Детские музыкальные инструменты в жизни дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

Основная цель музыкального воспитания ребенка – получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – вот главная задача родителей, дедушек, бабушек и педагогов.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………….…..3
2. Задачи музыкального воспитания……………………………………………..5
3. Детские музыкальные инструменты…………………………………………..8
4. Музыкальные инструменты для дошкольников……………………………...9
5. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах…………….11
6. Заключение………………………………………………………………….....18
7. Список литературы……………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

муз развитие.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж № 7 Санкт-Петербурга 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»  

Тема: Детские музыкальные инструменты

в жизни дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                

                                                                                Очно-заочное отделение 

                                                                                Группа № 5А

                                                                                Выполнила: Сорокина М. А.

                                                                                Проверил: ______________  
 

                                          

                                           
 

                                             Санкт-Петербург

                                                      2010

Содержание: 

1. Введение…………………………………………………………………….…..3

2. Задачи музыкального воспитания……………………………………………..5

3. Детские музыкальные  инструменты…………………………………………..8

4. Музыкальные  инструменты для дошкольников……………………………...9

5. Обучение детей  игре на детских музыкальных  инструментах…………….11

6. Заключение………………………………………………………………….....18

7. Список литературы……………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

     Основная цель музыкального воспитания ребенка – получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

     Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – вот главная задача родителей, дедушек, бабушек и педагогов.

     Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

     К концу дошкольного возраста дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движении, дошкольники подготавливаются к изучению нотной грамоты в школе и т. д.

     Большое значение в приобретении детьми этих знаний, умений, навыков оказывают систематические музыкальные занятия и игры, успешное проведение которых зависит не только от умения взрослого правильно наметить цели, подобрать и умело применить по отношению к ребенку свои знания, но и от того, как оснащены эти занятия наглядным материалом и музыкальными игрушками и инструментами.

     Практическое обучение навыкам восприятия, способам вслушивания в музыкальное звучание удается в том случае, если они становятся наглядными, «вещественными». С помощью музыкальных игрушек и пособий. С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядный материал. Преподаватели музыки детям понимают, что успех музыкального воспитания во многом зависит от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, от правильного их применения вне занятий (дома) с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей родителей.

     Используется следующее музыкальное оборудование:

- музыкальные  инструменты для работы музыкального руководителя;

- детские музыкальные  инструменты; 

- музыкальная  игрушка; 

- музыкально-дидактические  пособия: учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические  игры;

- аудиовизуальные  пособия и специальное оборудование к ним; оборудование художественно-театральной деятельности;

- атрибуты и  костюмы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Задачи музыкального воспитания 

     Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

     Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

     Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

     В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

     Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

     Основной  формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей.

     Проводя  музыкальные занятия, необходимо  уделять большое внимание игре  на детских музыкальных инструментах. Это связано с тем, что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

      Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

     Работу  с детьми нужно проводить организованно и последовательно, применять разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, иметь большую базу детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Детские музыкальные инструменты 

     Для формирования у дошкольников с раннего возраста интереса к музыкальным инструментам, а также для подготовки к обучению игре на «взрослых» музыкальных инструментах используют огромное количество детских музыкальных инструментов, как на специальных занятиях, так и в самостоятельной игре.

     Детские музыкальные инструменты внешне похожи на настоящие и бывают:

- со звуком  неопределенной высоты: погремушки, маракасы (облегченные), бубны, барабаны, тарелки (детские), треугольники, румба,  кастаньеты, трещотки.

- построенные  на одном звуке: свирели, дудки,  рожки, мирлитон.

- с диатоническим и хроматическим звукорядом.

     Для детского музыкального творчества и игры можно использовать детские ударные инструменты, русские народные ударные инструменты, струнные инструменты, духовые и клавишные инструменты, музыкальные инструменты-самоделки, музыкальную игрушку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Музыкальные инструменты для дошкольников 

     Дошкольнику доступны для понимания и обучению игре на них многие музыкальные инструменты, используемые взрослыми:

Фортепиано (рояль, пианино) – основной ведущий инструмент.

Рояль обладает ярким звуком. Как правило, рояль  ставят в больших помещениях. Во время слушания детьми инструментальной музыки крышку рояля поднимают. Во время  пения детей, при обучении их игре на детских музыкальных инструментах, слушании вокальных произведений крышка не поднимается.

     Пианино несколько уступает роялю по силе звучания и диапазону верхнего регистра. Инструмент удобен для маленьких помещений.

     Рояль и пианино ставят так, чтобы дети во время пения, слушания сидели справа от инструмента, у верхнего (высокого по звучанию) регистра. Такое расположение детей способствует более высокому звучанию голосов.

     Музыкальный инструмент требует к себе бережного отношения. Для того чтобы обеспечить сохранность инструмента и устойчивость строя, его нельзя ставить рядом с отопительной системой, вблизи окон, на сквозняке или в сыром помещении.

     Баян, балалайка, домбра – русские  народные инструменты – используются для аккомпанемента во время пения детей, а также как сольные инструменты для слушания музыки. Часто эти инструменты музыкальный педагог использует для совместной игры в детском оркестре.

     Скрипка  – струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, преимущественно одноголосый, тембр певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Поэтому ее применение особенно целесообразно при обучении детей пению. Скрипку также используют для слушания инструментальной музыки.

     Аккордеон. Его звук в отличие от баяна более густой, распевный (насыщенный). Аккордеон чаще всего используют для сопровождения движений, но и для обучения пению этот инструмент также пригоден.

Информация о работе Детские музыкальные инструменты в жизни дошкольников