Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

Государственная пошлина взимается  за ряд услуг в пользу плательщика  — принятие исковых заявлений  и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация  актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.

Регистрационные пошлины взимаются  при обращении лица с заявкой  о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные пошлины взимаются  при совершении экспортно-импортных  операций.

В СССР разграничение понятий пошлины  и сбора проводилось в зависимости  от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если они поступали в  бюджет независимо от того, кому они  непосредственно уплачивались (так  называемые фискальные таксы), то такие  платежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором. В российском законодательстве 1991-1998 годов сбором в основном, называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме того, пошлины взимаются за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к административным (например, за пользование улицей для проведения киносъемок, если это требует специальных мероприятий государственных органов - ограничение движения и т.п.).

Особое внимание к институту  государственной пошлины проявилось в конце 70-х годов, когда Президиум  Верховного Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979г, регулирующий порядок  взимания госпошлины. С этого времени  институт госпошлины совершенствовался  и модернизировался. Серьезные изменения  по ставкам государственной пошлины  были внесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР. «На основании этого документа уменьшилась государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию в отношении пережившего супруга, родителей или совершеннолетних детей, … увеличен размер госпошлины за удостоверение договоров отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилых домов, … увеличены размеры госпошлин за удостоверение доверенностей, … отменена госпошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство (как по закону, так и по завещанию) на жилой дом, пай в ЖСК, если наследники проживали совместно с наследодателем, на денежные вклады в отделениях Сбербанка СССР, страховые суммы и т.д.».

В 1991 году на территории Российской Федерации  вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине". В данном Законе было дано определение  государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты  взимания, ставки, порядок и сроки  уплаты.

В соответствии с этим Законом под  государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий  на всей территории РФ платеж, взимаемый  за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными  на то органами или должностными лицами.

Таким образом, сущность государственных  пошлин заключается в том, что  органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные  учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг  юридическим и физическим лицам  за плату в порядке взимания установленной  законом государственной пошлины.

Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, также  содержались и содержатся и в  других законодательных актах: в  Гражданском процессуальном кодексе  РСФСР, РФ; Основах законодательства РФ о нотариате, Федеральном конституционном  законе "О Конституционном суде РФ"; Арбитражном процессуальном кодексе, и других законодательных  актах. Государственная налоговая  служба РФ по согласованию с Министерством  финансов РФ издала инструкцию по применению Закона РФ "О государственной  пошлине". В соответствии со ст. 25 Закона РФ "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" этот документ носил методический характер и не содержит новой правовой нормы (т. е. не является источником права). Разъяснения  положений законодательства о государственной  пошлине содержались в письмах  Госналогслужбы РФ от 30.08.96 № 08-3-10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 № 04-04-10, Высшего  Арбитражного суда РФ от 05.05.96 № 2 и др.

Но Закон РФ "О государственной  пошлине" долгое время являлся  основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закреплены элементы государственной  пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

2 ноября 2004 г. был принят Федеральный  закон N 127-ФЗ "О внесении изменений  в части первую и вторую  Налогового кодекса Российской  Федерации и некоторые другие  законодательные акты Российской  Федерации, а также о признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации". Согласно ст. 2 этого Закона раздел VIII НК РФ дополнен главой 25.3 "Государственная  пошлина". С 1 января 2005 года данная  глава вступила в силу.

Понятие государственной пошлины  дается в и. 1 ст. 333 НК РФ: сбор, взимаемый  с лиц, указанных в ст. 333 Кодекса (организации, физические лица), при  их обращении в государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным  лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов  Федерации и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

В соответствии с п. 2 ст. 333 указанные  в п. 1 этой статьи органы и должностные  лица, за исключением консульских  учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25, иные платежи, за исключением государственной  пошлины. Для полного анализа  понятия государственной пошлины  необходимо обратиться к положениям ст. 8 НК РФ.

Согласно п. 2 этой статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, признаками государственной  пошлины являются обязательность, возмездность (уплата государственной пошлины является одним из условий совершения юридически значимых действий) и поступление в федеральный бюджет (эта пошлина является государственной).

Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды общей юрисдикции, к  мировым судьям, в арбитражные  суды, в Конституционный Суд Российской  Федерации и конституционные  (уставные) суды субъектов Российской  Федерации;

2) в нотариальные органы;

3) в органы записи актов гражданского  состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;

4) в органы внутренних дел  и другие уполномоченные органы  при совершении действий, связанных  с приобретением гражданства  Российской Федерации, выходом  из гражданства Российской Федерации,  с въездом в Российскую Федерацию  и выездом из Российской Федерации;

5) в федеральные органы исполнительной  власти по вопросам официальной  регистрации программы для электронных  вычислительных машин, базы данных  и топологий интегральных микросхем;

6) в государственные учреждения  по осуществлению федерального  пробирного надзора;

7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и  (или) к соответствующим должностным  лицам.

 

49.Сборы за пользование обьектов животного мира

Сборы за пользование объектами  животного мира

С вступлением в силу с 1 января 2004 года главы 25.1 Налогового кодекса  Российской Федерации (введена Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 148-ФЗ) установлен сбор за пользование объектами животного мира. Он входит с систему федеральных налогов и сборов и взимается в соответствии с нормами налогового законодательства на всей территории России. 
Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются организации, индивидуальные предприниматели и граждане, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. 
Пользование животным миром осуществляется в соответствии с нормами закона № 52-ФЗ на основании долгосрочных и именных разовых лицензий. Право долгосрочного пользования объектами животного мира организациями и индивидуальными предпринимателями должно подтверждаться долгосрочной лицензией, которая выдается в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 27.12.96 г. № 1574. Форма такой лицензии утверждена совместным приказом Министерства сельского хозяйства РФ и Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды от 22.06.98 г. № 378/400. 
Гражданам объекты животного мира предоставляются в краткосрочное пользование. Оно заключается в непосредственном изъятии (добыче) из среды обитания особей определенного вида охотничьих животных или группы их видов в определенном месте и в конкретные сроки с соблюдением лимитов изъятия, после выдачи именных разовых лицензий специальным уполномоченным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. Порядок выдачи именных разовых лицензий регулируется Положением, утвержденным приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 г. № 3. 
Пунктом 1 статьи 333.3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) определен конкретный перечень объектов животного мира, за изъятие которых уплачивается сбор. Этой же статьей установлены ставки сборов за пользование объектами животного мира. 
В перечень включены копытные, хищники, пушные животные и птицы – всего 45 наименований объектов животного мира. Соответственно, иные виды животных, не указанные в перечне, не относятся к объектам обложения. Не облагаются сбором объекты животного мира, пользование (добыча) которых осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, которые не относятся к таким народам, но постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для которых охота является основой существования. Перечень коренных малочисленных народов утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 225 «О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ». Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден постановлением Правительства РФ от 11.01.1993 г. № 22 «О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера». 
У данных категорий лиц освобождению от уплаты сбора подлежит количество объектов животного мира в пределах выделенных лимитов на добычу, установленных органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 
Ставки сбора установлены по каждому виду животного мира в рублях за одно животное и не зависят от ареала обитания конкретного вида животных (то есть едины на всей территории Российской Федерации). Корректировку ставок (понижение или повышение) законодательными (представительными) органами субъекта РФ глава 25.1 НК РФ не предусматривает. 
НК РФ предусмотрено применение льготных налоговых ставок сбора: в размере 
0 рублей и 50% от общеустановленной. Нулевая ставка применяется в тех случаях, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях: 
– охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава диких животных, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства диких животных, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти; 
– изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ. 
Эти цели должны быть подтверждены соответствующей отметкой в лицензии органом, выдавшим лицензию. 
Ставка в размере 50% от общеустановленной применяется при изъятии (добыче) молодняка (в возрасте до 1 года) диких копытных животных. Основанием для применения льготы является отметка о возрасте животного, проставляемая в лицензии органом, выдавшим лицензию. 
Сумма сбора за пользование животным миром определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение количества животных и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Сбор уплачивается единовременно в полной сумме при получении лицензии (разрешения). 
Граждане уплачивают сбор по месту нахождения лицензирующего органа, организации и индивидуальные предприниматели – по месту постановки на налоговый учет. Для индивидуального предпринимателя это место жительства, а для организации – место ее нахождения. 
Статьей 333.6 НК РФ установлена обязанность лицензирующих органов не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира по каждой лицензии (разрешению). 
Форма Сведений о выданных организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам лицензиях (разрешений) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира утверждена Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.04.2004 г. № САЭ-3-21/259@. 
Таким образом, предъявление лицензирующему органу следующих достоверных реквизитов: 
– организацией – наименование, ОГРН, ИНН, КПП, 
– индивидуальным предпринимателем – ФИО, ИНН, ОГРНИП, адреса места жительства на основании документа, удостоверяющего личность, 
– гражданами – ФИО, ИНН или сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, является обоснованным и обязательным условием в целях получения лицензии (разрешения). 
Также статьей 333.7 НК РФ установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган, не позднее 10 дней с даты получения лицензии (разрешения) Сведения о полученной лицензии (разрешении), о суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора по форме, утвержденной Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.04.2004 г. № САЭ-3-21/261@. 
Граждане – плательщики сбора, подобные сведения в налоговый орган не представляют. 
Необходимо иметь в виду то, что, несмотря на то, что по своему содержанию представляемые лицензирующим органом и плательщиками сборов указанные сведения в идеале должны быть идентичны, ответственность за правильность исчисления сбора несут плательщики, так как, согласно ст. 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму сбора, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки сбора и налоговых льгот. 
Необходимо отметить следующее нововведение. Так, п.1 ст.333.7 НК РВ предусмотрено, что по истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, организации и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям), выданным уполномоченным органом. 
Граждане – лицензиаты правом на зачет или возврат сумм сбора не обладают. 
Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ, при условии представления плательщиком сбора: 
– заявление о зачете или возврате суммы сбора за пользование объектами животного мира, 
– уточненные сведения о полученной лицензии (разрешении), суммах сбора подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора (составленные в отношении нереализованной лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира). 
Данный перечень документов утвержден Приказом МНС России от 23.07.2004 г. № САЭ-3-21/438@. 
В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса РФ суммы сборов за пользование объектами животного мира в полном объеме (100%) поступают в бюджет субъекта РФ. 
К лицам, виновным в нарушении сроков представления сведений о выданных или полученных лицензиях (разрешениях), а равно их непредставление в налоговый орган, неправомерное применение льгот плательщиком, неправильное исчисление суммы сбора, применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством. 
Внимание охотящихся лиц необходимо обратить на следующее. При выявлении фактов сверхлимитного и нерационального пользования объектами животного мира наступает гражданско-правовая и административная ответственность. В зависимости от объекта охоты, обстоятельств и размера причиненного вреда, может наступить и уголовная ответственность. 
В случае реализации по договорам незаконно добытой продукции, а равно продукции, полученной в результате выделенных лимитов для удовлетворения личных нужд – такие сделки в соответствии со статьями 168, 169 и 173 Гражданского кодекса РФ, статьей 58 закона № 52-ФЗ являются недействительными, так как совершаются в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира.

50.Налог  на имущество организаций     

Транспортный налог (глава 28 НК РФ) является региональным налогом и  вводится на территории конкретного  субъекта РФ соответствующим законом  субъекта РФ. При этом законодательные (представительные) органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.  
     Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом.  
     В число транспортных средств, которые являются объектом обложения транспортным налогом, входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.  
     Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства:  
     1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;  
     2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;  
     3) промысловые морские и речные суда;  
     4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;  
     5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;  
     6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;  
     7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;  
     8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.  
     В целях исчисления транспортного налога (определения его налоговой базы) каждое транспортное средство организации следует отнести к одной из следующих групп:  
     1) транспортные средства, имеющие двигатели;  
     2) водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых в технических характеристиках предусмотрен показатель "валовая вместимость";  
     3) водные и воздушные транспортные средства, не включенные в первую и вторую группы.  
     В отношении транспортных средств, входящих в первую группу, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству как мощность его двигателя в лошадиных силах; в отношении транспортных средств второй группы - как валовая вместимость транспортного средства в регистровых тоннах (отдельно по каждому транспортному средству); в отношении третьей группы - как единица транспортного средства (ст. 359 НК РФ).  
     Базовый размер налоговых ставок по транспортному налогу в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (в зависимости от группы транспортных средств) приведен в ст. 361 НК РФ.  
     Налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов РФ, не могут превышать (уменьшать) базовый размер, указанный в ст. 361 НК РФ, более чем в пять раз.  
     Размер устанавливаемых налоговых ставок может дифференцироваться в зависимости от категории, а также от срока полезного использования транспортного средства.  
     Организации-налогоплательщики по итогам налогового периода (календарного года) самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога в отношении каждого транспортного средства путем умножения соответствующей налоговой базы на налоговую ставку.  
     В случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение календарного года расчет суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения транспортным средством к 12 - числу календарных месяцев в налоговом периоде.  
     При этом месяц регистрации транспортного средства независимо от даты (числа) принимается за полный месяц. В аналогичном порядке определяется количество месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета.  
     В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.  
     Организации - налогоплательщики по месту нахождения транспортных средств производят уплату транспортного налога и представляют в налоговый орган налоговую декларацию по транспортному налогу.  
     Порядок и сроки уплаты налога, срок представления налоговой декларации устанавливаются законами субъектов РФ (пункты 1, 2 ст. 363 НК РФ). 

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"