Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

во-первых, с большим количеством введенных  налогов, которые, как правило, на начальном  этапе могут обеспечивать рост доходов  бюджета;

во-вторых, с началом процесса разгосударствления и приватизации государственного имущества;

в-третьих, с высокими налоговыми доходами, в  основном связанными с ростом потребительских  цен. Последний был результатом  либерализации ценообразования.

Однако  в последующие годы, до введения в действие ( с 1 января 1999 г.) Налогового кодекса, в РФ сложилась ситуация неуправляемого падения налоговых доходов государства. Связано это было с теми же причинами, что и в первый год после налоговой реформы, когда был обеспечен рост налоговых доходов государства. Развал государства (бывшего Советского Союза) и образование на его развалинах самостоятельных государственных образований привели к разрушению сложившихся устойчивых межотраслевых и внутриотраслевых экономических связей. Развал системы экономических связей губительно повлиял на деятельность крупных предприятий, составлявших основу экономики страны, а изъятие за исключительно короткие сроки из государственной собственности имущества и недоведение до конца обещанной его приватизации привели к полной остановке деятельности предприятий и организаций. Последние, как известно, являются плательщиками всех установленных государством налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. За все годы после ввода в действие новой налоговой системы до принятия первой части Налогового кодекса в Российской Федерации наблюдалось падение уровня поступления налогов в бюджет. Повышение сумм поступавших в бюджет налогов связано было в основном с получением инфляционного дохода предприятиями и организациями, продолжающими еще действовать на тот период.

Проводившаяся Правительством РФ налоговая политика была подчинена обеспечению максимального  поступления налогов и сборов в бюджет, а это было возможно только при увеличении налоговой  тяжести на каждого конкретного  налогоплательщика. Тяжесть налогообложения  увеличивалась автоматически. Экономический  кризис, порожденный молниеносным развалом плановой экономики и желанием столь  же стремительно построить рыночную экономику, привел к снижению экономических, финансовых, инвестиционных возможностей. При этом количество налогов и  размеры их ставок, уплачиваемых каждым конкретным налогоплательщиком , фактически не менялись. Многочисленные изменения и дополнения, вносившиеся в законы по конкретным налогам, носили поверхностный и не принципиальный характер.

В связи с реформированием налоговой  системы в Российской Федерации  высказывались две принципиально  разные точки зрения. Согласно одной из них, следует воздерживаться от резких перемен в налоговой системе, чтобы дать субъектам налоговых отношений время привыкнуть к действующей системе налогообложения и за это время отрегулировать налоговые механизмы и процедуры, с помощью которых можно добиться более равномерного распределения налогового бремени, и на этой основе в дальнейшем перейти к общему снижению налоговых ставок, а также сформировать эффективную систему налогового контроля.

Другая  точка зрения основывалась на необходимости  максимального уменьшения налогового бремени для производителей материальных благ либо путем снижения налоговых  ставок, либо путем перераспределения  налогового бремени, чтобы поддержать экономический рост.

Для вывода российской экономики из состояния  кризиса необходимы более радикальные  меры, чем те, которые были предприняты  Правительством РФ до ввода Налогового кодекса. С вводом в действие Налогового кодекса налоговая система стала  более ясной и определенной, налогообложение  сориентировано в социальном направлении, более четко регламентированы взаимоотношения  между субъектами налоговых отношений, конкретнее определен налоговый  механизм и т.д.

Однако  на современном этапе значение налоговой  политики определяется не только вопросами  налогообложения, она служит инструментом реализации экономической политики государства.

Экономический рост — центральный пункт экономической  политики государства. Именно с ним  связаны показатели развития производства и его эффективности, возможности  повышения материального уровня и качества жизни граждан.

Цель  налоговой политики на современном  этапе должна сводиться, главным  образом к стимулированию производства товаров (услуг) народного потребления  и поддержанию инвестиционной активности в производительном секторе Для  этого необходимо создать условия  защиты налогового иммунитета предприятий-производителей путем установления ставок амортизационных  отчислений адекватных налоговым, отмены сложного механизма налогообложения  добавленной стоимости ( НДС) и установления всеобщего налога с продаж, которого никто не сможет избежать.

Действующая система налогообложения доходов  граждан имеет ряд недостатков, главным из которых является налогообложениеминимально необходимых доходов граждан, позволяющих обеспечивать им воспроизводство общественно- приемлемых условий существования. Для этого необходимо привести в соответствие с реальным уровнем минимально необходимых доходов минимальный размер оплаты труда (МРОТ), законодательно устанавливаемый и освобождаемый от подоходного обложения. Это, безусловно, должно привести к снижению либо к сокращению предоставляемых государством бесплатных социальных услуг гражданам, либо к принятию в зачет всех форм разовых выплат, получаемых гражданином от государства. Так, к минимальной социальной пенсии могут быть установлены солидные надбавки в случае возврата государству, например, приватизированной квартиры, пакетов акций предприятий, получаемых в порядке льготной приватизации, и т.д.

Научный подход к определению природы  категории « налог» предполагает полное использование функций налогов, что в свою очередь позволяет  правильно классифицировать налоги, создать четкий налоговый механизм и вести научно обоснованную и  верную исходя из сложившихся политико-экономических  и социальных условий налоговую  политику.

Для создания условий экономического роста  и решения соответствующих проблем, в частности структурной перестройки  экономики, повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, государству необходимы большие  доходы, в том числе и налоговые. Для этого нужно иметь стабильное налоговое законодательство и стабильную налоговую систему. Как известно, стабильность закона и стабильность налога — это не одно и то же. Поэтому  нельзя забывать и о том, что хороший  закон не тот, который упоминает  об общечеловеческих ценностях и  учитывает все международные  стандарты, а тот, который помимо всего этого отвечает современному российскому уровню нравственности, как бы она ни отличалась от «цивилизованной».

26.Формы, виды и  методы налогового контроля

Формы налогового контроля

Под формой финансового (налогового) контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор.

В чем же отличие названных форм?

Ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля. Проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности. Надзорпроизводится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.

Основной формой осуществления налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использование такой формы, как ревизия в рамках контрольной деятельности налоговых органов или иных контролирующих органов также не исключается, но на практике эта форма применяется редко.  

Методы  налогового контроля

Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:

— формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

— юридическая оценка хозяйственных  операций, отраженных в документах;

— встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных  документах организации-контрагента  и в других документах и учетных  записях;

— экономический анализ.

Фактический же налоговый контроль предусматривает  использование таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ).

Эффективность налогового контроля зависит от правильного  выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.


 

27.Налоговые  проверки в системе налогового  контроля.

 

28.Перечень  налогов взимаемых в РФ и  ее классификации.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ  В РФ 
Классификация налогов — это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но, прежде всего, практическую направленность и позволяет более полно характеризовать изучаемый предмет, каковым являются налоги в общей системе налогообложения. 
 
Анализ работ экономистов, занимающихся проблемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы. 
 
В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие: 
 
—  иерархию уровня власти или уровень управления и власти; 
 
— объект обложения или сферу изъятия; 
 
— полноту прав использования налоговых сумм; 
 
— источник уплаты налога; 
 
— субъект уплаты налога; 
 
— способ изъятия дохода; 
 
— метод обложения (по ставке); 
 
— способ обложения; 
 
— назначение (функция) налога; 
 
— характер построения налоговых ставок [Александров И.М. Налоги и налогообложение. c. 24]. 
 
По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги В РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов. 
 
По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить по признаку реализации товаров (работ, услуг), к которым можно отнести: 
 
Налог на доход от капитала, 
 
Налог на имущество, 
 
Налог на недвижимость, 
 
Налог с продаж, 
 
Налог на игорный бизнес, 
 
Земельный налог, 
 
Налог на наследование и дарение,  
 
Акцизы.  
 
Признак имеет стоимостную оценку, количественную или качественную характеристику, с наличием которых у налогоплателыцика в соответствии с законом возникает обязанность по уплате налога. 
 
По источнику уплаты налоги на основе признака дохода, выручки или себестоимости подразделяются на следующие виды налогов: 
 
НДС, 
 
Налог на прибыль, 
 
Подоходный налог с физических лиц, 
 
Единый социальный налог,  
 
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,  
 
Дорожный налог и др. 
 
К налогам в виде сбора (пошлины) или платы за лицензию можно отнести: государственную пошлину, таможенную пошлину, водный налог, экологический налог, лицензионные сборы, транспортный налог, налог с рекламы. 
 
По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие. В основе такой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использование налоговых сумм. 
 
Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен. 
 
Регулирующий налог — это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период. 
 
По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица). 
 
По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т. д.). 
 
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например подоходный налог с физического лица, налог на прибыль с организации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д. 
 
Прямые налоги можно подразделить на реальные и личные. 
 
В основе такого деления лежит признак финансового положения налогоплательщика. 
 
Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика. 
 
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются с источника дохода (с заработной платы, прибыли, дивидендов и т. д.). 
 
Скрытые (косвенные) налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. взимаются в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины. 
 
К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги).  
 
Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной  стадии  воспроизводства,  например  налог  с продаж. 
 
Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной. 
 
Таможенные пошлины — это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности). 
 
По происхождению пошлины можно разделить на внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные). 
 
По целям их можно классифицировать на фискальные (взимаемые государством согласно закону), протекционные (взимаемые по решению правительства), сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические. 
 
По характеру взимания или по ставкам различают специфические, одволарные (взимаемые в процентном отношении к стоимости товара) и кумулятивные (смешанные). 
 
По характеру отношений пошлины подразделяют на конвенционные (платежи по международному праву) и автономные (вид таможенного тарифа). 
 
Среди пошлин можно выделить возвратные пошлины (сумма пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, получаемой в процессе переработки ввезенного товара) и дифференциальные. 
 
По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки. 
 
По способу обложения налоги подразделяют на кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные. В основе классификации заложен признак взимания налога по способу обложения налогом налогоплательщика. 
 
По назначению налоги подразделяют на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.). 
 
К смешанным видам налогов можно отнести: налог на пользование недрами, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами, лесной налог. 
 
В России организации должны платить 34 различных налога. Эти налоги делятся по иерархическому признаку на федеральные, региональные и местные. 
 
Федеральные налоги вводятся федеральными властями. Они взимаются по всей стране. Вот перечень федеральных налогов, уплачиваемых организациями: 
 
- налог на добавленную стоимость (см. табл.); 
 
- налог на прибыль организаций; 
 
- единый социальный налог (взнос); 
 
- взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; 
 
- налог на доходы физических лиц; 
 
- акцизы; 
 
- налог на пользователей автомобильных дорог; 
 
- налог с владельцев транспортных средств; 
 
- таможенные пошлины; 
 
- налог на игорный бизнес; 
 
- налог на операции с ценными бумагами; 
 
- платежи за пользование природными ресурсами; 
 
- плата за пользование водными объектами; 
 
- налог на добычу полезных ископаемых; 
 
- государственная пошлина; 
 
- сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; 
 
- сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. 
 
Региональные налоги вводят на своей территории власти краев, областей, республик и автономных округов, а также власти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к регионам). Региональные власти могут ввести на своей территории лишь налоги, разрешенные федеральными властями. Перечень налогов, которые региональные власти могут взимать с фирм и предпринимателей: 
 
1) единый налог на вмененный доход; 
 
2) налог на имущество предприятий; 
 
3) налог с продаж; 
 
4) лесной доход; 
 
5) сбор на нужды образовательных учреждений. 
 
Власти городов и районов вводят на своей территории местные налоги. Как и региональные власти, местные могут ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями. Вот перечень налогов, которые местные власти могут взимать с фирм и предпринимателей: 
 
- налог на рекламу; 
 
- земельный налог; 
 
- целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; 
 
- сбор за право торговли; 
 
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; 
 
- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; 
 
- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; 
 
- сбор за право использования местной символики; 
 
- сбор за участие в бегах на ипподромах; 
 
- сбор со сделок, совершаемых на биржах; 
 
- сбор за уборку территорий населенных пунктов; 
 
- сбор за открытие игорного бизнеса. 
 
Чтобы добиться единства налогообложения по стране, федеральные власти определяют не только перечень налогов, которые могут вводить региональные и местные власти, но и основные правила взимания этих налогов. Региональные власти могут изменять эти правила настолько, насколько это позволяют делать федеральные власти. 
 
Так, вводя налог с продаж, региональные власти могут определить перечень налогооблагаемых товаров. Но в этот перечень не могут входить товары первой необходимости, перечисленные федеральными властями. Также региональные власти могут установить ставку налога, но не более 5%. 
 
Налоги поступают в федеральный, региональные и местные бюджеты. То, что налог относится к федеральным, региональным или местным, не значит, что он полностью оплачивается в соответствующий бюджет. Федеральные власти передают часть сборов многих федеральных налогов региональным и местным властям. Например, налог на прибыль организаций расщеплен на три части. Общая налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты (см. табл.). 
 
То же самое можно сказать и о некоторых региональных и местных налогах. Например, региональный налог с продаж поступает в региональный и местный бюджеты. Местный земельный налог платится во все три бюджета. 
 
В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются на виды (см. табл.), ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов. 
 
29.НДС.экономическое содержание и плательщики

Налоги  являются неотъемлемой составной частью общих налоговых поступлений  в бюджет. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенстве налогообложения. Специальные правовые нормы, при  помощи которых в Российской Федерации  происходит регулирование доходной и расходной части государственного бюджета, взимание налогов и других государственных платежей, разработаны  на основании Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней заложены юридические  первоосновы налоговой системы  России. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации.

Налоговый платеж с экономической точки  зрения представляет собой форму  отчуждения принадлежащего ему на праве  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. На организации не может быть возложена уплата налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. НДС устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года, и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Для понимания сущности экономической  природы НДС выделяют "НДС горизонтальный" и "НДС вертикальный". Горизонтальный НДС - это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС - это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно связаны между собой. Рассмотрим более подробно каждый из них

Горизонтальный  НДС. Взимание налога осуществляется методом  частичных платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог  на вновь созданную стоимость. При  этом на стадии движения товара налог  перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма горизонтального  НДС входит в цену товара, покупаемого  конечным потребителем (фактическим  плательщиком). Расчетный показатель налога при продаже называется "выходным НДС". Налог, уплаченный при покупке, носит название "входной НДС". Этот налог подлежит зачету. В бюджет перечисляется разница между  двумя этими величинами.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"