Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
Произвести анализ понятия муниципального служащего.
Проанализировать структуру и элементы статуса муниципального служащего.
Подробно рассмотреть перечень прав и обязанностей муниципального служащего.
На основе проведенного анализа выработать рекомендации по усовершенствования нормативной правовой регламентации правового статуса муниципального служащего.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Историчексий и правой аспекты муниципальной службы в Российской Федерации…………………………………………………….6
1.1.Понятие и задачи муниципальной службы…………………………..6
1.2 Особенности системы муниципальной службы в Российской федерации на современном этапе………………………………………....8
1.3 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы…..11
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего……………..…14
2.1 Права и обязанности муниципального служащего…………………14
2.2 Ограничения и запреты для муниципального служащего…...…….19
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованных источников…………………...……………….27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.14 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая  академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 

                      Кафедра Конституционного и муниципального права

 

 

                                        Шмакова Наталья Александровна 

                                                    

                                                      Курсовая работа

 Правовой статус муниципального служащего в Российской   Федерации

                                            Студента №2  группы 2 курса

 

 

                                                Научный руководитель:

                                                        Варлен М.В.

 

 

 

Дата  сдачи: __________________

Дата  рецензирования: _________

Дата  защиты: ________________

Оценка: _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Москва 2013 г.

                                        

  Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.Историчексий и правой аспекты муниципальной  службы в Российской Федерации…………………………………………………….6

1.1.Понятие и задачи муниципальной службы…………………………..6

1.2 Особенности системы муниципальной службы в Российской федерации на современном этапе………………………………………....8

1.3 Нормативно-правовое регулирование  муниципальной службы…..11

Глава 2. Правовой статус муниципального служащего……………..…14

2.1 Права и обязанности  муниципального служащего…………………14

2.2 Ограничения и  запреты для муниципального служащего…...…….19

Заключение………………………………………………………………..25

Список использованных источников…………………...……………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

"Муниципальная служба" довольно новое понятие для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

Раньше данный вопрос относился  к государственной службе, которая  давала общие понятия и регламентировала государственную службу и муниципальную службу. Сейчас, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано прежде всего с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Муниципальный служащий-это гражданин, исполняющий  в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной  службы за денежное содержание, выплачиваемое  за счет средств местного бюджета.

В наше время делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовой статус муниципального служащего, которое в отечественной юриспруденции изучено не в полной мере. Хотелось отметить, что практическая деятельность данного субъекта, реализация им своих профессиональных прав и обязанностей напрямую связана с рядом влияющих на это социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, которые также требуют обстоятельного осмысления.

В соответствующих нормативных правовых актах в настоящее провозглашены многоплановые права и обязанности муниципальных служащих. Между тем не всегда их перечень логичен и полон, не всегда предусмотрены юридические механизмы их реализации, подчас нет конкретики в определении некоторых из их гарантий. В свою очередь, четкая регламентация правового статуса муниципального служащего, его гарантий во многом обусловливает эффективность его работы , конечное продуктивность

Важным фактором, влияющим на совершенствование муниципального управления, является адекватная юридическая  ответственность муниципального служащего  за ненадлежащее осуществление своих  полномочий. Повышение ответственности  муниципальных служащих, борьба с  правонарушениями в сфере муниципальной  службы выступают самостоятельными задачами в деле укрепления законности и правопорядка в стране.

Надо отметить, что в  правовой науке и ранее уделялось, и сегодня уделяется немалое  внимание вопросам непосредственно  сферы муниципальной службы, работе муниципальных служащих в условиях формирования в России правового  государства и гражданского общества.

Несмотря на множество  работ в области муниципальной  службы и местного самоуправления, проблема правового статуса муниципального служащего не получили самостоятельного и полного освещения. В тех или иных трудах рассматривались отдельные аспекты данного вопроса.

Одной из важнейших задач  для продуктивной работы муниципальных  служащий является подготовка, переподготовка и повышение их квалификации , но данная проблема специально не исследовалась.

Актуальность темы  и ее недостаточная разработанность предопределили необходимость осуществления комплексного исследования прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.

Объектом исследования  является специальный правовой статус особого субъекта - муниципального служащего в Российской Федерации.

Предметом исследования  выступает комплекс профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего как элементов его специального правового статуса, а также их социально-экономические, политические, идеологические, юридические и иные гарантии.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Произвести анализ понятия муниципального служащего.
  2. Проанализировать структуру и элементы статуса муниципального служащего.
  3. Подробно рассмотреть перечень прав и обязанностей муниципального служащего.
  4. На основе проведенного анализа выработать рекомендации по усовершенствования  нормативной правовой регламентации правового статуса муниципального служащего.

 

 

 

 

 

Глава 1.Историчексий и правой аспекты муниципальной  службы в Российской Федерации.

1.1. Понятие  и задачи муниципальной службы.

Понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной  службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением  местного самоуправления и системы  его органов.

В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили, хотя на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были “государственные служащие местных органов государственной власти”.

После принятия в 90-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о  служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе  и особенностях функционирования и  прохождения службы. Принимаемые  органами местного самоуправления нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.

До  перехода к организации местной  власти на началах самоуправления и  становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы  осуществления власти народа понятие  “муниципальная служба” в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных  органов государственной власти местных Советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались  как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, определила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 13 июля 1995 года разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2).1 Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3)

Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, она не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

Основными задачами муниципальной службы являются:

1.  обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

2. обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного  значения;

3.  подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах  полномочий  органов местного самоуправления;

4. защита прав и законных интересов муниципального образования.

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом, который представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то основное различие заключается в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

1.2. Особенности системы муниципальной  службы в Российской федерации  на современном этапе.

Муниципальная служба-это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения контракта.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила в  качестве одной из основ конституционного строя местное самоуправление. "В  Российской Федерации признается и  гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти"2 (стаятья 12).

Не включение органов  местного самоуправления в систему  органов государственной власти поставило на повестку дня вопрос о необходимости формирования отличного  от государственной службы корпуса  профессиональных управленцев, реализующих  полномочия в органах местного самоуправления от имени и по поручению муниципального образования. Так, впервые в истории  российского государства была организована самостоятельная муниципальная  служба.

Будучи значительно более  молодым организационно-правовым институтом, чем государственная служба, муниципальная  служба первоначально во многом была упрощенной копией первой. Это вполне подтверждается положениями статьи 60 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 года: "впредь до принятия соответствующего федерального закона на муниципальных  служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством  для государственных служащих". Впрочем, и принятый тремя годами позже специальный федеральный  закон о муниципальной службе был фактически "братом-близнецом" федерального закона о государственной  службе.

Со временем муниципальная служба все более и более обособляется от государственной. Осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию одной из важнейших основ конституционного строя России, какой по праву является местное самоуправление, выдвинула целый ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования местного самоуправления, так и укрепления в его системе кадрового потенциала и кадровой политики.

Новый толчок преобразованию муниципальной службы был дан  стартом проводимой с начала XXI в нашей стране административной реформы, в рамках которой существенным изменениям подверглась как государственная служба, так и система местного самоуправления. По справедливому мнению А.Ф. Ноздрачева, "повышение эффективности работы органов исполнительной власти и теснейшим образом взаимодействующих с ними, хотя и не входящих в их систему, органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от того, в каком состоянии находится правовое регулирование государственной гражданской и муниципальной службы. Принятие Закона № 58-ФЗ дает непосредственный импульс процессу совершенствования законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации".

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации