Порядок учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности налогов и описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Введение. 

Актуальность  исследования заключается в том, что у любого предприятия в  процессе финансово - хозяйственной  деятельности возникают расчетные  обязательства по налогам с бюджетом.

Учет  расчетов с бюджетом осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства. Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.

Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни  российских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль над  правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем - на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование). 

Целью курсовой работы является раскрытие  сущности налогов и описание методов  отражения в бухгалтерском учете  предприятия расчетов с бюджетом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать налоги, уплачиваемые в бюджет организацией;
  • исследовать нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом;
  • исследовать порядок учета расчетов с бюджетом в организации;
 

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, финансов, нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия. 

Объектом  исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО "Лечебно-диагностический центр "Мечников". Предметом исследования выступают расчеты организации с бюджетом по налогам и сборам. 

Структура работы определена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы раскрыты теоретические основы расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Во второй главе курсовой работы на конкретных примерах показан порядок учета расчетов с бюджетом в организации. Курсовая работа выполнена на 45 страницах, содержит 5 таблиц, 10 приложений. Список использованных источников насчитывает 46 наименований 

 

Глава 1. Теоретические  основы организации  учета расчетов с  бюджетом по налогам  и сборам. 

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, так как любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

С помощью  налогообложения государство может  вести экономическую политику: протекционистскую  или, наоборот, ограничивающую, по отношению  к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоев общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

Налоговая система понимается как единство входящих в нее налогов и сборов. Специфика налоговой системы  заключается в особенностях каждого  из составляющих ее элементов - налогов  и сборов, а также в продуктивной взаимосвязи между ними.

Налог ― обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [ст. 8 части I НК РФ].

В настоящее  время в налоговой системе  Российской Федерации предусмотрена  также такая экономическая категория  как "сбор". Основным отличием сбора  от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Сбор ― обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [ст. 8 части I НК РФ].

С 1992 года в нашей стране действует новая  налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон «  Об основах налоговой системы  в РФ » от 27.12.91 г. Он установил  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами  понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".

Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов  их юридического состава. Оно обусловлено  общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что  налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Возглавляет налоговую систему Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль над соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. 

    1. Налоговая система, виды налогов  и их распределение  между бюджетами.
 

Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля над своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

В современных  условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой  системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Это принцип означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной, прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации.
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.
 

С помощью  налоговой системы государство  реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и  перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные  функции налоговой системы государства  и, соответственно, установленных в  государстве налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
 

В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных  налогов. 

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость [гл. 21 НК РФ];

- акцизы [гл. 22 НК РФ];

- налог на доходы физических лиц [гл. 23 НК РФ];

- налог  на прибыль организаций [гл. 25 НК РФ];

- сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов [гл. 25.1 НК РФ];

Информация о работе Порядок учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам