Порядок установления, расчёта и взимания отдельных налогов и сборов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Налоговое право – подотрасль финансового права, совокупность норм права, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Основываясь в целом на предмете и методе регулирования финансового права, налоговое право имеет специфику, что признаётся необходимым при выделении комплекса правовых норм в подотрасль.

Оглавление

Введение 6
1 Налоговые правоотношения 11
2 Порядок установления, расчёта и взимания
отдельных налогов и сборов в Российской Федерации 16
2.1 Налог на добавленную стоимость 16
2.2 Налог на прибыль организаций 21
2.3 Налог на имущество предприятий 23
2.4 Налог на доходы физических лиц 27
2.5 Местные налоги 31
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовая ПЕРЕДЕЛАННАЯ.doc

— 215.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

              Введение                                                                                       6

              1 Налоговые правоотношения                                                      11             

              2 Порядок установления, расчёта и взимания

              отдельных налогов и сборов в Российской Федерации                     16

              2.1 Налог на добавленную стоимость                      16

              2.2 Налог на прибыль организаций                      21

              2.3 Налог на имущество предприятий                      23

              2.4 Налог на доходы физических лиц                     27

              2.5 Местные налоги                            31

              Заключение                            34

              Список литературы                            35

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

      

ВВЕДЕНИЕ

 

              Налоговое право – подотрасль финансового права, совокупность норм права, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Основываясь в целом на предмете и методе регулирования финансового права, налоговое право имеет специфику, что признаётся необходимым при выделении комплекса правовых норм в подотрасль.

             Отношения, регулируемые налоговым правом, непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением, экономическим и социальным развитием общества через механизм налогооблажения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы государственных. Имущественных, властно – распорядительных отношений, и составляют предмет налогового права. Их преимущественно властный характер не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных. Регулятивная роль налогового права в наибольшей степени проявляется при функционировании системы налоговых органов.

              Налоговое право выступает юридической формой реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством РФ на субъектов исполнительной власти. Поэтому налоговое право отчётливо выражает все особенности, присущие государственно – управленческой финансовой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления). В центре внимания налогового права находятся те виды отношений, которые непосредственно возникают в связи с выполнением задач и функций налогооблажения субъектами исполнительной власти. Имеется ввиду практическая реализация принадлежащих им юридически властных налоговых полномочий.

             Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию Налогового Кодекса, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся:

              а) отношения между субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий, по реализации совместной компетенции РФ и её субъектов в области налогооблажения;

              б) отношения между различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при определении экономической эффективности и налогооблагаемой базы по конкретному виду налога; при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений; при определении сроков, места, источника получения доходов; по исполнению налоговых обязательств;

             в) отношения между субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

              г) отношения между налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

             д) отношения между налоговыми органами уголовного, административного судопроизводства и налогоплательщиками, нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых правонарушениях.

             Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов норм налогового права: материальных и процессуальных.

             Материальные нормы налогооблажения характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений. В материальных нормах выражен тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система. Они определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере.

             Процессуальные налоговые нормы регламентируют процедуру, в рамках которой осуществляются управленческие отношения. Например, это нормы, определяющие порядок приёма, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков: порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.

             Налоговое право исходит из своего предмета регулирования, которым являются налоговые отношения (как часть финансовых), возникающие в процессе налоговой деятельности государства и выполнения налоговых обязательств плательщиками. Они отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, формами их реализации, функциями налоговых норм в управлении, контроле, имущественных отношениях. Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования – государственно – властные предписания со стороны федеральных и региональных органов власти и управления в области налогооблажения. Такой метод применяется по субъективному составу (участникам) налоговых правоотношений. Однако по объектам, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических, физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско – правового метода, исходящего из равенства всех форм собственности и одинаковой степени защиты каждой из них. В определённом смысле можно говорить о комплексном характере метода налогового права. Однако административно – правовой метод (предписаний) является главным, а гражданско – правовой – подчинённым, поскольку налоговые отношения преимущественно носят финансовый характер.

              Финансовое право в целом и налоговое право в частности в современных условиях развития мирового хозяйства и национальных рыночных отношений не может использовать только властные методы, а должно считаться с имущественными правами участников гражданского оборота, неприкосновенностью частной собственности, защитой прав и свобод человека.

             Имущественные отношения возникают между участниками налоговых отношений при исчислении налогооблагаемой базы, определении видов доходов, из причинения ущерба из-за несоразмерности приёмов исчисления налогов принципам предпринимательской деятельности (систематическое получение прибыли от использования собственности), из возмещения незаконно взысканных сумм, нарушения прав налогоплательщиков, неправомерных действий должностных лиц, незаконного отчуждения собственности, не являющейся объектом налогооблажения. Все эти отношения подлежат гражданско – правовой защите, в том числе в судебном порядке.

             Основные источники налогового права – правовые акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие нормы, регулирующие налоговые отношения ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ; ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ; законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Обеспечение соответствия налоговых законов и иных нормативных актов по налогооблажению субъектов РФ, Конституции РФ и ФЗ отнесено к совместному ведению РФ и её субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. К источникам налогового права также относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым отношениям. Тесная взаимосвязь налогооблажения как режима принудительного отчуждения части доходов и обеспечения расчётов с бюджетом по обязательным платежам предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с имущественным ущербом, возникающим при неправомерных действиях участников налоговых отношений, имущественными правами и обязанностями юридических и физических лиц, налоговыми обязанностями банков, валютных, таможенных органов и др. Это нормы таких отраслей права и законодательства, как гражданское, банковское, валютное, бюджетное, таможенное, внешнеэкономическое, уголовное, административное, уголовно – процессуальное, земельное, экологическое.

              Значимую регулирующую функцию выполняют акты, которые сами по себе не имеют законодательного характера и приобретают юридическую силу в результате утверждения их правомочными органами. Это двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов, которые включают вопросы налогово – бюджетных отношений.

             Субъекты налогового права реализуют свои права и обязанности, вступая в налоговые правоотношения. В данной курсовой работе мы и рассмотрим налоговые правоотношения.

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

            1 НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

            Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

              В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

             В Законе «Об основах налоговой системы в РФ» впервые дан обобщённый перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причём при характеристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизируются же права и обязанности налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

              Налогоплательщики обязаны:

              - уплачивать налоги своевременно и в полном объёме;

              - вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово – хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

              - представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

              - вносить исправления в бухгалтерскую отчётность в размере суммы сокрытого дохода, выявленного проверками налоговых органов;

              - в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведённой налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

             - выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

              - в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в 10 – дневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) и др.

              Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогооблажения и по основаниям, установленным законодательными актами. Закон закрепляет факты, обусловливающие прекращение обязанностей по уплате налога. Для физических лиц это – уплата налога, отмена налога, смерть налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога без его личного участия, или иное не установлено законодательными актами.

              Условиями прекращения таких обязанностей для юридического лица являются: уплата налога или отмена налога. Невозможность уплаты налога юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

             Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов:

             - представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

             - пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами;

             - знакомиться с актами проверок, проведённых налоговыми органами;

             - представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок;

             - в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.

              Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции. Помимо них используются залог денежных и товарно – материальных ценностей, поручительство или гарантия кредиторов налогоплательщиков.

              Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке – с юридических лиц, в судебном – с физических лиц. Срок исковой давности по взысканию налогов с физических лиц составляет три года, бесспорный порядок взыскания недоимок с юридических лиц может быть применён в течении шести лет. При этом взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на их доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество.

              Анализируя предусмотренные законодательством санкции, которые применяются к налогоплательщикам, а также вносимые в правовые нормы изменения, можно заметить усиление материального воздействия с помощью санкций, налагаемых на нарушителей налогового законодательства. Характерен также переход санкций, применяемых к должностным лицам и гражданам, в соответствующих случаях в размерах, кратных установленной законодательством минимальной заработной плате. Применение санкции к налогоплательщикам – юридическим лицам сопровождается в соответствующих случаях и ответственностью должностных лиц.

Информация о работе Порядок установления, расчёта и взимания отдельных налогов и сборов в Российской Федерации