Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших фактором, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I.Принципы бюджетной системы
1.1 Общие понятия бюджетной системы……………………………………………….6
1.2 Функции бюджета……………………………………………………………………
1.3 Виды принципов бюджетной системы…………………………………..................
Глава II. Региональные налоги
2.1 Общая характеристика региональных налогов……………………………………
2.2 Виды региональных налогов………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………........................
Список литературы………………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

        Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

      Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1) право  законодательных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие  собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;

3) законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов;

4) право  органов государственной власти  и органов местного

самоуправления  самостоятельно в соответствии с  законодательством определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

5) недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов  (решений) о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

6) недопустимость  компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

     Принцип полноты отражения бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем

     предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

       При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные  органы должны исходить из  необходимости минимизации размеров  дефицита бюджета. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетомобъема средств.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Доходы  и поступления не могут увязываться  с определенными расходами бюджета  за исключением целевых бюджетных  фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов другого уровня.

     Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

     Материальной  основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального  дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала.

Виды доходов  бюджета:

1) налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);

2) неналоговые

3) а также доходы целевых бюджетных фондов.

     Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль предприятий  и организаций и различные акцизы.

     К неналоговым доходам относятся доходы:

- от  использования, продажи и иного  возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- от  платных услуг, оказанных государственными  или муниципальными органами  власти и учреждениями;

- средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

- финансовая  помощь и бюджетные ссуды от  бюджетов других уровней. 

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

       В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.

       Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

       Главный материальный источник  доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

     Огосударствление  национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными  методами, используемыми органами государственной  власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

     Главный метод перераспределения национальною дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.

     Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам.

Существуют  два пути получения государственных  займов:

1) государственные  займы, полученные у физических  и юридических лиц путем выпуска  ценных бумаг от имени государства; 

2) кредиты,  полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

     Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Они включают:

- расходы,  предназначенные для инвестиций  в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

- расходы,  предоставляемые в качестве бюджетных  кредитов на инвестиционные цели  юридическим лицам; 

- расходы  на проведение капитального ремонта; 

- расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество.

     Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

       Важное значение имеет функциональная  классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

1) государственное  управление и местное самоуправление;

2) судебная  власть;

3) международная  деятельность;

4) национальная оборона;

5) правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности  государства;

6) фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу;

7) промышленность, энергетика и строительство;

8) сельское  хозяйство и рыболовство;

9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

10) транспорт,  дорожное хозяйство, связь и  информатика;

11) жилищно-коммуналыюе  хозяйство;

12) образование;

13) здравоохранение  и физическая культура;

14) культура, искусство и кинематография;

15) средства  массовой информации;

16) обслуживание  государственного долга;

17) финансовая  помощь бюджетам других уровней;

18) целевые  бюджетные фонды;

19) пополнение  государственных запасов и резервов;

20) социальная  политика;

21) прочие расходы.

     В целом в области расходов бюджета  до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования  бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.

Основные задачи в области расходов бюджета:

1) обеспечение  приоритетного финансирования социальных  расходов, сокращение и полное  погашение задолженности по выплатам  населению;

2) расширение  государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

3) сокращение  расходов на содержание государственного  аппарата и расходов по управлению  государственным долгом;

4) повышение  эффективности использования бюджетных  средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

5) уменьшение  дотации на покрытие убытков  отдельных отраслей;

6) сокращение  расходов по отдельным целевым  статьям расходов и целевым  программам;

7) концентрация  расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

8) усиление  контроля за использованием бюджетных  средств. 

     Доходы  и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетная система