Возрождение местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

    3) принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

    4) установление местных налогов  и сборов;

    5) установление порядка управления  и распоряжения муниципальной  собственностью;

    6) контроль за деятельностью органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, предусмотренных  уставами муниципальных образований.

    В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации  может быть предусмотрена возможность  осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).

    2. Исполнительный орган - уставом  муниципального образования могут  быть предусмотрены должность  главы муниципального образования  - выборного должностного лица, возглавляющего  деятельность по осуществлению  местного самоуправления на территории  муниципального образования, а  также должности иных выборных  должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования  и иные выборные должностные  лица местного самоуправления  наделяются собственной компетенцией  по решению вопросов местного  значения в соответствии с  уставом муниципального образования.  Глава муниципального образования  и другие выборные должностные  лица местного самоуправления  в соответствии с уставом муниципального  образования подотчетны населению  непосредственно, а также представительному  органу местного самоуправления.

    В уставе муниципального образования  помимо представительных органов и  выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены  и иные органы местного самоуправления, и должностные лица местного самоуправления.

    Наименование  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки  полномочий, подотчетность, вопросы  организации и деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.

    Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и  государственными должностными лицами не допускаются.

    Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц  местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок  их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.

    2.2.3 Формы осуществления местного  самоуправления

    К формам осуществления местного самоуправления относится:

    1. Формы непосредственной демократии: местный референдум, выборы органов  местного самоуправления и должностных  лиц органов местного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц;  собрания, сходы граждан; митинги;  демонстрации; шествия; правотворческая  инициатива граждан; обращение  граждан в органы местного  самоуправления.

    2. Формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления  и выборные должностные лица.

    3. Местное самоуправление осуществляется  также через исполнительные органы.

    Местный референдум - это осуществляемое в  пределах муниципального образования  посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих  в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный  референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов  РФ, уставами муниципальных образований.

    Местные референдумы можно разделить  на две группы:

    - Обязательный референдум. Под обязательным  референдумом следует понимать  местный референдум, результатом  которого является решение, обязательное  к исполнению всеми субъектами  муниципально-правовых отношений.  В соответствии со ст.61 Федерального  закона “Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  РФ”, принятого 5 сентября 1997года (в ред.30.03.1999), решение, принятое  на референдуме в РФ, является  обязательным и не нуждается  в дополнительном утверждении.

    - Консультативный референдум. В отличие  от обязательного консультативный  референдум, не имеет такого широкого  распространения. Нормы о консультативном  референдуме имеются лишь в  отдельных законах о местном  референдуме и местном самоуправлении  субъектов РФ.

    Принципы  проведения местных референдумов установлены  Конституцией РФ, Федеральными законами “Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ”, “  Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ”. В соответствии со ст.3 Федерального закона “ Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ”, принятого Государственной  Думой 5 сентября 1997 года (в ред.30.03.1999), гражданин РФ участвует в референдуме  на основе всеобщего равного и  прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина в  референдуме является свободным  и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдумах, а также на их свободное волеизъявление. Закон в ст.5 закрепляет за всеми гражданами равное право на участие в референдуме. Учтены в законе принципы гласности и законности.

    Второй  важнейшей формой непосредственного  волеизъявления граждан являются выборы органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления. Выборы в системе местного самоуправления предназначены для формирования органов местного самоуправления и  избрания должностных лиц местного самоуправления. Участие граждан, проживающих  на территории муниципального образования, в выборах органов и должностных  лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства. Выбирая депутатов, а  также глав местного самоуправления из числа сограждан, избиратель участвуют  в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого  гражданина и судьба муниципального образования в целом. Качественный состав представительных органов зависит  как от выбора избирателей, так и  от законодательства, на основе которого проводятся выборы. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  гарантируют проведение муниципальных  выборов.

    Отзыв выборных лиц местного самоуправления является одной из форм прямого волеизъявления граждан. Наличие института отзыва депутата, другого выборного должностного лица местного самоуправления повышает ответственность каждого из них  перед избирателями за порученное дело. Основанием отзыва депутатов, как правило, является невыполнение своих депутатских  обязанностей, нарушение законодательства, устава муниципального образования, совершение действий недостойных звания депутата, игнорирование законных интересов  граждан.

    В муниципальном образовании для  решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан (ст.24). Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и  изменения его решений, пределы  его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую  инициативу (ст.25) в вопросах местного значения. Проекты правовых актов  по вопросам местного значения, внесенные  населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

    Граждане  имеют право на индивидуальные и  коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным  лицам местного самоуправления (ст.26).

    Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления обязаны  дать ответ по существу обращений  граждан в течение одного месяца.

    Территориальное общественное самоуправление (ст.27) - это  самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории муниципального образования (территориях  поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления  собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно  населением или через создаваемые  им органы территориального общественного  самоуправления.

    Наряду  с предусмотренными настоящим Федеральным  законом формами участия населения  в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении  местного самоуправления в иных формах (ч.2 ст.27), не противоречащих Конституции  Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

    2.2.4 Правовые акты местного самоуправления

    Правовые  акты являются важнейшим средством  осуществления задач и целей, поставленных перед местным самоуправлением, одной из основных форм управленческой деятельности в системе местного самоуправления. Правовые акты - это управленческие решения.

    В системе местного самоуправления они  обладают рядом признаков:

    1. Они принимаются при осуществлении  функций и полномочий субъектами  муниципального права. Таковыми  являются сообщества граждан,  принимающих решения на местном  референдуме, сходе, органы и  должностные лица местного самоуправления.

    2. Все правовые акты, принимаемые  в системе местного самоуправления, носят подзаконный характер, то  есть они должны соответствовать  действующим законам.

    3. Правовые акты имеют официальный  характер в силу того, что выражают  волю граждан муниципального  образования или волю органа  местного самоуправления, должностного  лица и влекут юридические  последствия.

    4. Решения субъектов муниципального  права становится правовым актом  при условии соблюдения процедуры  его принятия и надлежащего  оформления.

    Правовые  акты, принимаемые в системе местного самоуправления, можно разделить  на два вида.

    · К первому можно отнести решения, принимаемые населением на местном  референдуме, на собрании или на сходе. Например, путем референдума в 1993 году принята Конституция РФ, которая  является основным законом страны.

    · Ко второму виду относятся правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления.

    В свою очередь правовые акты второй группы подразделяются на две группы: нормативные правовые акты - это  акты, устанавливающие общеобязательные правила, и, индивидуальные, касающиеся только конкретных отношений либо определенных лиц.

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления действуют на всей территории муниципального образования. Они рассчитаны на многократное применение. Индивидуальные правовые акты могут распространяться на конкретных лиц. К ним можно отнести решения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Эти акты дают, изменяют, прекращают правоотношения.

    Нормативные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления и должностными лицами, не должны противоречить Конституции  РФ, федеральным законам, Указам Президента, постановлениям Правительства, законам  субъектов РФ, уставу муниципального образования. В случае несоответствия нормативных правовых актов Конституции  РФ или другим законодательным актам  они могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, а также признаны недействительными  по решению суда. Процесс принятия нормативно правового акта местного самоуправления или должностным  лицом местного самоуправления можно  разделить на четыре стадии:

Информация о работе Возрождение местного самоуправления