Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией.
Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Файлы: 1 файл

Региональная стратегия 2012-2017.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие  в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

За 6 месяцев 2012 года на территории Кемеровской  области зарегистрировано 103 преступления против половой свободы и половой  неприкосновенности несовершеннолетних (за 6 месяцев 2011 года – 65 преступлений).

С 2010 года в Кемеровской области организовано проведение  межведомственной профилактической акции «Семья». Целями акции являются: повышение эффективности профилактической работы с неблагополучными родителями; информирование населения о проблемах детского насилия в семьях; оперативное оказание социальной и реабилитационной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия или жестокого обращения в семьях.

 В ходе проведения акции «Семья» в сентябре 2011 года  выявлено и   поставлено на учет 280 неблагополучных родителей, подготовлено и направлено в суд 140 материалов на лишение родительских прав в отношении родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей.

В 2012 году проведение мероприятий межведомственной профилактической акции будет продолжено.

 

 

 

2. Основные задачи 

 

Сокращение бедности среди семей  с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с  детьми, основанных на международных  стандартах прав ребенка и Рекомендациях  Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.

Обеспечение для всех детей безопасного  и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются  права ребенка и исключены  любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного  неблагополучия, основанной на его  раннем выявлении, индивидуализированной  адекватной помощи семье, находящейся  в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. 

 

3. Первоочередные меры 

 

Проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере  защиты детства, в том числе уточнение  и упорядочение правового содержания понятий "дети, находящиеся в трудной  жизненной ситуации", "дети и  семьи, находящиеся в социально опасном положении", "дети, нуждающиеся в помощи государства", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "жестокое обращение с ребенком".

Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия  обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании.

Оптимизация полномочий государственных  органов по защите прав детей, нормативное  закрепление порядка межведомственного  взаимодействия по предотвращению семейного  неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

Создание и распространение  информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах  детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.

Модернизация государственного статистического  наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и детства.

Формирование системы мониторинга  и статистического учета для  оценки эффективности семейной и  социальной политики в сфере материнства и детства. 

 

4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми 

 

Разработка и принятие минимальных  государственных гарантий в области  доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни  семей с детьми. 

 

5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей 

 

Обеспечение внедрения и распространения  современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.

Повышение доступности услуг для  семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций.

Продолжение общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому  обращению с детьми.

Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.

Формирование полноценной системы  подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

Организация распространения и  внедрения передового опыта в  сфере профилактики жестокого обращения  с детьми и реабилитации пострадавших.  

 

6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства  

 

Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального  неблагополучия семей с детьми и  комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.

Обеспечение беспрепятственного доступа  семей с детьми к необходимым  социальным услугам, в том числе  на основе развития специализированных учреждений для несовершеннолетних, центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, служб экстренной психологической помощи  «Телефоны доверия», кризисных отделений для женщин с детьми, учреждений дополнительного образования, организаций отдыха и оздоровления для детей.

В области круглосуточно  функционирует телефон доверия, предоставляющий профессиональную экстренную анонимную психологическую  помощь. В соответствии с планом общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению  в 2010 году пять городов   Кемеровской области: г.Кемерово, г.Новокузнецк, г.Мариинск, г.Ленинск-Кузнецкий, г.Междуреченск  подключены к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия. Воспитанникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предоставлен беспрепятственный доступ к действующим стационарным телефонам учреждений.

 

Обеспечение повсеместного внедрения  эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.

Внедрение системы профилактики отказов  от детей при рождении и (или) помещении  в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка  нарушений развития и несовершеннолетия  матерей.

Введение запрета на изъятие  детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в  этот период реабилитационной работы с семьями. 

 

7. Ожидаемые результаты 

 

Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и  ликвидация крайних форм проявления бедности.

Ликвидация дефицита услуг, оказываемых  дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, организациями отдыха и оздоровления детей  Кемеровской области.

Снижение численности семей, находящихся  в социально опасном положении.

Формирование в обществе ценностей  семьи, ребенка, ответственного родительства.

Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев  лишения родительских прав, выявлению  семей, входящих в группу риска, их социальному  сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей. 

 

III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей 

 

1. Краткий анализ ситуации 

 

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.

Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного  образования в целях обеспечения  равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 июля 2011 г. № 539-р утвержден план действий по модернизации общего образования в Кемеровской области, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов.  В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого школьника современного качественного общего образования на всех ступенях обучения.

Региональная система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений.

Таким образом, создаваемая региональная система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.

Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий. Так, в 2012 году область приняла участие в апробации электронной системы тестирования на экзамене по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а на экзамене по иностранному языку - устного компонента, как это предусмотрено федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Вместе с тем продолжают нарастать  проблемы, из-за нерешенности которых  права и интересы детей в системе  образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:

дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования;

дифференциация в доступе отдельных  категорий детей к качественному  основному и дополнительному  образованию;

отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг;

несоответствие современной системы  обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. 

 

2. Основные задачи 

 

Обеспечение доступности качественного  дошкольного образования, расширение вариативности его форм.

Реализация прав детей различных  категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного  общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Информация о работе Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы