Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

Вертикальный  НДС формируется на основе горизонтального  налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС, как совокупность горизонтального налога по всем операциям  купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: "входной НДС", "выходной НДС", и НДС, подлежащий уплате в  бюджет.

Преимуществом НДС является то, что он позволяет  значительно увеличить доходы государства  от доходов, идущих на потребление, поскольку  имеет более широкую, чем у  других налогов, базу обложения. В отличие  от прочих разновидностей косвенных  налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного  и распределительного цикла. При  этом конечный доход государства  от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Активность  налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет  следующие функции:

Фискальная  функция НДС заключается в  мобилизации существенных поступлений  от данного налога в доход бюджета  за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции  позволяет государству осуществить  наиболее важные собственные функции - оказывать государственные услуги (в области национальной обороны  и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.).

На  нынешнем этапе развития экономики  России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так  как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает  расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов  хозяйственно - экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря  на огромное фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает  цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной  стороне этого влияния, так как  увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны  НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.

С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы  к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму  налога, тогда как вычет из доходов  подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или  конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет  возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально  значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и  др.), стимулирование экспорта отечественных  товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения  НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка, а  государство получает возможность  осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово - хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая  полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные  финансовые и налоговые органы могут  осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в  том, что путем налогообложения  и через государственный бюджет осуществляется перераспределение  ВВП. Посредством налогового механизма  через установления ставок и льгот  по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может  изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную  систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы бюджета. налог добавленный стоимость

Стимулирующая функция является в значительной мере производной первых двух функций  налогов. Налог на добавленную стоимость  по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных  основных функций. Так, фискальная функция  реализуется настолько, насколько  этого требует распределительная  функция, но при этом стимулирующая  функция не создает препятствий  на пути реализации всех функций в  будущем. То есть, фискальная функция  обеспечивает формирование доходов, необходимых  для финансирования государственных  расходов и при этом не подрывает  возможностей самого производства и  формирования доходов в дальнейшем.

Таким образом, налог на добавленную стоимость  играет ведущую роль в налогообложении. А поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета  нашего государства.

30.НДС:обьект налогообложения и налоговая база.

Объект налогообложения  

- Реализация товаров, работ,  услуг на территории РФ, в том  числе реализация предметов залога  и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг)  по соглашению о предоставлении  отступного или новации, а также  передача имущественных прав;

¨      передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;

¨      передача на территории РФ товаров, работ, услуг  для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

¨      выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

¨      ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Налоговая база

¨       Стоимость товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из цен реализации, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов и без включения в них НДС;

¨      стоимость товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК – при реализации товаров, работ, услуг по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров, работ, услуг на безвозмездной основе, передаче товаров, работ, услуг в виде натуральной оплаты труда;

¨      разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК, с учетом НДС, акцизов и стоимостью реализуемого имущества – при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога;

¨      стоимость переработки, обработки или иной трансформации товаров из давальческого сырья с учетом акцизов и без включения в нее НДС;

¨      стоимость товаров, работ, услуг, переданных для собственных нужд, исчисленная исходя из цен реализации идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС;

¨      стоимость строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение;

¨      таможенная стоимость товаров, увеличенная на таможенную пошлину и акцизы – при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

31.НДС:Налоговые ставки и расчет налоговых обязательств

32.Налоговые  льготы.

33.Порядок  исчисления и уплаты.

Порядок исчисления и уплаты НДС

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно по каждой ставке.

Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения и совершенным в налоговом периоде.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики обязаны представить  в налоговые органы декларацию в  срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки  от реализации товаров, не превышающими 1 млн руб., имеют право уплачивать НДС исходя из фактической реализации товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщик при реализации товаров дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров  соответствующую сумму НДС. При  реализации товаров продавец обязан в 5-дневный срок со дня отгрузки товара выставить покупателю счет-фактуру. Счет-фактура является основанием для  принятия предъявленных сумм НДС  к вычету или возмещению.

При уплате НДС важное значение имеют налоговые вычеты, на которые налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму уплачиваемого НДС.

Сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода как  общая сумма налога, полученная в  результате сложения сумм налогов, исчисляемых  отдельно по ставкам 18, 10 и 0 %, уменьшенная на сумму налоговых вычетов:

НДС = (НБ(а) X 0,18 + НБ(б) х 0,1 + НБ(с) х 0) – НВ,

где НДС – сумма налога, подлежащая к уплате; 
Б(а) – налоговая база, к которой применяется ставка 18 %; 
НБ(б) – налоговая база, к которой применяется ставка 10 %; 
НБ(с) – налоговая база, к которой применяется ставка 0 %; 
НВ – налоговые вычеты.

Фактически сумма НДС является разницей между суммой НДС, уплаченной налогоплательщику покупателями его  товаров, и суммой НДС, уплаченной ранее  самим налогоплательщиком поставщикам  различного рода товаров.

Если по итогам налогового периода  сумма налоговых вычетов превышает  общую сумму НДС, исчисленного по всем операциям налогоплательщика, то полученная разница должна быть возмещена (зачтена, возвращена) налогоплательщику, а сумма НДС, подлежащая уплате в  бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю.

Обязанность по исчислению, удержанию  и перечислению НДС в отдельных  случаях возлагается на налоговых  агентов. Так, обязанность по удержанию  и уплате НДС иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах, в качестве налогоплательщиков возлагается на налоговых агентов, в качестве которых выступают  организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых  органах и приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных  лиц.

Налогоплательщик обязан вести  раздельный учет операций в случае, если им осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые  от налогообложения.

34.Акцизы:Место и роль в системе налогообложения, плательщики.

Экономическая сущность, роль и место акцизов в налоговой  системе РФ

Акцизы наряду с НДС представляют собой косвенные налоги. Однако в  отличие от периодически взимаемого НДС акцизы уплачиваются в бюджет однократно.

В целом, все косвенные налоги имеют  регрессивный характер. Их роль заключается  в перераспределении доходов  и препятствии образования сверхприбылей.

Произошедшая "специализация" косвенных  налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж) и соответствующее  этому законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько  трансформировали функциональное назначение акцизов, которое было им присуще  в конце XIX - начале XX века. Назначение акцизов сегодня заключается, в  первую очередь, в целенаправленном регулировании отдельных сфер общественной жизни.

В настоящее время существуют некоторые  приоритетные направления государственного регулирования в сфере налогообложения  акцизами. Это - взимание акцизов по операциям с алкогольной продукцией, по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью  производства в указанных сферах и соответствующим потенциалом  для обеспечения фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы фиска будут удовлетворяться только при компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.

Законодательное закрепление исчерпывающего перечня подакцизных товаров  и минерального сырья (наряду с перечнем налогооблагаемых операций с этими  товарами и сырьем) позволяет четко  разграничить понятия предмет и  объект налогообложения в отношении  акцизов: предмет налогообложения -- это подакцизные товары и минеральное  сырье, поименованные в перечне, установленном налоговым законом, а объект налогообложения -- операции с этими товарами и минеральным  сырьем.

На современном этапе правового  регулирования акцизного налогообложения, изыскивая наиболее оптимальные  способы взимания акцизов, законодатель обращается, к механизмам техники  взимания косвенных налогов, которые  уже использовались российским государством в XVIII -- начале XX века (институт обязательной маркировки отдельных подакцизных  товаров, исчисление и взимание акцизов  посредством функционирования режимов  налоговых складов).

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"