Структура органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать структуру органов МО на примере МО «Кронверкское» г. Санкт-Петербурга.
Для анализа вопроса ставятся следующие задачи:
1. Выявить теоритические основые организации органов МО
2. Была представлена нормативная база, устанавливающая правовые основы для разработки и организации структуры МО.
3. Выявить способы установления структуры МО.
4. Выявить организационные модели и классификацию органов МО.
5. Проанализировать структуру МО «Кронверское» г. Санкт-Петерубрга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ МО 4
§ 1.1. Определение сущности местного самоуправления 4
§ 1.2. МСУ как объект системного исследования 6
§ 1.3. Нормативные основы организации структуры органов муниципального образования в РФ 8
§ 1.4. Порядок определения структуры органов муниципального образования 11
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНОВ МО 12
§ 2.1. Элементы структуры органов местного самоуправления 12
§ 2.2. Организационные модели местного самоуправления 13
§ 2.3. Классификация органов местного самоуправления 17
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРОНВЕРКСКОЕ» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 26

Файлы: 1 файл

стрктура_орг_МО.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

Анализ  сложившейся структуры органов  местного самоуправления различных  муниципальных образований, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления позволяет выделить несколько организационных    моделей    местного   самоуправления   в   зависимости   от политической составляющей. 

Каждая  модель представляет собой сочетание  элементов системы местного самоуправления - представительного органа «Муниципальный Совет», исполнительного органа «Администрация» и высшего должностного лица «Глава местного самоуправления».

 
 
 
 

Схема модели «Сильный Глава местного самоуправления – Муниципальный Совет» 

Глава местного самоуправления называется "сильным" в силу того, что он  самостоятельно формирует администрацию, единолично руководит ее деятельностью; организует работу муниципального Совета, подписывает акты, принимаемые Советом. По Закону представительный орган имеет определенный минимальный набор исключительных полномочий, которые могут быть расширены. В данной модели муниципальный Совет выполняет только правотворческую и контрольную функции. Такое распределение функций ограничивает деятельность представительных органов, исключая из нее распорядительство, которое осуществляет Администрация под руководством Главы местного самоуправления. Кроме того, Глава местного самоуправления может решать отдельные вопросы, отнесенные к ведению Муниципального Совета.  

В другой модели Глава местного самоуправления называется «слабым», поскольку  избирается из числа депутатов Муниципального Совета. Его «слабость» заключается в полной подконтрольности и подотчетности Муниципальному Совету: Глава не имеет права наложения «вето», пределы его прав по формированию администрации и руководству ею ограничены решениями Муниципального Совета, полномочия которого значительно расширены, и помимо правотворческой и контрольной функций могут включать и распорядительство.

          

           
 
 
 

Схема модели «Слабый глава местного самоуправления – Муниципальный Совет». 

Эта модель подходит для малых городов, управлять  которыми не так сложно, и поэтому  не так важно иметь сильное  централизованное руководство. 

Существуют  муниципальные образования, в которых Глава местного самоуправления не предусматривается. Совет наделен законодательными и исполнительными полномочиями. Глава исполнительной власти  -  управляющий,  который назначается советом и может быть смещен Советом.

Задачи  управляющего – формирование  администрации, руководство ежедневной работой администрации, разработка бюджета.

 

                      

Схема модели «Муниципальный Совет – Глава  администрации (управляющий)». 

Следующая модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и сочетании представительных и исполнительных функций. 

                              

Схема модели «Городская комиссия – глава местного самоуправления» 

При этом избираются не депутаты представительного  органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица. Решения принимаются депутатами коллегиально. Каждый депутат возглавляет отдел административного управления. Глава местного самоуправления избирается депутатами из своего состава и имеет председательские и представительские полномочия и чисто организационные функции внутри комиссии.

Для малых  поселений применима модель «Глава местного самоуправления – собрание» («староста - сельский сход»), где функции представительного органа может осуществлять непосредственно население. Выборным лицом является Глава местного  самоуправления (староста), который и осуществляет полномочия органов местного   самоуправления.

На базе рассмотренных моделей возможно построение смешанных   моделей  применительно к местным условиям.

Невозможность построения унифицированного варианта объяснима с точки зрения демократии и исторического многообразия экономических  условий хозяйствования в России. Однако, субъекты Федерации, выбирая различные модели местного самоуправления, даже на своей территории не обеспечивают единообразия. Чрезмерно широкое использование различных моделей самоуправления без должного учета объективных условий снижает его эффективность и создает правовую неразбериху.5

§ 2.3. Классификация органов  местного самоуправления

 

Органы  местного самоуправления как субъекты управления муниципальным хозяйством классифицируются по следующим основаниям:

- способу  образования;

- объему  и характеру компетенции;

- предметам  ведения;

- способу  принятия решений;

- типу  исполняемых функций. 

По  способу образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие.  Наличие выборных органов местного самоуправления обязательно, т.к. это один из основных принципов местного самоуправления. Другие создаются по мере  необходимости и в свою очередь могут     подразделяться     на     формируемые     на     добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа),  на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т.п. 

По  объему и характеру  компетенции различаются органы управления:

- общей  компетенции;

- отраслевой  компетенции;

- межотраслевой  компетенции;

- специальной  компетенции.

Органы  местного самоуправления общей компетенции  выполняют функции по решению  всего комплекса задач местного значения и осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции. Такими органами являются администрации.

Органы  управления отраслевой компетенции  выполняют частные функции муниципального управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся управления и отделы городов, районов (Управление жилищного хозяйства, отдел образования, отдел социальной защиты населения и др.).

Органы  управления межотраслевой компетенции  выполняют, как правило, общие функции муниципального управления  и на основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким органам относятся комитеты городов, районов (уездов).

Органы  управления специальной компетенции  осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К этим органам относятся  комиссии. 

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы МСУ не только решают вопросы местного значения, отнесенные к ведению МСУ, но и исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти.

Отдельные государственные полномочия могут  исполняться и органами, созданными для решения вопросов местного значения, хотя, как правило, исполняются специально создаваемыми  органами (отделами записи актов гражданского состояния, военно-учетными столами и т.д.). В части исполнения отдельных государственных полномочий органы МСУ подконтрольны государственным органам.  

Классификация по способу принятия решений которые могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично.

      Например - представительный орган МСУ. Его  основное назначение  - представление  интегрированных интересов населения; коллективный интерес выражается здесь посредством выборного коллегиального органа. Ни один из членов этого органа и никакая их обособленная группа не вправе претендовать на выражение мнения всех избирателей. Следовательно, свои решения от имени населения этот орган принимает коллегиально.

      Коллегиально  имеет смысл принимать решения  в тех сферах, где возможно предвзятое отношение и даже личный интерес  должностного лица (предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т.п.). В то же время вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством гораздо более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, при котором конкретными сферами деятельности управляют профессионалы и они же несут персональную ответственность за результаты этой деятельности. 

      По  типу исполняемых  функций органы МО подразделяются на представительные и исполнительные.

Органы  МСУ, выступающие от лица населения  МО, должны осуществлять два типа функций: представлять интересы населения (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция).

Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании и разработке проекта  развития муниципального образования  в итоге и принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.

Представительный  орган в целом наделяется в  связи с его ролью в системе  МСУ исключительной компетенцией, которая  не может передаваться другим органам. Только представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные на территории муниципального образования правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов МСУ.

Реализация  интересов обеспечивается путем  разработки и исполнения программы  деятельности органов МСУ, направленной на осуществление проекта.

Исполнительный  орган может иметь еще более  сложную организацию, в которой  требуется установить место каждой его составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах своей компетенции органом, структурным подразделением органа, наконец, должностным лицом.  

Классификация органов местного самоуправления может  проводиться и по приведенным выше основаниям, и по ряду других. Важно, чтобы она способствовала решению более общей задачи - определению и по возможности оптимальной применительно к конкретным условиям структуры органов МСУ.6

Глава 3. Структура органов  муниципального образования «Кронверкское»

 

Устав  МО - основной нормативно-правовой акт  муниципального образования, обеспечивающий реализацию самостоятельности местного самоуправления.

Устав определяет структуру органов данного  МО в зависимости от его основных параметров (состав и величина территории, количество и социально-демографические особенности населения, состав объектов муниципальной собственности, структура муниципального хозяйства, экономическая структура МО в целом и т.д.). 

      Муниципальное образование Кронверкское – внутригородская территория Санкт-Петерубрга в границах муниципального округа №15.

      По  данным Всероссийской переписи населения 2002 года население муниципального образования  Кронверкское составляет 31 822 человек. Численность трудоспособного населения - 19879 человек. 

Структура органов  МО в соответствии со статьей 2 п.3 Устава состоит из:

  • представительный орган МО – Муниципальный Совет.
  • Глава МО.
  • исполнительно-распорядительный орган МО – Местная администрация МО.
  • контрольный орган МО – Ревизионная комиссия.
  • Избирательная комиссия МО – ИКМО.

Информация о работе Структура органов местного самоуправления