Возрождение местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

                                         Введение

    Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого  индивида в социально-экономическое  регулирование посредством самоорганизации  субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности  за счет средств и ресурсов хозяйствующих  субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное  самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем  жизнедеятельности, способно придать  развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения  социально-экономического и научно-технического прогресса.

    Формирование  всех систем муниципального управления связано с двумя основными  общественными проблемами: '' вертикальной'' организацией власти и ее взаимосвязями  с различными городскими и сельскими  общинами, с местным населением различных  видов поселения. В классовом  обществе местное самоуправление (муниципальное  управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов  в интересах местного населения  и самими населением в различных  организационно-правовых формах. Местное  самоуправление - это автономная деятельность самоорганизовавшегося населения.

    Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления, обеспечение  его финансовой и иной автономии  и независимости от государственного аппарата, его чиновничества позволяет  этому важнейшему политическому  институту ускорить формирование и  развитие гражданского общества в России, повышение жизненного уровня народа, качества его жизни, и, что очень  важно еще, сблизить государственную  власть с народом. В данном реферате попытаюсь раскрыть организационные  основы местного самоуправления как  совокупности норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного  народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

                                  1. История местного самоуправления

    В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством  является то, что, как и в настоящее  время, государство сознательно  шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной  власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории  Российского государства, мы можем  проследить основные этапы становления  и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования  исторического опыта при определении  и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня  государством и обществом.

    Вся история местного самоуправления в  России может быть разделена на два  больших периода:

    Первый  охватывает время становления и  развития общинного строя у славян, объединение производственных общин  в союзы общин и городские  поселения, разделение власти на центральную  и местную.

    Второй  период связан с образованием и развитием  государства и принятием христианства на Руси.

    1.1 Этапы формирования местного  самоуправления в России:

      Местное самоуправление Древней  Руси: в это время имели место  догосударственные формы развития  самоуправления, то есть речь  идет о зарождении общинного  местного самоуправления. Самоуправление  существовало у древних славян  еще при родовом устройстве. Местное  же самоуправление зарождается  там и тогда, где и когда  появляются союзы общин, объединившихся  на основе экономических и  политических интересов на определенной  территории и образовавших вертикальное  соподчинение власти.

      Местное самоуправление в 988-1785 годах: данный период начинается  с принятия христианства на  Руси и продолжается до конца  XVIII в. В это время местное  самоуправление в России существовало  в форме производственных и  территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.

      Местное самоуправление в 1785-1917 г. г.: данный период охватывает  местное самоуправление городов,  крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления  в России капитализма. Самым  большим его недостатком было  сохранение сословного принципа  формирования.

      Местное государственное управление  в 1917-1990 г. г.: в советский период  отечественной истории под органами  местного самоуправления необходимо  понимать местные государственные  органы публичной власти, обладавшие  независимостью в решении вопросов  местного значения по отношению  к центральным органам государственной  власти.

      Местное самоуправление современной  пореформенной России в период  с 1990 по 1995 г. г.: с принятием  в 1993 году новой Конституции  РФ, закрепившей право населения  на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный  процесс его реформирования. Сейчас  можно с уверенностью сказать,  что в основных чертах этот  институт народовластия у нас  создан. На федеральном уровне  и практически во всех субъектах  Федерации имеется законодательная  база, устанавливающая статус и  правовой режим самоуправления. Определены территории местных  сообществ, уточнена система муниципальных  образований. Фактически завершено  структурирование органов местного  самоуправления.

                                                                                                                                                                                                       
 

                    2. Основные понятия и принципы  местного самоуправления

    2.1 Что такое местное самоуправление?

    Научное определение понятия изучаемого социально-политического института  предполагает прежде всего, понимание  его государственно-правовой природы. Существование муниципального управления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная  власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным  органам и должностным лицам  в соответствии с принципом разделения власти. Эта власть осуществляется также в государственной форме  субъектами федерации в соответствии с разделением компетенции между  федерацией и субъектами, а также  на уровне крупных административно - территориальных единиц в унитарных  государствах. Однако, в большинстве  стран и в крупных административно-территориальных  единицах, в пределах составляющих их территорий, вплоть до низового звена (небольших городов, деревень и т.п.) публичная власть уже реализуется  не государственными органами, а местным  населением непосредственно и образуемыми  им органами и соответствующим образом  избираемыми или назначенными должностными лицами. Эта власть приобретает свойства самоорганизованной публичной власти, осуществляющей управленческие функции, признаваемые и юридически закрепляемые центральной властью. На муниципальном  уровне управляющая система, следовательно, непосредственно связана с объектом управления, который является общим  для местного населения.

    Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено избранной государством теорией или совокупностью теорий этого института публичной власти. Сама же теория местного самоуправления формируется на основе имеющегося практического  опыта как отдельно взятого государства, так и группы государств. В свою очередь на основе теорий местного самоуправления формируются концепции  местного самоуправления. В научной  и учебной литературе обосновываются различные точки зрения относительно концепций местного самоуправления. Если рассматривать эти точки  зрения с позиций взаимоотношений  между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также участия местного самоуправления в осуществлении государственных функций, то представляется возможным, выделить две основные концепции местного самоуправления.

      Англо-саксонская модель муниципального  управления (модель существует в  Северной Америке, Австралии,  Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное  управление освобождается от  влияния государственных органов  и осуществления государственных  функций. Концепция построена  на общественной теории местного  самоуправления, объединившей теорию  свободной общины, хозяйственную  теорию, а также частично юридическую  теорию. Применительно к англо-саксонской  концепции местное самоуправление  целесообразно определить следующим  образом. Местное самоуправление - это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона  на территории соответствующего  муниципального образования непосредственно,  а также формируемыми ими органами  местного самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  без вмешательства центральных  органов власти на основе реальной  материально-финансовой базы в  целях решения задач местного  значения. Надо отметить, что система  местного самоуправления по конституции  Российской Федерации очень много  “впитала” в себя черт англо-саксонской  модели муниципального управления.

      Европейская континентальная модель  муниципального управления. Муниципальное  управление ориентировано на  реализацию государственных функций,  построена на основе государственной  теории самоуправления. Сущность  данной теории состоит в том,  что органы местного самоуправления  являются органами государственного  управления, что их компетенция  является не какой-либо особенной,  самобытной, естественной, а целиком  и полностью создается и регулируется  государством. Местное самоуправления - это установленная государством  в законах местная публичная  власть, реализуемая в рамках  закона на территории соответствующего  муниципального образования, органами  и должностными лицами местного  самоуправления на основе реальной  материально-финансовой базы, в целях  решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.

    Если  говорить о нашей стране, то современная  Российская государственность практически  находится в самом начале своего становления. Даже на федеральном уровне предстоит сделать еще очень  много. Не решен еще полностью  вопрос об организации государственной  власти субъектов федерации, многие правовые вопросы уже решены на федеральном  уровне (Конституция РФ и федеральный  закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ”). Однако в современной российской литературе нет достаточно устоявшегося определения и апробированного  в практике понимания термина  “местное самоуправления”, что нередко  ведет просто к отрицанию этого  института или к его искажению.

    Термин  “самоуправление" появился в Англии в XVII века и означал прежде всего  состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных  представительных органов.

    Для осуществления местного самоуправления на территории нужны определенные условия:

    - Круг местных проблем, решение  которых возможно собственными  силами и средствами;

    - Инициатива и желание граждан  самостоятельно и ответственно  решать эти проблемы;

    - Правовая основа (Конституция, законодательство  и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая  реализацию права населения на  местное самоуправление;

    - Финансово-бюджетные возможности  территории для обеспечения деятельности  органов местного самоуправления;

    - Согласование местных интересов  с региональными и общегосударственными;

    - Четкое разграничение собственности  между органом местного самоуправления  и государственными органами;

    - Наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовать  функции управления;

    - Географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры  и т.д.).

    Возможность и необходимость создания органов  местного самоуправления предусмотрена  Конституцией РФ (ст.131, п.1) и федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ” (ст.14, п.6). Причем как принцип  местного самоуправления федеральное  законодательство закрепляет норму, в  соответствии с которой структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Теперь можно  дать определение понятию “местное самоуправление”.

Информация о работе Возрождение местного самоуправления