Местные налоги и сборы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:13, дипломная работа

Краткое описание

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи с отменой большинства местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов, по причине того, что доля местных налогов и сборов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 93.10 Кб (Скачать)

       ВВЕДЕНИЕ

 
 

       Одним из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства  всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи  с отменой большинства местных  налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании местных  бюджетов, по причине того, что доля местных налогов и сборов слишком  мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

       Российская  налоговая система включает в  себя достаточно большое число налогов  и различных других платежей на различных  уровнях: федеральном, региональном и  местном.

 

       

         
 
 
 
 
 
 
 

       Уровни  налоговой системы  РФ   Схема 1

       Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого  и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

       Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

       Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.

       Развитие  экономики напрямую зависит от  качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический  рост и финансовую стабильность.

       Предмет  исследования – процесс исчисления местных  налогов и сборов.

       Цель  дипломной работы – на основе теоретических положений по налогообложению хозяйствующих субъектов и материала из практики работы предприятия проанализировать порядок взимания местных налогов и сборов.

       Поставленная  цель обуславливает решение следующих  задач:

    • Определить сущность налоговой системы Российской Федерации;
    • Показать порядок взимания местных налогов;
    • Выявить особенности  взимания местных налогов в Волгоградской области;

       В дипломном проекте использована теория и методология, изложенная в  справочной и учебной литературе российских авторов, в публикациях  периодической печати, а также нормативных актах.

 

        Теоретические основы местных налогов  составляющих налоговую систему РФ

  1. Экономическое содержание местного налогообложения как объекта бухгалтерского учета и анализа

Роль  и значение местных  налогов в системе  налогообложения  Российкой Федерации 
 
 

       Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с  Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

       Налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

       Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения.

                             

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

       Элементы  налогообложения       Схема 2

       В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

       При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам.

       Сбор - это обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщиков сборов, государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

       Налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым  кодексом возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и ( или ) сборы.

       Объект  налогообложения - это объект, имеющий  стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает  возникновение обязанности по уплате налога (сбора).

       Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

       Под налоговым периодом понимается период времени применительно к отдельным  налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма налога (сбора).

       Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы.

       Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливается применительно  к каждому налогу (сбору).

       Налоги  выполняют следующие функции: фискальную, распределительную, регулирующею, контрольную и поощрительную.

       Фискальная  функция заключается в формировании финансовых ресурсов государства.

       Распределительная функция состоит в перераспределением общественных доходов между различными категориями населения.

       Регулирующая  функция направлена на регулирование  экономических отношений через  налоговые механизмы (поддержка  экономических процессов; препятствие  для развития экономических процессов).

       Контрольная функция позволяет государству  осуществлять контроль за финансово - хозяйственной деятельностью организаций, а также сопоставлять сумму доходов  с потребностями государства  в финансовых ресурсах.

       Поощрительная функция состоит в признании  государством особых заслуг граждан  перед обществом.

       В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

       Местными  налогами признаются налоги и сборы  устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях  соответствующих муниципальных  образований.

       При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в  нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в приделах, установленных  Налоговым кодексом, порядок уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу,

       Иные  элементы налогообложения устанавливаются  Налоговым кодексом. При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

       Не  могут устанавливаться местные  налоги и сборы, не предусмотренные  Налоговым кодексом.

       Согласно  ст. 15 Налогового Кодекса на территории России введены местные налоги и сборы:

       1) земельный налог; арендная плата  за землю;

       2) налог на имущество физических  лиц;

       Введение  Налоговым кодексом местных налогов  способствует формированию единого  экономического пространства на территории России, не затрудняет товародвижение и обеспечивает достижение единых экономических  целей и задач равномерного хозяйственного развития территорий.

       Налоговый кодекс сократил число местных налогов, что позволило сосредоточить  больше внимания на каждом из них, это  в свою очередь обеспечило их большую  собираемость, повысило результативность налогового контроля за функционированием  системы местного налогообложения.

       Введение  местных налогов и сборов преследовало цель пополнить доходы источники  местных бюджетов, способствовать их балансированию и обеспечивать социально - хозяйственные потребности городов, районов и других административно - территориальных единиц. В достижении этих целей и заключается роль местных налогов и сборов. Как  показала налоговая практика, с данной ролью система местного самоуправления справляется. Хотя поступления местных  налогов и сборов в местные  бюджеты не очень велики, они являются одним из источников поступления  денежных средств в бюджет.

       Типичным  местным налогом является земельный  налог.

       Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения  плодородия почв, выравнивание социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных средств финансирования этих мероприятий.

       В настоящее время роль земельного налога повышается. Это связано с  решением проблем земельной собственности. 

       1.2 История развития  местных налогов 

       Институт  местных налогов, как и налогов  вообще, имеет длительную историю  развития. Налоги появились вместе с государством и использовались им в качестве основного источника  для финансового обеспечения  его функций и задач. Функции  и задачи государства со временем принимали новые черты, но главное  предназначение налогов – источник бюджетных средств государства  и муниципальных образований  – осталось.

       История развития местных налогов в нашей  стране берет свое начало в XV в. Именно тогда в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

Информация о работе Местные налоги и сборы в Российской Федерации