Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:45, доклад
Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения.
Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.
Башкирские музыкальные
инструменты.
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним "башкорт" и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала. Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до своеобразного гетерофонного сопровождения. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона. Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы. Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом. Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Они вышли в 2006 и 2008 гг в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения.
Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.
Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три).Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах».К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры. Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С. У. Баймухаметов. Современный инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из долбленого дерева, а склеивается. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.
Несколько слов
о названии инструмента:
Есть много версий, из которых можно отметить
наиболее точную. Практически все аналогичные
названия (в том числе и русское – “Домра“) происходят от арабского
слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али
в вольном переводе считается “…Тан –
сердце, бура – терзать”. Все зависит
от разного прочтения арабских знаков,
где согласные свободно заменяются (“М”
на “Н”, “Т” на “Д”), а гласные (кроме
“А”, “У” и “И”) существуют в виде огласовок.
Отсюда и идут производные слова: танбур
– “домбур – дунбура – думбра – домбра
– домр – домра” и так далее. Башкирский
вариант имеет русское написание “Думбыра”,
где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”),
а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”),
что продиктовано национальной грамматикой
и региональными диалектами.
Экспедиционные исследования по территории
с проживанием коренного населения показали,
что думбыра – достаточно известный башкирский
народный музыкальный инструмент. Многие
информаторы связывают исчезновение думбыры
с влиянием городской культуры и появлением
в продаже фабричной мандолины. Действительно, именно
в 30-е годы вышла на полную производственную
мощность ленинградская фабрика струнных
инструментов, сначала довольно трудоемкая
в изготовлении неаполитанская, затем
более простая – португальская.
Кубыз, разновидность
варгана. Кубыз является язычково-щипковым
инструментом. В нем соединены отдельные
признаки языковых, щипковых и духовых
инструментов. Ранее кубыз
относили к самозвучащим щипковым инструментам
(по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса),
однако исследование акустических и конструктивных
свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения
показывает, что этот инструмент выходит
за рамки подобной классификации. Без
усилий исполнителя кубыз не звучит.
Вся гамма его тонов извлекается не только
вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного
аппарата исполнителя.
1. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Внешние щечки корпуса
4. Внутренние щечки корпуса
5. Язычек
6. Колено язычка
7. Кончик язычка
8. Заклепка
Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов - <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон - бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.
Кура́й (башк. ҡурай) — башкирский национальный духовой
музыкальный инструмент, разновидность
открытой продольной тростниковой флейты). Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным
сипловатым тембром. Традиционно изготавливается
из срезанных и высушенных стеблей уральского
реброплодника.Курай
несколько отличается от схожих музыкальных
инструментов у соседних тюркских народов, например от
казахского сыбызгы. Следует отличать курай
от татарского народного инструмента
с таким же названием, но по сути являющимся
свистковой флейтой.Курай используется
как сольный и ансамблевый инструмент.
История: О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», "Заятуляк и Хыухылыу", башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского). Народной мелодии Сыңрау торна ("Звенящие журавли"), исполняемой на курае, более 1000 лет.Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона.В 1970 году в башкирском издательстве "Китап" (г. Уфа) вышла книга "Курай" автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.
Узляу: Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон , исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. "Узляу" чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.
Под названием "Узляу" в Башкортостане отмечаются два вида двухголосия:
1. Сольное горловое двухголосное, в особой вокально-инструментальной манере. 2. Горловое бурдонирующее сопровождение игры на курае.
Горловое двухголосное "Узляу" довольно редкий вид национального искусства. Описаний башкирского "Узляу" пока не было, нет и какой-то классификации, но известно, что под названием "Узляу" на территории современного Башкортостана отмечено три разновидности горлового пения:
1. Кара-узляу или Тюбен-узляу – темное или низкое горловое пение.
2. Югары-узляу – высокое горловое пение.
3. Бала-узляу или
Катын-узляу – детское или женское горловое
пение.
Курайное узляу
не представляет собой статичный
бурдон и отличается от него большей подвижностью
и более широкой сферой применения. Гортанный
бурдонирующий звук подключается к основной
мелодии только в эпизодах, определенных
исполнительской традицией
Репертуар курая
включает в себя практически все
музыкальные жанры, связанные с традициями
национального исполнительства: