Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 06:48, доклад
Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время.
Откуда такая бессмысленная жестокость в современной молодежи? Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть еще множество молодых людей с изломанным нравственным устроением, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны милиции.
Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время.
Откуда такая бессмысленная жестокость в современной молодежи? Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть еще множество молодых людей с изломанным нравственным устроением, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны милиции.
Как и под каким влиянием вырастают эти юноши и девушки? Ответ, как мне кажется, следует искать в условиях, направлениях и методах современного воспитания.
Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка исключительна. Но какой должна быть полноценная семья, способная создать адекватного члена общества?
Семья есть как бы «живая лаборатория» человеческих судеб – личных и народных. «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве»1 - считает И.А. Ильин. Именно поэтому она является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают раскрываться дремлющие силы души, здесь ребенок учится любить, верить и жить вообще. Здесь складываются основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец.
Немецкий богослов Толук, утверждал, что мир управляется из детской, но и разрушается он тоже из нее, здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели2. Семья в православном понимании – это прежде всего единство, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и детей. Только в браке по-настоящему возможно воспитание ребенка.
Семья – первоначальная, исходная ячейка духовности – духовные силы и умения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, особое внимание следует уделять религиозному духовному воспитанию детей.
Однажды Кант сказал о воспитании простое, но очень точное высказывание: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку»3. Основная задача воспитания состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное начало открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце научилось отзываться на всякое явление в мире и в людях. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.
Религиозное воспитание связано с ростом. Рост – это прежде всего изменения. Человек меняется, он становится непохожим на себя, продолжая оставаться той же личностью. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту». Насколько наш пример содействует росту? Насколько он развивает способности и способствует процессу самостоятельного роста наших детей?
Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспитывая, Иисус Христос чаще всего употреблял притчи, т.е. «язык искусства», когда знакомые образы повседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубокую истину. Обучение притчами требует от слушателя немалых усилий. Он сам должен уяснить значение образа, воспринять его, отождествить себя с героем рассказа. Такое обучение более способствует росту, чем «чтение нотаций».
Основная задача религиозного воспитания – способствовать гармоничному развитию личности, помочь человеку вырасти и сформироваться, выработать творческое, действенное отношение к различным социальным проблемам, научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.
Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.4
Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений внешнего мира. Ежедневно мы должны корректировать влияние внешнего мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, на улице и т.д. должно проверяться и исправляться дома. Духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.
«Ребенок, приученный к классической литературе, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят с истинного пути.
Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии5».
Мы всегда должны помнить, что соблюдение нравственных законов есть незыблемое условие существования человечества.
К сожалению, современное общество переживает духовно-нравственный кризис, который связан с разрушением традиций устоев семьи, деформированием сферы семейного и общественного воспитания и образования. Проявляется это следующим образом:
Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве.
Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается своего рода надломленность.
Подтверждения этому мы можем найти, просмотрев биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство из них вышло из больших трудовых семей, воспитанные в религиозных традициях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозная семья – основа для существования государства и человечества.