Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Муниципальное право".
86. ГАРАНТИИ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО
Самостоятельность местного
самоуправления возможна лишь при наличии
соответствующих материально-
Гарантии финансово-
– органы местного самоуправления
самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, которая признается
и равным образом защищается государством
наряду с другими формами
– органы местного самоуправления
вправе в соответствии с законом
создавать предприятия, учреждения
и организации для
Органы местного самоуправления вправе самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Статьи 4 и 5 Закона об общих
принципах организации местного
самоуправления возлагают на федеральные
органы государственной власти и
органы государственной власти субъектов
Федерации обязанность
Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате; органам местного самоуправления принадлежит право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
В интересах населения
органы местного самоуправления в установленном
законом порядке вправе осуществлять
внешнеэкономическую
87. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18).
Поэтому права и свободы человека и гражданина являются важнейшим элементом государственной и муниципальной демократии. Права и свободы гражданина реализуются прежде всего на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность, и их осуществление во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.
Реализация указанного принципа обеспечивается в процессе деятельности муниципальных органов по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Таким образом, данные вопросы охватывают основные сферы местной жизни: образования, здравоохранения, жилищно-коммунальную, землепользования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения. В данных областях местной жизни, отнесенных к ведению муниципальных образований, реализуются основные социально-экономические права и свободы граждан. Осуществляя свои функции в этих сферах местной жизни, органы местного самоуправления способствуют реализации важнейших социально-экономических прав и свобод граждан.
Выполняя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Российской Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне.
Организация местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Из федерального закона следует, что устав муниципального образования закрепляет конкретные формы, порядок и гарантии такого участия граждан, которые призваны обеспечить реализацию закрепляемого.
В ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления обозначены права граждан на осуществление местного самоуправления посредством форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В развитие этого положения ст. 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Таким образом, Конституция РФ закрепляет права и свободы и обязанности человека и гражданина.
88. ЗАКОННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО
Принцип законности – один из основных конституционных принципов российской государственности.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами и уставами субъектов Федерации в пределах гарантируемых государством полномочий. Это предполагает законодательное разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти, ее субъектов и муниципальными образованиями.
Принцип законности требует,
чтобы организация и
Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.
Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора.
Прокурор или его заместители
приносят протест на противоречащий
закону правовой акт в орган или
должностному лицу местного самоуправления,
которые издали этот акт, либо обращается
в суд в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством. Протест
подлежит обязательному рассмотрению
не позднее чем в десятидневный
срок с момента его поступления,
а в случае принесения протеста на
решение представительного
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Статья 51 Закона об общих
принципах организации местного
самоуправления конкретизирует предмет
прокурорского надзора в
Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.
Необходимо также иметь
в виду, что соблюдение законности
в организации и деятельности
местного самоуправления обеспечивается
контролем представительного
89. ГЛАСНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гласность – это важный
элемент демократической
С помощью гласности
Статья 3 Закона об общих принципах
организации местного самоуправления
устанавливает обязанность
Кроме того, органы местного
самоуправления должны доводить до сведения
граждан содержание решений, принимаемых
ими. В соответствии со ст. 19 упомянутого
Закона нормативные правовые акты органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, затрагивающие
права, свободы и обязанности
человека и гражданина, вступают в
силу после их официального опубликования
(обнародования). Закон обязывает
органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления обеспечить
каждому возможность
Устанавливаемая Законом
обязанность органов местного самоуправления
обеспечить получение гражданами полной
и достоверной информации о своей
деятельности предполагает использование
традиционных организационно-массовых
форм работы с избирателями, используемых
в свое время местными Советами и
их исполнительными комитетами. Многие
из этих форм получили свое правовое отражение
в уставах муниципальных
Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.
Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26).
90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя.
Принцип местного самоуправления, гласит ст. 2 Хартии, должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.
Конституция РФ, определяя
Российское государство как
Местное самоуправление как
одна из основ конституционного строя
представляет собой основополагающий
принцип организации и
Признание местного самоуправления
в качестве одной из основ конституционного
строя предполагает установление децентрализованной
системы управления, иных (нежели в
условиях централизации и концентрации
власти) основ взаимоотношений