Возрождение местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

    1) Изучение вопроса. Для изучения  вопроса создаются комиссии, группы, в состав которых могут входить  депутаты, должностные лица местного  самоуправления, специалисты, представители  общественности и т.д. В ходе  изучения вопроса обследуется  сфера деятельности, по которым  должно быть принято решение.

    2) Подготовка концепции и проекта  решения на основе материалов, составленных подготовительной  группой. В подготовке решения  принимают участие все заинтересованные  лица. Подготовленный проект решения  подлежит опубликованию в средствах  массовой информации или доводится  до сведения граждан иными  способами.

    3) Обсуждение проекта решения и  принятие его. Если решение  принимается представительным органом  местного самоуправления, то проекты  документов заблаговременно направляются  депутатам. На заседании (сессии) представительного органа проводится  обсуждение проекта решения. При  принятии решения исполнительным  органом используется два принципа: принцип коллегиального обсуждения (на основе коллегиального начала) и принятия решения и принцип  единоначалия (индивидуальный порядок).

    4) Решение должно быть направлено  его исполнителям, а также опубликовано  в средствах массовой информации  или иными способами доведено  до сведения граждан.

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу после их опубликования  или в срок, указанный в них. Это общераспространенная норма, используемая в законах субъектов РФ о местном  самоуправлении, а также в уставах  муниципальных образований и  регламентах представительных органов. Но здесь одно непреложное правило, установленное Конституцией РФ для  всех органов и должностных лиц. Часть 3 статьи 15 Конституции РФ гласит:". любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения”. Названные акты вступают в силу только после их официального опубликования в средствах массовой информации.

    2.2.5 Гарантии местного самоуправления

    Гарантии  местного самоуправления определены Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ”, Федеральным  законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”, Федеральным  законом “Об основах муниципальной  службы в РФ”, законами субъектов  РФ о местном самоуправлении, о  местных референдумах, о выборах  органов и должностных лиц  местного самоуправления, о собраниях  и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и  т.д. Гарантии также закреплены в  уставах муниципальных образований  и иных нормативно-правовых актах  органов местного самоуправления.

    Конституция РФ гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления: гарантирует  гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования  местного самоуправления; гарантирует  самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной  собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

    Гарантии  местного самоуправления можно разделить  на экономические, организационные  и правовые.

    · Экономические гарантии заложены в  становлении и развитии экономической  и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных  технологий. Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией РФ, законодательством о местном  самоуправлении, другими нормативно-правовыми  актами.

    · Организационные гарантии создают  условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей  выполнение задач местного значения.

    · Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они  устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

    Цель  этих правовых актов состоит в  том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную  деятельность местного самоуправления и его органов в решении  задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления измеряется силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащие исполнение.

    2.3 Общие принципы местного самоуправления

    В Конституции отсутствует понятие  общих принципов организации  местного самоуправления.

    Однако  системный и взаимосвязанный  анализ соответствующих конституционных  положений позволяет прийти к  выводу о том, что такое понятие  должно охватывать, по крайней мере, две группы норм.

    Первая  из них призвана гарантировать реализацию закрепленных в Конституции основ  самоуправления и соответствующих  прав граждан на самоуправление: самостоятельность  местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий (ст.12); самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (ст.130); осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных  традиций (ст.131); запрет на ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией (ст.133); осуществление  республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами собственного правового регулирования, включая  принятие законов и иных нормативных  правовых актов, вне пределов ведения  Российской Федерации, совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.76).

    Вторая  группа норм должна обеспечить осуществление  ряда положений Конституции, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации и гарантирующих права  и свободы человека и гражданина. К ней относятся конституционные  положения об обязанности государства  признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина (ст.2); о праве народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (ч.2 ст.3); о  запрете кому бы то ни было присваивать  власть в Российской Федерации (ч.4 ст.3); о праве граждан Российской Федерации  участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через  своих представителей (ч.1 ст.32); о  праве граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32).

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Заключение

    Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим  поиск путей, юридических и организационных  форм и определенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.

    Учитывая  многообразие субъектов правового  регулирования, а также то, что  новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой  финансово-экономической основы, некомплектность  правового регулирования), целесообразно  не строить расчетов на одномоментное  создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к  нему поэтапно. Совершенствование организационных  структур местного самоуправления требует  применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих  сохранить целостность организации.

    В заключение, я хочу сказать, что для  России вопрос о местном самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с местным  самоуправлением. Но можно сказать, что местное самоуправление в  России успешно функционирует, а  дальнейшее развитие и улучшение  системы местного самоуправления можно  охарактеризовать как перспективную  цель для страны в целом. 

                      
 

                      Список используемой литературы:

1. Авакьян  С.А. “Состояние проблемы и  перспективы местного самоуправления”  - М., 2000г.

2. Васильев  В.И. “Местное самоуправление: сегодня  и завтра” - Журнал Российского  права, 2002г.

3. Виноградов  В.А. “Местное самоуправление: проблемы  и решения" - М.: Российская академия  наук, 2002г.

4. Иванова  В.И. “Местное самоуправление: проблемы  теории и практики” - СПб.: Изд-во  “Санкт-Петербургского Университета”, 2001г.

5. Комкова  Г.Н., Крохина Ю.А., Новоселов В.  И." Государственная власть и  местного самоуправления в Российской  Федерации" - Саратов: под общ.  ред. Новоселова В.И., 2005 г.

6. Конституция  Российской Федерации: Официальный  текст - СПб.: Издательский дом  А. Громова, 2007г.

7. Кутафин  О.Е., Фадеев В.И. ”Муниципальное  право Российской Федерации”: Учебник. - М.: Изд-во “Юристъ”, 2001г.

8. Постовой  Н.В. “Местное самоуправление: история,  теория, практика” - М., 2001г.

9. Постовой  Н.В. “Муниципальное право России: Вопросы и ответы”-3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2002г.

Информация о работе Возрождение местного самоуправления