Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:37, доклад
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия
на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых
ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен
для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,
оказывает влияние на самочувствие ребенка.
приемах игры на разных инструментах.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной
деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к
общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он
проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются
наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной
деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение
психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие
личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном
детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и
соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие
именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы
уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение
осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она
перестает быть развивающим.
Начальная школа-детский сад №9 для детей с тяжелыми нарушениями речи Советского района г.Уфы
Тема:
ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛОНИКОВ
Подготовила:
муз.руководитель
Э.М.Абдуллина
СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство
дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания
в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество
программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого
дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той
программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального
воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального
воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.
Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это
достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида
деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально -
образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий –
фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой
форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения
элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи,
которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический
способ построения программы.
Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в
области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных
инструментах.
Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится
на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия
произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные
пособия –литературный текст, условные обозначения, карточки,
соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно
произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием
акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме
и т.д.
В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание
на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых
развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что
для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по
нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».
Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно
воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях
следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой
используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей
советскими композиторами.
Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать
произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике.
В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки
исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение,
своё чувствование музыки.
ПРОГРАММА О.П.РАДЫНОВОЙ
Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена
группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под
редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной,
поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.
«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный
педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры,
развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой
личности ребёнка» (20,стр.7). Всего этого можно достигнуть, считает автор,
через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не
должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию
предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов
музыкально-эстетического сознания.
Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной
деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах)
формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа
выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно
взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети
слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать
музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие
характеру музыки.
Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют
внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а
научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.
Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е.
накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные
в музыке.
Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения
предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование
у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о
чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно
именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-
дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное
восприятие.
Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По
содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические,
комплексные.
ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»
«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе
синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов
программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах
развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и
включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы
хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют
на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения
различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной
выразительности» (21, стр.3).
Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком
произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных
знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода
«художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку
для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический
характер художественно-творческой деятельности» (21, стр.4). Наиболее
плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи,
литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры
ребенка.
Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов
организации музыкальных занятий с детьми:
1. Специальный подбор музыкального репертуара;
2. Использование синтеза искусств;
3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов
музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в
оркестре, дирижирования.
4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их
сюжетной канвы.
В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и
стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и
доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств,
авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит
органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к
тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке
в опере и сказке в балете.
Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и
даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года
жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в
музыке», «Я учу ноты» и др.
Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не
ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях,
персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные
произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне
ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует
его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают
создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая
настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы
(П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).
Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы
Информация о работе Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников