Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

47.Налог  на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Он был введен в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование. Недра могут быть предоставлены в пользование (см. ст. 6 Федерального закона «О недрах») для:

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр и иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови- тельное и иное значение;
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид недропользования может  формировать объект налогообложения, а именно — добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК) являются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с российским законодательством;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.

Таким образом, при определении  объекта налогообложения, ключевым является понятие «добытого полезного  ископаемого». Добытое полезное ископаемое — это продукция горнодобывающей  промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Эта  продукция — первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, или иным стандартам (отрасли, региональным стандартам, международным  или стандартам предприятия, если иных нет) продукция. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как  она считается уже продукцией перерабатывающей промышленности.

Зачастую у налогоплательщиков возникают определенные сложности  при отнесении добываемого полезного  ископаемого к конкретному виду полезных ископаемых в соответствии с установленными стандартами. Как следует из текста ст. 337 НК, в основе отнесения полезного ископаемого к конкретному виду лежат, во-первых, государственные, во-вторых, региональные, в-третьих — международные и только, в-четвертых — стандарты качества, установленные самой добывающей организацией. Порядок, в котором перечислены указанные виды стандартов, указывает на последовательность их применения. Так, обращаться к региональным стандартам можно только в случае отсутствия государственных, а к стандартам предприятия только в том случае, если нет ни государственных, ни региональных, ни международных.

Такой подход к определению «добытого  полезного ископаемого» означает, что  предприятия, осуществляющие весь комплекс операций по добыче полезных ископаемых, их обогащению и дальнейшей переработке  и реализующие уже не продукцию  добывающей промышленности, а переработанное сырье, должны для целей налогообложения  применять специальные методы определения  стоимости и объемов собственно добытого полезного ископаемого.

К числу основных видов  добываемых полезных ископаемых для  целей налогообложения Налоговый кодекс (ст. 337) относит:

  • антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
  • торф;
  • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
  • руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
  • горно-химическое неметаллическое сырье;
  • природные алмазы и другие драгоценные камни;
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.

Не признаются объектами  налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:

  • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если ранее при их добыче они уже подлежали налогообложению, и некоторые иные объекты.

Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого  отдельно либо как стоимость добытого полезного ископаемого, либо как  объем добытого полезного ископаемого  в натуральном выражении. Ставки НДПИ установлены в зависимости  от видов полезного ископаемого  как специфические или как  адвалорные. Так, по большей части  полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти и  природному газу — специфические.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых (см. ст. 341 НК).

Сегодня российское законодательство оперирует фактически с четырьмя моделями исчисления данного налога. Различие между моделями связано  с порядком определения налоговой  базы и характером установленных  налоговых ставок..

Первая модель — общая схема, описанная в 26-ой главе Налогового кодекса, под которую подпадает подавляющее (по перечню видов) число полезных ископаемых. При этой модели налоговая база определяется как стоимость добытого полезного ископаемого, а налоговые ставки установлены как адвалорные.

Вторая модель — налогообложение природного газа, которое предполагает оценку добытого полезного ископаемого в физических измерителях (кубических метров) и применение к ней специфической налоговой ставки.

Третья модель — исключение, предусмотренное 26-ой главой НК для драгоценных металлов. При этой модели налоговая база определяется либо как стоимость драгоценных металлов, оцененная исходя из цен реализации химически чистого продукта либо исходя из цен фактической реализации (при добыче самородков) и в обоих случаях применяется адвалорная налоговая ставка.

Наконец, четвертая модель — предусмотренная Налоговым кодексом при добыче нефти. При этой модели налоговая база определяется в натуральных физических измерителях (тоннах) и к ней применяется специфическая налоговая ставка, скорректированная на два коэффициента Кц и Кв. С определенной долей условности такая ставка может быть определена как специфическая плавающая ставка.

Для трех указанных моделей имеют  место различия в определении  таких существенных элементов налога как порядок формирования налоговой  базы и установление налоговой ставки. Все иные элементы налога для них  совпадают и установлены Налоговым  кодексом.

Важным элементом обложения  налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытых полезных ископаемых и порядок его (количества) определения. Так, Налоговый кодекс устанавливает, как следует определять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок определения стоимости всего добытого полезного ископаемого (ст. 339 НК).

 

48.Гос пошлина и ее значение

Понятие и значение государственной  пошлины

 

Фактически ни одно государство, при  формировании своего бюджета, не может  обойтись без использования в  своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов  имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы  не имеют финансового значения, присущего  налогам. При уплате пошлины или  сбора всегда присутствуют специальная  цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. "Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»

Цель взыскания пошлины или  сбора (пошлинный принцип) состоит  лишь в покрытии без убытка, но и  без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип  далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает  связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

Данное обстоятельство свидетельствует  о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с  оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи  по обязательствам, договорные платежи. Это - денежные повинности, взимаемые  в индивидуальном порядке в связи  с услугой публично-правового  характера.

Следует особо подчеркнуть, что  пошлина или сбор выплачиваются  не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает  государственный орган, действуя в  общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при  подаче искового заявления в суд  сопряжена с правом конкретного  лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

Пошлина не обеспечивает существование  государственного органа, так как  он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией  каким-либо государственным органом  своих функций.

Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при  определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора  определяют исходя из характера и  размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в  конкретной сумме. Денежная сумма может  быть неэквивалентна расходу, понесенному  в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера  платежа.

Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении  их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых  установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки  зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный  принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность  граждан использовать основные конституционные  права, возможность получать от государственных  органов те или иные услуги, поскольку  эти права предоставляются гражданам  вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"