Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 05:47, дипломная работа

Краткое описание

Значимость исследования объясняется обращением интересов всей общественности к формированию осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование использования развивающих дидактических игр экологического содержания для повышения экологической культуры детей 5-6 лет в свете современных требований. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме. 2. Разработка системы дидактических игр и их использование на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников;
3. Наработка практических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников с использованием дидактических игр; 4. Экспериментальная проверка эффективности использования дидактических игр в формировании экологического сознания и экологической культуры дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания
дошкольников……………………………………………………………………..6
1.1. Система экологического воспитания в дошкольном учреждении………..6
1.2. Общепедагогические принципы формирования экологической
культуры дошкольников………………………………………………………...11
1.3. Особенности воспитания экологических знаний дошкольниками
старшей возрастной группы…………………………………………………….14

Глава 2. Дидактическая игра – как средство формирования экологической
культуры дошкольников………………………………………………………...18
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр экологического
содержания……………………………………………………………………….18
2.2. Методика применения дидактических игр в экологическом
образовании дошкольников……………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………...48

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - копия.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Если игра предполагает наличие дидактического материала (игрушки, куклы, объекты живой и не живой  природы), детей нужно с ними заранее подготовить. Можно привлечь к этой работе самих ребят. Совместное изготовление материала для игр позволит воспитывать сенсорные способности детей, чувства аккуратности, красоты.

Воспитатель должен сам показывать живой интерес к игре и этим увлекать ребят. Тогда игра будет происходить эмоционально. Вялость, безразличие очень быстро улавливаются детьми, и интерес к игре угасает.

Большое значение имеет и правильный темп игры. Очень быстрый темп может привести к тому, что вместо того, чтобы решать, моделировать, дети будут давать ответы наугад.

Игра должна быть преподнесена детям легко и ясно. Воспитатель следит за выполнением правил игры детьми, поправляет, если они ошибаются, одобряет тех, кто безошибочно выполняет правила. Однако во время игры не стоит делать длительных нравоучений, так как это нарушает игровое действие и интерес к игре ослабевает.

Если ребята не запомнили дидактическую задачу, правила игры или не поняли ее содержание, лучше прервать игру и дать дополнительные разъяснения. Игра, которая содержит несколько правил или сложна по содержанию, может быть разделена на составные части, и знакомство с такой игрой следует проводить поэтапно. Отработав один этап в игре, переходят к отработке следующего.

Задания в отдельных играх можно индивидуализировать, даже в коллективных играх. Если ребенок слабее других в экологических и природоведческих познаниях, то, чтобы они все-таки приняли участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Постепенно правила игры настолько усваиваются ребятами, что они уже играют самостоятельно, без помощи воспитателя. В этом случае ведущим может быть ребенок.

Учитывая то, что дошкольникам свойственно недостаточно критическое отношение к своей деятельности, особое внимание необходимо уделять подведению итогов игры, выявлению победителей.

Игра повторяется несколько занятий, пока ее содержание будет хорошо усвоено всеми детьми. После этого можно знакомить детей с вариантами игры.

Чтобы развить инициативу и самостоятельность ребят, нужно предложить им познакомиться с содержанием игры своих товарищей, родителей, братьев и сестер.

Каждая игра должна быть доведена до конца, а не обрываться на середине. По окончанию игры следует сделать выводы, наградить победителей. В конечном счете, в игровых формах реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщение детей к творчеству.

Таким образом, чтобы игра достигла своей цели, необходимо соблюдать методику проведения дидактической игры, так как это соблюдение – одно из важнейших условий успешного проведения игрового обучения.

Практика показала, что во всех возрастных группах можно планировать и успешно провести от 16 до 20 дидактических игр в месяц. Особенно большое место надо выделить дидактическим играм в IV квартале учебного года. В это время идет повторение пройденного программного материала. При планировании игр надо учесть именно то, что в течение года дети слабее усвоили из программного материала, и сезонность. При проведении дидактических игр необходимо обратить внимание на тех детей, которые долго не ходили в сад.

В последнем этапе был проведен контрольный эксперимент. Для определения уровня сформированности экологической культуры была использована диагностическая методика Серебряковой Т.А.

«Определение уровня сформированности экологической культуры дошкольников». (Приложение 2).

Результаты диагностики приведены в таблице 2. 
Таблица 2

Протокол обследования показателей уровня сформированности экологической культуры детей контрольной и экспериментальной групп (диагностическая методика Серебряковой Т.А.)

Экспериментальная группа (фамилии, имя ребенка)

Знания природы

Уход за объектами природы

Отношение к природе

Контрольная группа (фамилия, имя ребенка)

Знания природы

Уход за объектами природы

Отноше ние к природе

Соня В.

2

2

2

Артём Б.

1

1

1

Александр. В

2

2

1

Данил Д.

2

1

1

Игорь Д.

1

2

2

Александр З.

1

1

1

Артём К.

1

1

2

Владислав З.

2

2

1

Виктория П.

2

2

2

Луиза Х.

2

1

1

Виктория К.

2

2

2

Анастасия П.

1

1

1

Илья Т.

2

2

2

Татьяна В

2

1

1

Общий итог:

38 баллов

Общий итог:

26 баллов


 

Диаграмма уровня экологической культуры экспериментальной и контрольной группы (диагностическая методика Серебряковой Т.А.)

Испытуемые экспериментальной группы показали максимально высокий балл по результатам тестирования – 6 баллов по итогам трех блоков вопросов набрали 4 испытуемых из 7. В составе группы испытуемые экспериментальной группы показали более высокий результат экологических познаний (38 баллов). (Максимальный балл – 42).

Испытуемые контрольной группы по результатам тестирования набрали в общей сложности 26 баллов. В процентном отношении экспериментальная группа показала уровень сформированности экологической культуры – 90%; контрольная группа – 62%.

В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально, показатели экологических знаний детей экспериментальной и контрольной группы имели примерно равный потенциал, равные возможности. В ходе формирующего эксперимента занятия экспериментальной и контрольной групп проводились по различным образовательным программам для дошкольных учреждений (контрольная занималась по программе «Детство», экспериментальная группа проходила обучение по программе «Юный эколог»).

Работа по программе «Юный эколог» велась по двум направлениям – формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых. Педагогам приходилось придумывать и организовывать по 20 дидактических игр экологического содержания в месяц. Руководство дидактической игрой потребовало большего педагогического мастерства и такта. Для детей, в свою очередь, дидактические игры обеспечивали наилучшие условия усвоения различных понятий, выработки навыков и умений.

Использование технологии программы «Юный эколог», правильный подбор и организация дидактических игр, позволило значительно улучшить показатели экологической культуры дошкольников в экспериментальной группе. Стабильная систематическая работа в данном направлении позволила сформировать соответствующий уровень экологического мышления и экологической культуры дошкольников.

Следовательно, выдвинутая в начале исследования гипотеза о то, что дидактические игры, как один  из ведущих видов деятельности дошкольника, обеспечат наилучшие условия для усвоения природоведческих понятий, выработки практических умений и навыков по охране природы, создадут особый эмоциональный фон, который может обеспечить наиболее эффективный результат формирования экологической культуры дошкольников, подтвердилась.

 

 

 

 

 

Заключение

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

Воспитание экологической культуры включает в себя следующее:

- надлежащее отношение  к окружающей природе, правильное  понимание и видение;

- гуманное отношение к  природе (нравственное воспитание).

Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе. Это отношение и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Иными словами экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.

При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.

Важную роль играет коллективная игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе. к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.

В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.

Таким образом:

  • В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;
  • Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение. - 1990. - 270 с.
    2. Белинская Е. В стране Экологии// Школьный психолог. - 2006. - №11. - с. 23-28.
    3. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры младшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение.- 1991. - 207 с.
    4. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду: кн. Для воспитателя детского сада. - М.-1991.- 168 с.
    5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение.- 1999. - 270 с.
    6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России. - 2000. - 144 с.
    7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - С – Пб.: Изд. «Союз» - 1997.- 144 с.
    8. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: 1996.- 281 с.
    9. Геккель А.//Школьный психолог.- 2.- №11.- с.23.
    10. Глазачев С.Н. Экологическая культура.- М.- 1997.- 285 с.
    11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.- 1996.- 200с.
    12. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сборник  научных трудов.- М.- 1998.- 568 с.
    13. Запорожец А.В. Роль ориентировочной деятельности и образ формирования и осуществления произвольных движений // Ориентировочный рефлекс в ориентировочной исследовательской деятельности.- М.- 1998.- 116 с.
    14. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание.- 1998.- №7.- с. 45-49.
    15. Каменский Я.А. Избранные психологические сочинения.- М.: Учпедиз.- 1999.- 181 с.
    16. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение.- 1995.- 253 с.
    17. Кларин М.В. Обучение как игра// Школьные технологии. - 2004.- №5.- с. 45-58.
    18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия».- 2002.- 416 с.
    19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М.: Просвещение, 1998.- 190 с.
    20. Костюк Т.С. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика.- 1988.-294 с.
    21. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах – Л.: 1994.- 309 с.
    22. Мри природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников/ Под. Ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой.- 2-е изд.- Санкт-Петербург: Изд. «АКЦИДЕНТ».- 1998.- 313 с.
    23. Монтессори М. Дом ребенка. Изд. 4-е - М.: Изд.: «Радуга» - 1979.
    24. Монтессори-материал.- Рос. Монтессори-Центр.- 1992.- Ч.1.- 256 с.
    25. Мухина В.С. Взрослая психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.- 456 с.
    26. Наумов Р.С. Психология. Книга 2.- М.: Просвещение-Владос» - 1994.- 479 с.
    27. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми педагогической группы детского сада.- М.: Новая школа.- 1995.-160 с.
    28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: уч. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е издание перераб.- М.: Издательский центр «Академия».- 2005.- 224 с.
    29. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. завед.- М.: Издательский центр «Академия».-2002.- 336 с.
    30. Удальцова Е.И. Дидактическая игра в воспитании и обучении дошкольников.- Минск: «Народная АСВЕТА».- 1996.- 127 с.
    31. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1.- М.: Педагогика 1991.- 168 с.
    32. Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка.- М.: «Педагогика-Пресс».- 1994.- 627 с.
    33. Психология дошкольника: хрестоматия: для студ. сред. пед. уч. завед./ Сост. Г.А. Урунтаева – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ».- 2000.- 408 с.
    34. Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольника»./ Под ред. Венгер Л.А.- Киев: 1985.- 89 с.
    35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: пособие для вуза.- 4-е изд.-  М.- 1995.- 250 с.
    36. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»- программа экологического воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание.- 1998.- №7.- 26-34 с.
    37. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.: Изд. Центр «Академия».- 2006.- 208 с.
    38. Смирнова Е. Фридрих Фребель: система дидактических игр// Дошкольное воспитание.- 2006.- №3.- 79-80 с.
    39. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: уч. пос. для студ. высш. и средне-спец. учеб. заведений./ Под ред. Т.И. Ерофеевой.- М.: Изд. Центр «Академия».- 2000.- 344 с.
    40. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников// Дошкольное воспитание.- 2006.- №7.- 21-27 с.
    41. Сорокина А.И. Дидактическая игра в детском саду (старшие группы): пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение.- 1982.-96 с.
    42. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.- Минск: «Народная АСВЕТА».- 1996.- 126 с.
    43. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов.- М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995.- 289 с.
    44. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.- М.: Учпедиз - 1985.
    45. Хрестоматия по детской психологии: учебное пособие для студентов: сост. и ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии.- 1996.-264 с.
    46. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов выс. учеб. завед./Ред.-сост. Д.Б. Эльконин.- М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ».- 2004.- 384 с.
    47. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.- 1998.- 360 с.
    48.  

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»