Порядок ведения учета расчетов по налогу на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теории и практики учета расчетов предприятия с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ18/02.

Оглавление

Введение 3
1.1 Этапы процесса по налогу на прибыль 5
1.2 Основные требования к первичным учетным документам 6
1.3 Формирования финансовых результатов деятельности 8
1.4 Учет расчетов по налогу на прибыль 10
1.4.1 Учет расчетов на основе норм ПБУ 18/02 12
1.5 Постоянные налоговые обязательства и активы 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Приложение 23

Файлы: 1 файл

Порядок ведения учета расчетов по налогу на прибыль.docx

— 60.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

1.1 Этапы процесса  по налогу на прибыль 5

1.2 Основные  требования к первичным учетным  документам 6

1.3 Формирования  финансовых результатов деятельности 8

1.4 Учет расчетов  по налогу на прибыль 10

1.4.1 Учет расчетов  на основе норм ПБУ 18/02 12

1.5 Постоянные  налоговые обязательства и активы 16

Заключение 19

Список используемой литературы 21

Приложение 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Налогоплательщики исчисляют налоговую  базу по итогам каждого отчетного  периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения  информации для определения налоговой  базы по налогу на основе данных первичных  документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым  Кодексом.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными  реквизитами, формируя тем самым  регистры налогового учета, либо вести  самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях  формирования полной и достоверной  информации о порядке учета для  целей налогообложения хозяйственных  операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также обеспечения информацией  внутренних и внешних пользователей  для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных  хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения  законодательства о налогах и  сборах или применяемых методов  учета. Решение о внесении изменений  в учетную политику для целей  налогообложения при изменении  применяемых методов учета принимается  с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства.

       В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В условиях рынка налоги должны способствовать формированию фондов бюджета, стимулированию научно-технического прогресса, ограничению  роста цен и инфляции. С помощью  налогов обеспечивается сбор денежных средств, как с предприятий, организаций, так и с населения. Происходит регулирование денежных доходов  как физических, так и юридических  лиц.

Целью данной курсовой работы является изучение теории и практики учета  расчетов предприятия с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ18/02.

Цель исследования определила необходимость  постановки и решения следующих  задач:

- исследовать теоретические основы  и нормативное регулирование  учета расчетов предприятия с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ18/02;

- раскрыть информацию по счетам;

- проанализировать и обобщить  опыт использования ПБУ18/02 и выявить  основные проблемы его применения;

- на основе исследования теоретических  и методических аспектов определить  направления совершенствования  учета расчетов предприятия с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ18/02;

Объектом исследования является методика учета расчетов предприятия с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ18/02.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы процесса по налогу на прибыль

 

При определении налоговой базы может применяться один из трех приводимых ниже способов:

1. Использование единых документов  в качестве бухгалтерских и  налоговых учетных регистров.

2. Создание самостоятельного налогового  учета.

3.Использование информации бухгалтерского учета для целей налогового учета».

Последний метод является наиболее выгодным для предприятий.

Реализация этого способа предполагает следующие этапы:

• выявление участков учета, идентичных для бухгалтерского и налогового учета,

• определение необходимости дополнительной группировки информации в регистрах  бухгалтерского учета в соответствии с задачами налогового учета,

• установление налоговых регистров  для группировки, накапливания и  систематизации информации, полученной из бухгалтерских регистров, для  целей налогового учета,

• документальное оформление налогового учета.

При этом следует исходить из задач  налогового учета, в частности, формирования данных, необходимых для заполнения налоговой декларации.

Прежде всего, следует провести перегруппировку субсчетов бухгалтерского учета таким образом, чтобы они  могли служить задачам налогового учета. Основой для данной перегруппировки  должна служить классификация расходов, заданная Налоговым кодексом РФ с  дальнейшей детализацией доходов и  расходов согласно требованиям налоговой  декларации.

Доходы, учитываемые для целей  налогообложения, могут группироваться не только на счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие расходы и доходы», но и на счете 99 «Прибыль и убытки». Поскольку данные счетов 90, 91 и 99 организованы по накопительному принципу, то у организации может и не возникнуть потребность в разработке дополнительных налоговых регистров. Необходимую информацию организация может накапливать на соответствующих субсчетах и регистрах налогового учета без создания промежуточных сводных таблиц.

Данные действия аналогичны процедурам, выполняемым налогоплательщиком при  формировании им системы учета доходов. Проводится реформирование рабочего плана счетов по тем расходам, по которым совпадают методы учета, но не совпадает способ группировки, с целью обеспечить получение необходимых данных непосредственно на счетах бухгалтерского учета. Затем необходимо рассмотреть возможности использования данных бухгалтерского учета для отражения информации, получение которой непосредственно из регистров бухгалтерского учета невозможно.

Документальное оформление налогового учета предполагает:

• утверждение учетной политики,

• утверждение схемы документооборота, определяющей источники информации для налогового учета,

• утверждение разработанных самостоятельно регистров налогового учета.

В соответствии с требованиями НК РФ организация должна разработать  учетную политику для целей налогообложения. При разработке учетной политики необходимо не только избрать те методы налогового учета, которые будут  максимально соответствовать потребностям, и обеспечивать наиболее успешный результат  в схеме налогового планирования, но и отразить в учетной политике основы формирования системы налогового учета. В налоговом учете должны быть представлены регистры расчетов остатков непроизводственных запасов, готовой и отгруженной продукции. Если организация получает необходимую для проведения расчетов информацию из регистров бухгалтерского учета, то порядок ее обработки и схема проведенных расчетов должны четко прослеживаться в соответствующих налоговых регистрах.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с  нормами, установленными НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим  итогом с начала года.

После выполнения всех расчетов налогоплательщик формирует прибыль для целей  налогообложения. В том случае, если налогоплательщик получил убыток, он должен представлять все документы  и расчеты, подтверждающие объем  понесенного убытка, в течение  всего срока, когда он уменьшает  налоговую базу на суммы понесенных ранее убытков.

На основании данных налогового учета заполняется декларация по налогу на прибыль.[5]

1.2 Основные требования  к первичным учетным документам

 

Система налогового учета по налогу на прибыль организаций имеет  трехуровневую структуру:

 – уровень первичных учетных  документов. На основании первичных  учетных документов определяются суммы, составляющие налоговую базу по налогу на прибыль организаций;

 – уровень аналитических  регистров налогового учета (налоговых регистров). Они служат для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к налоговому учету первичных учетных документах;

 – уровень расчета налоговой  базы (налоговая декларация) по налогу  на прибыль организаций. Расчет  налоговой базы служит для исчисления налога на прибыль организаций.

Рассмотрим данные уровни налогового учета по налогу на прибыль организаций  подробнее.

Первичные учетные документы принимаются  к бухгалтерскому учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации (альбомы унифицированных  форм первичной учетной документации утверждает Госкомстат России), а документы, форма которых не предусмотрена  в этих альбомах, должны содержать  следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени  которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право  подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации  по согласованию с главным бухгалтером.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно  после ее окончания.[6]

Второй уровень системы итогового  учета по налогу на прибыль организаций. Этот уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций  регламентирован действующим налоговым  законодательством более детально. Согласно статье 314 Н К РФ аналитические  регистры налогового учета – сводные  формы систематизации данных итогового  учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Аналитические регистры налогового учета  предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных  учетных документах, аналитических  данных налогового учета для отражения  в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся  в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или  любых машинных носителях, данные в  них отражаются непрерывно в хронологическом  порядке.

На основании статей 12 и 13 НК налог  на прибыль организаций (далее - налог  на прибыль) относится к федеральным  налогам и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации. 
      Исходя из положений пункта 1 статьи 17 НК РФ, определяющего обязательные условия установления налога, законодательное закрепление налога на прибыль включает, прежде всего, установление его налогоплательщиков, а также элементов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются: 
1) российские организации; 
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. 
На основании пункта 2 статьи 11 НК РФ российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.[1] 

1.3 Формирования финансовых результатов деятельности

 

Счет 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки» предназначены для формирования финансовых результатов деятельности нарастающим итогом в пределах одного отчетного года, то есть с 1 января по 31 декабря. При этом синтетические счета 90«Продажи», и 91«Прочие доходы и расходы» закрываются ежемесячно: образовавшиеся прибыль или убыток списываются с использованием субсчетов 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» и 91.9«Сальдо прочих доходов и расходов» соответственно на счет 99«Прибыли и убытки». На субсчетах, открываемых к счетам 90«Продажи», и 91«Прочие доходы и расходы» для обособленного формирования информации о различных видах доходов и расходов, образуется переходящее сальдо, отражающее накопленную величину соответствующих видов доходов и расходов, а также результирующего показателя, за период с 1 января по текущую дату. В свою очередь, на счете 99«Прибыли и убытки» формируется чистая прибыль (убыток) нарастающим итогом за отчетный период текущего года. Фактически на любой момент времени это та прибыль (убыток), которая сформировалась с 1 января по последнее число отчетного завершившегося календарного месяца.[3]

В Инструкции по применению Плана  счетов про субсчета к счету 99«Прибыли и убытки» и порядок их закрытия непосредственно ничего не сказано. На практике, организации, применяющей нормы ПБУ 18/02, необходима конкретизация аналитического учета по этому счету. Поэтому целесообразно открыть необходимые субсчета к счету 99«Прибыли и убытки». Это позволит выполнить возникшие задачи аналитического учета операций, связанных с постоянными и временными налоговыми разницами.

Информация о работе Порядок ведения учета расчетов по налогу на прибыль