Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией.
Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Файлы: 1 файл

Региональная стратегия 2012-2017.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Снижение числа детей-инвалидов  и детей с ограниченными возможностями  здоровья, оставшихся по объективным  причинам вне системы образования, до 20 процентов.

Распространение среди населения  доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).

Искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, родившихся без ВИЧ-инфекции. 

 

VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия 

 

1. Краткий анализ ситуации 

 

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная  система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей. Не отвечает требованиям времени деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей.

Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия.

Одной из самых опасных проблем  является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей  совершается в семье, а также  лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.

Координация деятельности органов  и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам. 

 

2. Основные задачи 

 

Развитие законодательных основ  системы защиты детства, введение в  действие существующих международных  стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

Реформирование деятельности органов  опеки и попечительства.

Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.

Реформирование комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав.

Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. 

 

3. Меры, направленные на реформирование законодательства Кемеровской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей 

 

Приведение законодательства Кемеровской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей.

Внесение изменений в законодательство Кемеровской области в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств.

Создание государственно-общественного  механизма реализации Конвенции  о правах ребенка, а также заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, сделанных по результатам  рассмотрения периодических докладов Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи. 

 

4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия 

 

Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия: общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

В целях развития дружественного к  ребенку правосудия предусматривается:

принятие мер по обеспечению  доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и  интересов;

обеспечение выполнения Минимальных  стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении  несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия;

проведение научных, социологических  исследований в целях выработки  эффективной политики в отношении  детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;

проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;

создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;

развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;

организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей  и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.

В области создана  сеть из 24 муниципальных психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящими в социально-опасном  положении, трудной жизненной ситуации.

На протяжении 3-х лет  в области проводится эксперимент по привлечению педагогов-психологов к участию в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних. Основная его цель – поддержка несовершеннолетнего на этапе следствия и судебного процесса и не допущение совершения им повторных правонарушений.

Пилотными площадками для  отработки ювенальных технологий стали  суды первой инстанции Кемеровского и Топкинского районов, Кировского и Заводского районов г. Кемерово. С 2005 в вышеуказанных судах педагогами-психологами  проводится работа с несовершеннолетними, имеющими неснятые судимости.

В целях организации работы по развитию сети служб примирения, в том числе  и школьных, в июне 2012 года Областным  психологовалеологическим центром  при содействии  департамента образования  и науки проведен Областной круглый стол по проблеме современных технологий разрешения конфликтов «Медиация, как современная инновационная практика разрешения конфликтов» с участием аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представителей Регионального родительского комитета, педагогов-организаторов ряда муниципалитетов области.

В сентябре-октябре 2012 года запланировано проведение семинара-совещания  для руководителей МОУО по ознакомлению с принципами работы школьных служб примирения, запланировано провести обучающие семинары для специалистов образовательных учреждений

В целях законодательного обеспечения  деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается:

принятие участия в разработке проекта федерального закона о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, определяющего место и роль комиссий в системе органов профилактики, механизмы реализации правозащитной, координирующей и профилактической функций комиссий в целях обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации, а также наделяющего комиссии правом ведения персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально опасном положении. При этом комиссии освобождаются от функций органа внесудебной юрисдикции;

внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. 

 

5. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период 

 

Создание в Российской Федерации  системы пробации, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с  детьми, находящимися в конфликте  с законом.

Организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в  местах лишения свободы, с их семьями  и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям  в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания.

Разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда.

Создание системы общественного  контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом.

Разработка программы ресоциализации отбывших наказание несовершеннолетних и формирование государственного заказа по адресному оказанию данной услуги.

Распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних.

Отнесение несовершеннолетних, находящихся  в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении  которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и  учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 

 

6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия 

 

Разработка комплексной национальной программы по предотвращению насилия  в отношении детей и реабилитации детей - жертв насилия.

Создание некоммерческого партнерства "Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" в целях объединения  усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших  детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повышения эффективности деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Обеспечение выполнения Руководящих  принципов ООН, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей - жертв и свидетелей преступлений, 2005 года.

Создание сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Информация о работе Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы