
январь |
Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом, паром |
Дать детям представление о круговороте воды в природе, понятие температура воздуха |
Беседа. Наблюдение. Настольно-печатная дидактическая игра «Лубяная и ледяная избушки», «Письмо мальчику Почемучке» |
январь |
«Зимние узоры на окне» |
Наблюдения за погодными условиями, соотнесение их со временами года |
Наблюдение, объяснение, дидактические загадки: «Какой это мастер нанес на стекло листья, травы, и заросли роз?», «Вырос лес белый весь, пешком в него не войдешь, на коне не въедешь» и др. |
январь |
«Что мы знаем о птицах» |
Уточнить представление детей о знакомых птицах. Условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. |
Наблюдение, беседа, подкармливание птиц в кормушках, словесная дидактическая игра «Смелые воробьишки», настольно-печатная игра «Зимующие птички». |
январь |
«Сравнение домашних и диких животных» |
Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; показать, что домашние животные не приспособлены жить в дикой природе. |
Просмотр картин, иллюстраций. Чтение литературы, беседа, игровые обучающие ситуации «Чем питается корова», коза, домашний гусь, курица, сова. |
февраль |
«Наблюдение за луком» |
Учить детей замечать изменения растущих луковиц. Связывать их с факторами внешней среды |
Наблюдение, эксперимент, дидактическая игра-путешествие «В гостях у Чипполино», «Что растет на подоконнике», «Поможем Незнайке» |
февраль |
«Когда животные в природе испытывают голод?» |
Уточнить представление о том, как получаются в природе пищевые связи растений и животных, как восстанавливается равновесие в природе |
Рассказ воспитателя, просмотр иллюстраций, предметная дидактическая игра «Подарки лесным жителям» |
февраль |
«Мой край родной: заповедные места и памятники природы» |
Познакомить детей с 1-2 заповедниками, памятниками природы своей местности. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к достопримечательностям родного края |
Беседа, показ фотографий, экспонатов, фильмов. Словесная дидактическая игра «Чудесный пресный водоем-озеро «Большое Токо» |
февраль |
«По страницам красной книги» |
Дать представление об исчезающих животных и растениях, о необходимость их беречь |
Чтение литературы, беседа, просмотр иллюстраций, обучение ситуации «Чем помочь исчезающим животным?», дидактическая игра-путешествие «В страну добрых дел» |
В ходе формирующего эксперимента были разработаны конспекты занятий, включение дидактических игр экологического содержания из разработанного перспективного плана. В процессе таких игр дети сталкиваются и необходимостью принять решения, проанализировать ситуацию, моделирующую природные условия, появление законов, которые имеются в реальных природных условиях и влияют на игровые персонажи.
Игры позволяют дать ребенку новый опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения действия с учетом причинно – следственных связей. Методика проведения дидактических игр требует от воспитателя большого педагогического мастерства и такта. Знакомство с новой игрой должно быть тщательно продумано воспитателем, должны быть учтены основные требования к организации игры:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, экологическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию дошкольника, иначе игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2. Структура игры должна включать обязательные структурные элементы: обучающую задачу, игровые действия, игровые правила.
3. Игра должна дать
достаточно пищи для
4. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть динамичными, красочными, понятным детям, соответствовать содержанию игры, а не отвлекать от сути решаемой проблемы, так же должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
5. При проведении игры-
6. Каждый ребёнок должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
7. Если проводится несколько игр, то легкие и более трудные по экологическому содержанию игры должны чередоваться во избежание усталости. Игры должны быть в меру разнообразны. Разнообразие игр по сюжету, по виду деятельности, по форме проведения, силе трудности и т.д. активизирует мыслительную деятельность, познавательные процессы.
8. Если на нескольких
занятиях проводятся игры, связанные
со сходными мыслительными
Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»