Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:37, доклад
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия
на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых
ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен
для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,
оказывает влияние на самочувствие ребенка.
взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством
развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки,
различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный
слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов
деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах
исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.
Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-
ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на
музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку
развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.
В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды
деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух
может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство
ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.. Таким образом, все виды
музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и
развития детей.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений,
воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто
механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится
перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный
процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного
процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной
деятельности.
Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может
включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в
состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий
вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного
детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер,
следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный
музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина:
восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того,
состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся
восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть
восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми
обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности,
как эстетический художественный феномен» (17 стр.91). В противоположном
случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и
действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное
восприятие.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и
жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста
отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с
приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может
воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с
жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего
дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания
музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что
музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так
же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом.
Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у
взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов,
интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую
формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не
вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать
выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие
музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания
человека, а является следствием целенаправленного воспитания» (3 стр.140).
Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего
развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и
мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно
велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл
музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных
прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение
открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки
еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие
произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так
необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста.
На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок
различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение,
слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно
осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь
можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец,
ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные
впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и
современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю,
постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер
однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо
хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка
начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.
Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием
слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через
музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру
на музыкальных инструментах.
Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют
между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и
совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании
музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия
использовать все виды музыкального исполнительства. Далее мы увидим, как
влияют те или иные виды музыкального исполнительства на развитие
восприятия.
ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально
ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения
различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.
Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других
людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.
К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование
художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети
передают свои чувства, мысли, переживания.
Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий,
повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей
преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха,
налаживание слуховокальной координации.
Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.
Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения
о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные
потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может
исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно
детям.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует
развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает
детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает
реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей,
пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А.Метловым.
Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной
деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в
движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические
упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства
более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя
Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в
качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор
Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития
музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического
воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что
обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое
«чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал
умение выражать себя в движениях.
Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными
Информация о работе Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников