Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:37, доклад

Краткое описание

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия
на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых
ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен
для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,
оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Файлы: 1 файл

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное  занятие  и  проводит

его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с  программой  входят:

«Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации»,  кассета

со студийной записью музыкальных произведений, набор  слайдов,  видеокассеты

и диафильмы.

    Программа «СИНТЕЗ» для детей  6-го  года  жизни  построена  на  тех  же

научных основах и методических принципах и  решает  тот  же  комплекс  задач

музыкального  и  общехудожественного  развития  ребенка,  что  и   программа

«СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы  его

подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что  связано  с  возросшими

возможностями  старших  дошкольников.  В  программе  два  крупных   раздела:

«Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом  из  них  дети

знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна,  В.А.Моцарта,  С.Прокофьева.

Во втором разделе программы детям  предлагаются  две  музыкальные  сказки  –

балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера  М.И.Глинки  «Руслан  и  Людмила».

Для того, чтобы дети получили  более  полное  впечатление  о  таких  сложных

жанрах  искусства,  как  балет  и  опера,  им  предлагаются  в   видеозаписи

фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

    Авторы программы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан.

 

 

 

   


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

    Кратко  мы  рассмотрели  три  программы  по   музыкальному   воспитанию

дошкольников. Сравним их.

    Как уже говорилось, первые две программы во многом схожи  между  собой,

но есть  в  них  и  отличия.  В  программе  Н.А.Ветлугиной  главной  задачей

является  овладение  детьми  действиями,  навыками,   умениями   в   области

восприятия   музыки(пения,   движения,   игре   на    детских    музыкальных

инструментах).Во второй  программе  главной  задачей  является  формирование

музыкальных  предпочтений,  интересов,  потребностей,  вкусов  детей,   т.е.

элементов музыкально-эстетического  сознания,  а   умения  и  навыки  служат

средством достижения этой цели.

    В программе О.П.Радыновой все  виды  детской  музыкальной  деятельности

тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного  оторвано  друг

от друга (кроме игры на  музыкальных  инструментах).  С  этой  точки  зрения

программа  Радыновой  на  мой  взгляд  более   совершенна.   Когда   ребенок

проделывает  несколько  разных  операций  с  одним  произведением  (слушает,

танцует по него, исполняет на инструменте) оно  воспринимается  им  во  всех

гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии  ребенка.  Обе  эти

программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических  игр

и  наглядных  пособий  в  виде  карточек,  изображающих  движение   мелодии,

ритмический  рисунок,  настроение  музыки,  передаваемое  цветом   (ласковая

музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.).

    Программа  О.П.Радыновой  в  отличие  от  программы  Н.А.Ветлугиной  не

предполагает обучение детей пению по нотам. Я  считаю  это  правильным.  Как

показывает практика, знание нот  не  помогает  дошкольникам  в  формировании

эстетических вкусов и  предпочтений.  А  у  некоторых  детей  даже  отбивает

интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в  форме  занятий.

Во  второй  программе  форма  занятий  менее  ограничена.  Педагог  на  свое

усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя  в

них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме  того,  что

формы занятий ограничены только тремя видами  (фронтальные,  по  подгруппам,

индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в  одном  занятии  должны

быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение,  движение,

игра на инструментах, слушание музыки).

    Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне

кажется, более совершенна  в  плане  общеэстетического,  духовного  развития

ребенка. Она значительно больше расширяет  кругозор  дошкольника,  приобщает

его к мировой культуре в целом, а не только к музыке,  что  немаловажно  для

становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе  делается

на слушание музыки. Использование литературный  произведений  и  зрительного

ряда  (фотографии,  репродукции)  помогают  детям   понять,   прочувствовать

музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под  музыку,

игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

    Эта программа отличается также большей вариативностью занятий.  Педагог

ограничен только темами блоков («Природа в музыке»,  «Сказка  в  музыке»).

 

 

Начальная школа-детский сад №9 для детей с тяжелыми нарушениями речи Советского района г.Уфы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕМИНАР для педагогов

 

Тема:

 

РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

муз.руководитель                            

Э.М.Абдуллина             

 


МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ САДАХ

 

    Большинство  детских дошкольных  учреждений     используют   для

музыкального  воспитания  детей  программу  Н.А.Ветлугиной.   В   результате

проведенных мною исследований в  дошкольных  учреждениях  выяснилось,

что музыкальные работники на практике не имеют возможности  реализовать  эту

программу полностью. Данная программа не реализуется по двум причинам:

 

       дефицит времени на занятиях (два раза в неделю по 25-30 минут);

 

    1. зависимость  от  календарных  праздников  (разучивается  музыкальный

       репертуар с целью его использования на праздничных утренниках).

    На занятиях редко применяются слушания музыки  и  игра  на  музыкальных

инструментах,  почти  не  используется  творчество,  отсутствует   вокальные

упражнения  –  попевки  для  формирования  элементарных  вокальных  навыков,

полностью отсутствует знакомство с нотной грамотой и основными  музыкальными

понятиями.  Отказ  от  творческих  заданий   снижает   эффект   развивающего

обучения. В процессе игры на музыкальных инструментах  формируется  одна  из

основных музыкальных  особенностей  –  звуковысотный  слух.  Качество  пения

снижется из-за отсутствия вокальных и слуховых упражнений.

Как  видно  из  таблицы,  на  музыкальных  занятиях  почти  не  используется

творчество, игра на инструментах, дидактические пособия, наглядные  пособия,

полностью   отсутствуют   музыкально-теоретические   понятия.   По   причине

отсутствия дидактических  и  наглядных  пособий  дети  не  могут  полноценно

воспринять   прослушанное   произведение.    Чтобы    запомнись    что-либо,

недостаточно пассивного слушания, нужен активный  анализ  музыки.  Наглядные

пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для  более

полного раскрытия музыкального образа, но и для  поддержания  внимания.  Без

наглядных пособий дети очень быстро начинают  отвлекаться.  В.А.Сухомлинский

писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно  кажется

мне пугливой  птичкой,  которая  улетает  подальше  от  гнезда,  как  только

стремишься приблизится к нему. Когда же удалось,  наконец,  поймать  птичку,

то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от  птички  песен,

если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если  ты

держишь его как птичку, то она плохой твой помощник» (26, стр.121).

    Такое использование различных видов деятельности объясняется  тем,  что

используя  на  занятиях,  преимущественно,  пение  и  музыкально-ритмические

движения, педагогам легче  составить  программу  концерта  для  праздничного

утренника.

    В процессе  своих  наблюдений  я  пришла  к  выводу,  что  дошкольники,

выпускаясь из детского сада, не  умеют  анализировать  музыку,  чисто  петь,

слушать,  не  имеют  представления  об  элементарных  музыкальных   понятиях

(направление движения мелодии, регистры, лады).

                                   

Рекомендации по совершенствованию музыкального

воспитания дошкольников

 

    Посетив  музыкальные  занятия  в  детских  садах,   я   заметила,   что

большинство занятий проходят однообразно и очень мало  используются  игровые

формы обучения.

    Пользуясь свободой в составлении плана занятия, педагоги часто  большую

часть времени занятия уделяют пению. Таким образом разучивание песни  длится

10-15 минут,  дети  начинают  отвлекаться  быстро  утомляются.  К.Ф.Ушинский

писал:  «Основной  закон  детской  природы  можно  выразить  так  –  ребенок

нуждается в деятельности непрестанно и утомляется  не  длительностью,  а  ее

однообразием  и  односторонностью».  Исходя  из  этого  утверждения   и   из

собственной практики работы с дошкольниками в  ДМШ  я  рекомендую  все  виды

детской музыкальной деятельности организовывать в игровой форме.  Игра,  это

основная деятельность ребенка и ни в какой другой  деятельности  ребенок  не

проявляет себя так полно, как в игре. Об этом много говорится и пишется,  но

на  практике  применение  игровых  форм  на  занятиях  носит  исключительный

характер.

    В своей практике на каждом занятии я с ребятами «отправляюсь» в гости в

музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и  т.д.  Все  задания

на занятии имеют игровую форму. Например, песни  мы  разучиваем  по  фразам,

как эхо, а не повторяем просто так 1 куплет  по  три  раза,  для  выполнения

ритмических упражнений мы превращаемся в радистов и т.д.

    Каждое  занятие  пронизано  линией  сквозного  развития,  одно  событие

(задание) вытекает из другого. Занятия получаются  очень  содержательными  и

интересными. Это важно  для запоминания учебного материала.  Память  ребенка

– это его интерес. Такие чувства, как удивление, восхищение,  удовлетворение

от сделанного открытия способствуют  поддержанию  интереса  к  деятельности,

тем самым обеспечивая запоминание.

    В тоже время следует помнить, что у дошкольников  процессы  возбуждения

преобладают  над  процессами  торможения.  Поэтому  важно  не   перенасыщать

занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти  смутные,

расплывчатые   воспоминания,    эмоциональные    перегрузки    приводят    к

разбалансированности  поведения,  что  влияет   на   качество   внимания   и

запоминания.

    Как мы видели из предыдущей главы, на музыкальных занятиях  практически

не используются дидактические карточки и наглядные пособия,  предусмотренные

во  всех   программах   по   музыкальному   воспитанию   дошкольников.   Это

отрицательно сказывается на усвоении  знаний  и  навыков.  У  детей  в  этом

возрасте  еще  преобладает  непроизвольное  внимание,   поэтому   необходимо

Информация о работе Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников