Порядок открытия расчетного счета в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 23:30, контрольная работа

Краткое описание

Основанием для открытия расчетного счета является договор банковского счета (п. 1 ст. 846 ГК РФ, п. 1.2 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). Чтобы заключить такой договор и открыть счет, необходимо представить в банк следующие документы:
– свидетельство о государственной регистрации организации;
– учредительные документы. В ООО и акционерных обществах таким документом является устав (п. 1 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК РФ). На практике, если в учредительные документы вносились изменения, некоторые банки требуют также документы, вносящие изменения, и свидетельства о регистрации изменений;
– лицензии, если они имеют непосредственное отношение к правоспособности организации заключать договор банковского счета;
– карточку с образцами подписей и оттиска печати;
– документы, которые подтверждают полномочия лиц, наделенных правом первой и второй подписи;
– документы, которые подтверждают право использовать аналог собственноручной подписи (например, электронную цифровую подпись (ЭЦП)) – если использование такого аналога предусмотрено договором;
– документы, которые подтверждают полномочия единоличного исполнительного органа организации;
– свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции. Такой перечень документов установлен пунктом 4.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

Файлы: 1 файл

Порядок открытия расчетного счета в банке.docx

— 22.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

И  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 
 
 
 
                        

ФАКУЛЬТЕТ: Экономический_ 

Контрольная работа 

 «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету»  

«Порядок открытия расчетного счета»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнила:

                                                            Студентка VI курса

                                                            Заочного отделения

                                                            Тагиева Э.Я.

                                                            Проверил:  
 
 
 
 
 

Зеленоград, 2010 год 

     Банк  обязан открыть расчетный счет не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора банковского  счета. Чтобы заключить такой  договор и открыть счет, необходимо представить в банк перечень документов, установленный пунктом 4.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И. При этом полный перечень необходимых  документов банк устанавливает в  своих правилах. В свою очередь  карточку с образцами подписей и  оттиска печати необходимо сделать  по форме № 0401026, утвержденной Инструкцией  Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И. Бланки карточек могут быть изготовлены  как организацией, так и банком самостоятельно. 

     Основанием  для открытия расчетного счета является договор банковского счета (п. 1 ст. 846 ГК РФ, п. 1.2 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). Чтобы заключить  такой договор и открыть счет, необходимо представить в банк следующие  документы: 
– свидетельство о государственной регистрации организации; 
– учредительные документы. В ООО и акционерных обществах таким документом является устав (п. 1 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК РФ). На практике, если в учредительные документы вносились изменения, некоторые банки требуют также документы, вносящие изменения, и свидетельства о регистрации изменений; 
– лицензии, если они имеют непосредственное отношение к правоспособности организации заключать договор банковского счета; 
– карточку с образцами подписей и оттиска печати; 
– документы, которые подтверждают полномочия лиц, наделенных правом первой и второй подписи; 
– документы, которые подтверждают право использовать аналог собственноручной подписи (например, электронную цифровую подпись (ЭЦП)) – если использование такого аналога предусмотрено договором; 
– документы, которые подтверждают полномочия единоличного исполнительного органа организации; 
– свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции. Такой перечень документов установлен пунктом 4.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

     Если  организация открывает расчетный счет своему обособленному подразделению (филиалу, представительству), то в дополнение к вышеперечисленным документам в банк следует представить: 
– положение об обособленном подразделении; 
– документы, подтверждающие полномочия руководителя обособленного подразделения; 
– свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции по местонахождению обособленного подразделения. Об этом сказано в пункте 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

     Кроме того, лицо, обратившееся за открытием  счета, должно представить в банк паспорт (другое удостоверение личности) (п. 1.7 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И).

     Отметим, что также следует уточнить в  банке, в каком виде необходимо представить  документы. Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И предусматривает  два варианта.

     Первый  – принести в банк копии и оригиналы  документов. В этом случае организация  должна предварительно самостоятельно заверить копии. То есть проставить на них подпись лица, заверившего  документ (как правило, руководителя), его фамилию, имя, отчество и должность, а также печать. Далее сотрудник  банка сравнит копии с оригиналами  и при отсутствии расхождений  сделает на копиях надпись «Сверено с оригиналом».

     Второй  – принести в банк только оригиналы  документов. Сотрудник банка сам  снимет с них копии и сделает  надпись «Копия верна».

     Кроме того, банк может пригласить другое уполномоченное лицо (например, нотариуса), чтобы заверить документы организации. Такие варианты предусмотрены пунктом 1.11 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

     Помимо  документов, перечисленных в пунктах 4.1 и 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И, банк может затребовать  и другие сведения, позволяющие более  полно идентифицировать клиента. Например, информацию о наличии счетов в  других банках. Полный перечень необходимых  документов банк устанавливает в  своих правилах (п. 11.1 Инструкции Банка  России от 14 сентября 2006 г. № 28-И).

     Банк  обязан открыть расчетный счет не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора банковского  счета (абз. 2 п. 1.3 Инструкции от 14 сентября 2006 г. № 28-И).

     В перечне документов, которые организация  должна представить в банк для  открытия расчетного счета, указана  лицензия на право осуществления  деятельности (п. 4.1 Инструкции Банка  России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). Однако этот документ нужно представить  лишь в том случае, если от его  наличия зависит возможность  организации заключить договор  банковского счета соответствующего вида. Данное правило касается, например, кредитных организаций, открывающих  корреспондентские счета. Корреспондентский  счет не может быть открыт без наличия  лицензии Банка России на право осуществления  банковских операций.

     Если  возможность заключения договора банковского  счета не зависит от наличия лицензии, то ее представлять не нужно. Например, если организация занимается продажей алкогольной продукции. Такой вывод  позволяют сделать положения  подпункта «в» пункта 4.1, пункта 4.10 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И, а также разъяснения, данные в пункте 1 письма Банка России от 12 февраля 2008 г. № 31-1-6/363.

     Чтобы заключить договор банковского  счета и открыть расчетный  счет, организации нужно представить, в том числе документы, которые  подтверждают полномочия лиц, наделенных правом первой и второй подписи (подп. «д» п. 4.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И).

     Право первой подписи принадлежит руководителю организации. В этом случае документом, подтверждающим это право, может  быть приказ о приеме на работу.

     Руководитель  может наделить правом первой подписи  других сотрудников организации (за исключением лиц, наделенных правом второй подписи). Кроме того, право  первой подписи может быть передано управляющему или управляющей организации, выполняющей функции единоличного исполнительного органа организации. В последнем случае управляющая  организация вправе наделить правом первой подписи своих сотрудников  или сотрудников организации-клиента.

     В обоих случаях подтверждающим право  первой подписи будет один из следующих  документов: 
– приказ о наделении правом первой подписи банковских документов; 
– доверенность на право первой подписи банковских документов. Такие правила содержатся в пункте 7.5 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

     Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру или сотрудникам, наделенным правом второй подписи на основании  приказа руководителя организации. Если бухучет ведет сторонняя  организация, право второй подписи  может быть предоставлено ее сотрудникам.

     Документами, подтверждающими полномочия лица, наделенного  правом второй подписи, могут быть: 
– приказ о приеме на работу главного бухгалтера; 
– приказ о наделении правом второй подписи банковских документов (если вторая подпись не принадлежит главному бухгалтеру); 
– договор об оказании услуг по ведению бухучета и доверенность на право второй подписи сотруднику организации, которая ведет бухучет.

     Унифицированной формы приказа о наделении  правом подписи не предусмотрено, поэтому  его можно составить в произвольной форме. Доверенность также можно  оформить в произвольном виде. Однако такой документ должен содержать  ряд обязательных реквизитов: дату оформления, подпись руководителя и  печать организации (п. 5 ст. 185, абз. 2 п. 1 ст. 186 ГК РФ). Об этом сказано в пункте 7.6 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

     Кроме того, в подтверждение полномочий можно представить другие документы, свидетельствующие о наличии  у конкретного лица права подписи, например: 
– должностную инструкцию; 
– доверенность на право распоряжения денежными средствами с указанием о предоставлении права подписи (первой или второй). Такой вывод следует из письма Банка России от 14 июня 2007 г. № 31-1-6/1244.

     Договором с банком может быть предусмотрена  возможность использовать аналог собственноручной подписи при совершении операций на расчетном счете (п. 2 ст. 160 ГК РФ, подп. «д» п. 4.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). В банковской практике наиболее распространен такой аналог, как электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Документом, подтверждающим наличие у лица права использовать ЭЦП, может быть сертификат ключа подписи. Этот документ содержит данные, подтверждающие подлинность ЭЦП и идентифицирующие владельца сертификата ключа подписи. Это следует из статьи 3 Закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ.

     Чтобы заключить договор банковского  счета и открыть расчетный  счет организации, нужно представить  в банк, в том числе документы, подтверждающее полномочия единоличного исполнительного органа организации (подп. «е» п. 4.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). В ООО и акционерных обществах таким документом может являться протокол (выписка из него) общего собрания участников (акционеров) о назначении руководителя на должность (п. 1 ст. 37, ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 63, п. 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Если в организации только один участник (акционер), то руководитель назначается на основании решения единственного участника (акционера) (п. 2 ст. 7 и п. 1 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 2 ст. 2 и ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

     Функции единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору управляющему (управляющей организации) (подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, абз. 3 п. 1 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). В таком случае документом, подтверждающим полномочия единоличного исполнительного органа, может быть договор передачи полномочий исполнительного органа управляющему (управляющей организации).

     Также чтобы заключить договор банковского  счета и открыть расчетный  счет обособленному подразделению, нужно представить, в том числе  документы, подтверждающее полномочия руководителя обособленного подразделения  организации (подп. «в» п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). Документом, на основании которого действует руководитель филиала (представительства) и который подтверждает его полномочия, является доверенность, выдаваемая от имени головной организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 20 Постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8). В такой доверенности следует указать перечень полномочий, которыми головная организация наделяет руководителя обособленного подразделения (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Кроме того, данный документ должен содержать ряд обязательных реквизитов: дату оформления, подпись руководителя и печать головной организации (п. 5 ст. 185, абз. 2 п. 1 ст. 186 ГК РФ).

     Отметим, что карточку с образцами подписей и оттиска печати необходимо сделать  по форме № 0401026, утвержденной Инструкцией  Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

     Бланки  карточек могут быть изготовлены  как организацией, так и банком самостоятельно (п. 7.4 Инструкции Банка  России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). При  открытии счета следует уточнить в банке, предоставляет ли он бланки карточек клиентам.

     Карточку  можно заполнить: 
– на пишущей машинке или компьютере шрифтом черного цвета; 
– ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Об этом говорится в пункте 7.2 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И. Порядок заполнения карточки приведен в Приложении 2 к Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И. 
На лицевой стороне карточки необходимо указать: 
– в поле «Владелец счета» – полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Если организация открывает счет для обособленного подразделения, то после названия организации, через запятую, следует вписать название обособленного подразделения в соответствии с положением об его открытии; 
– в поле «Местонахождение (место жительства)» – фактический адрес организации (обособленного подразделения); 
– в поле «тел. №» – один или несколько номеров телефонов организации (обособленного подразделения); 
– в поле «Банк» – полное или сокращенное наименование банка, в котором организация открывает расчетный счет.

     Поля  «Отметки банка» и «Прочие отметки» заполняют сотрудники банка.

     На  оборотной стороне карточки следует  поставить: 
– в поле «Сокращенное наименование владельца счета» – сокращенное название организации (обособленного подразделения) в соответствии с учредительными документами (положении об обособленном подразделении). Если сокращенное наименование отсутствует, необходимо указать полное название организации (обособленного подразделения); 
– в поле «Фамилия, имя, отчество» – фамилию, имя, отчество лиц, наделенных правом первой и второй подписи. Если в организации нет сотрудника, наделенного правом второй подписи, то в строке «Вторая подпись» данного поля следует написать «Лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует»; 
– в поле «Образец подписи» – собственноручные подписи лиц, наделенных правом первой и второй подписи (напротив своей фамилии); 
– в поле «Дата заполнения» – число, месяц и год заполнения карточки; 
– в поле «Подпись клиента» – собственноручную подпись руководителя организации. Если расчетный счет открывает представитель организации по доверенности, то в данном поле нужно проставить подпись лица, действующего по доверенности, а также дату и номер доверенности; 
– в поле «Оттиск печати» – четкий образец оттиска печати организации. Печать не должна выходить за границы данного поля.

Информация о работе Порядок открытия расчетного счета в банке